Знакомое лицо JCB JS200W

Леонид Малютин

Колесные экскаваторы марки JCB хорошо известны в России и успели хорошо зарекомендовать себя. Вполне закономерно, что и нам захотелось поближе познакомиться с достоинствами представителя этого семейства. Наибольшее распространение получили 16-тонные JS160W. Предоставленный в наше распоряжение новенький 20-тонник JS200W – машина уже более серьезная, способная во многих случаях заменить гусеничный экскаватор такой же массы, производительная и мобильная.

Перемещать грунт можно и так

Перечень работ по периодическому обслуживанию JS160W занимает несколько страниц. Но затраты 15...20 минут на ежедневный осмотр, проверку состояния систем и агрегатов, шприцевание, а тем более на своевременное и полноценное периодическое обслуживание себя оправдают. Это не только профилактика, но и предотвращение проблем при очередном обслуживании, когда что-нибудь «закиснет» или не «пробьется». Открыв панели на левом борту платформы, получаем доступ к аккумуляторной батарее и расширительному бачку. Зимой уход за аккумулятором особенно актуален. При высокой влажности грязь на его поверхности образует дорожки, через которые «утекает» ток, и аккумулятор «подсаживается». А в хороший мороз каждый ампер на счету. Уровень и цвет охлаждающей жидкости хорошо видны сквозь стенку бачка. Перелив жидкости не страшен – излишек вытечет через отводную трубку. Здесь же, с левой стороны, находится фильтр тонкой очистки гидросистемы Plexus и воздушный фильтр, до смены которых экскаватору работать еще 1000 машино-ч. Клапан в корпусе воздушного фильтра поможет удалять осевшую на дне пыль. Решетка перед радиатором для очистки от грязи вынимается, как соты из улья. За дверцей с правой стороны – гидронасосы, фильтры гидросистемы, фильтр-отстойник топливной системы. Сливать отстой из топливного бака и фильтра-отстойника по регламенту следует еженедельно или через каждые 50 машино-ч. В условиях российской действительности эту процедуру лучше выполнять ежедневно перед сменой, а по окончании смены – полностью заправлять бак, причем хорошим топливом.

Всё под рукой

На фильтре предусмотрена трубочка для слива отстоя в емкость – европейцы заботятся об экологии. Рядом – контрольное окно бака гидросистемы, уровень жидкости в котором проверяют, когда экскаватор находится в транспортном положении. Под нижней ступенькой платформы спрятан небольшой инструментальный ящик. В него поместили бачок омывателя стекла и насос со шлангом для заправки экскаватора топливом. Для проверки уровня масла в двигателе ISUZU, известном большим ресурсом, необходимо подняться на платформу и открыть капот. Рядом с капотом – заливная горловина бака гидросистемы с сеточным фильтром, фильтр и сапун. К основанию стрелы выведены точки смазки штоков гидроцилиндров стрелы. Остальные точки рассредоточены по стреле и рукояти, и чтобы добраться до верхних, придется опустить ковш в смотровую яму или траншею. С учетом рекомендации ежедневного обслуживания осей рабочего оборудования централизованная система смазки была бы очень кстати. Не стоит забывать и об узлах шасси: они требуют к себе внимания после каждых 500 машино-ч и рекомендованную пластичную смазку JCB HP Grease. Можно использовать другие марки, но при этом интервалы смазки сокращаются до 50 машино-ч.

На обкатку экскаватора отведено 100 машино-ч, после чего необходимо сменить масла и фильтры в двигателе, агрегатах трансмиссии и редукторе механизма поворота платформы, а также протянуть крепежные элементы. После обкатки регламент предусматривает периодические ТО каждые 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 5000 машино-ч. При интенсивном использовании гидромолота или бетонолома интервалы между заменами гидравлической жидкости и фильтров сокращаются.

Решетка радиатора вынимается, как соты из улья

Для доступа в кабину и на платформу с обеих сторон шасси предусмотрены длинные подножки. За подножками на левой стороне помещен вместительный инструментальный ящик. Когда поворотная платформа выровнена относительно шасси, подъем в кабину не представляет затруднений. Чтобы выйти из кабины, надо поднять специальный рычаг, блокирующий органы управления. Если оператор случайно заденет джойстик, что происходит довольно часто, машина на это не отреагирует.

Эргономика кабины на высоком уровне. Комфортабельное сиденье оснащено подголовником, подлокотниками и четырьмя регулировками. Сиденье выдвигается вместе с органами управления, так что оператор любой комплекции и телосложения может устроиться с удобством.

Магнитолу и динамики поместили сзади, над головой оператора. Нижнее лобовое стекло сдвигается вверх и вместе с верхним стеклом поднимается под крышу. Полупрозрачная шторка от солнца фиксируется в трех положениях, прикрывая стекло в крыше либо лобовое стекло частично или полностью.

Сиденье регулируется по положению и весу оператора

Положение рулевой колонки регулируется в широком диапазоне и фиксируется защелкой. Направление и скорость движения управляются педалями. Крайней правой педалью оператор меняет направление движения вперед-назад; рядом с ней – педаль «газа». Левой широкой педалью переключается двухскоростная коробка передач. На 1-й передаче экскаватор движется со скоростью до 8 км/ч, на второй – до 30. При переключении на жидкокристаллическом дисплее появляется символ зайца или черепахи. Предусмотрен и специальный медленный режим движения со скоростью до 3 км/ч; для его включения есть кнопка с символом черепахи на правой кнопочной панели. Под правой рукой – джойстик, управляющий стрелой и ковшом, замок зажигания и панели с кнопками и тумблерами, на которых сосредоточено управление освещением, отоплением, вентиляцией, отдельные функции трансмиссии и рабочего оборудования, включая стояночный тормоз. В приборную панель вмонтирован ЖК-дисплей и воздушный дефлектор. При включении зажигания электроника тестирует системы экскаватора, при этом какое-то время работают все индикаторы и шкалы на дисплее. Слева – джойстик, работающий в двух режимах: управления рукоятью и поворотом платформы, управления отвалом. Для переключения между режимами используется нижняя кнопка на джойстике. Правой верхней кнопкой отвал опускается, левой – поднимается. Кнопки управления задними опорами вынесены на панель под джойстиком.

Для слива отстоя предусмотрена трубочка

Двигатель запускается легко, и из выхлопной трубы не вылетает облако сажи, а при работе выхлоп еле заметен. Единственная сложность в управлении экскаватором – запомнить все кнопки и последовательность их включения. В остальном всё просто и логично. Рабочее оборудование осваивается легко, можно совмещать сразу четыре операции: движения стрелы, рукояти, ковша и поворот платформы. Гидравлика работает с характерным гулом, но не назойливым. Рабочее оборудование в крайних положениях не гремит «суставами», что было бы удивительно для новой машины. В поворотах неразработавшееся шасси скрипит, но это временное явление.

Передний отвал расширяет возможности экскаватора и может использоваться и как опора, и для бульдозирования грунта. Положение поворотной платформы при этом не имеет значения. Низкий уровень токсичности выхлопа и шума от двигателя и гидравлики – большой плюс для плохой российской экологии. Пока экскаватор стоял на площадке, под ним не образовалось ни одного масляного пятна. Надеемся, что так и будет на протяжении всей его жизни.

JCB JS200W нам понравился, и не только своими рабочими характеристиками и эргономикой, но и дружественным отношением к экологии.

Редакция благодарит ЗАО «ЛОНМАДИ» за предоставленную возможность ознакомиться с экскаватором.