Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них

Наступила эра низкопольников (Scania OmniLink, ЛиАЗ-5292, МАЗ-107, ПАЗ-3237)

Л. Кузнецов, фото автора

Прошедшая в феврале 2004 г. на ВВЦ выставка «Наземный городской пассажирский транспорт» обозначила тенденцию к использованию на улицах российских городов автобусов с низким полом. Все четыре городских автобуса, представленных на выставке, были низкопольными.

Scania OmniLink

Автобус МАЗ-107 относится к классу 15-метровых трехмостовых автобусов, ПАЗ-3237 – к 7-метровым двухмостовым. Двенадцатиметровые ЛиАЗ-5292 и Scania OmniLink принадлежат к одному классу, но выполнены по разным конструктивным схемам: первый – с поперечным расположением двигателя, ведущим мостом со смещенной главной передачей и одинаковым уровнем пола по всей длине автобуса; второй – с продольно расположенным двигателем, «классическим» мостом и повышенным уровнем пола в задней части салона.

Из всех демонстрировавшихся машин серийно выпускают сегодня только Scania. МАЗ-107 существует в количестве двух опытных образцов, ЛиАЗ и ПАЗ являются экспериментальными, т. е. единичными. Все обнаруженные различия дают возможность проанализировать конструктивные особенности каждой модели и определить, на чем же нам предстоит ездить в ближайшем будущем.

ЛиАЗ-5292

Театр начинается с вешалки, автобус – с дверей. Почти на всех машинах двери поворотные, за исключением второй и третьей на Scania: они сдвижные. Европейское происхождение дает о себе знать, но для России такое решение вряд ли можно назвать удачным. Наш народ привык не входить, а врываться в салон, когда людей на остановке намного больше, чем вместимость подошедшего автобуса, особенно в часы пик. Вероятность уехать напрямую зависит от способности оказаться в первых рядах при посадке. При такой пассажирской атаке сдвижная конструкция менее безопасна. Тем не менее следует признать, что на всех четырех автобусах двери обеспечивают комфортную посадку пассажиров. С внутренней стороны поворотные створки оборудованы наклонными поручнями контрастного цвета, что снижает шансы промахнуться рукой при входе в салон или выходе. Высота дверных проемов дает возможность пройти в салон, не нагибая головы, человеку ростом 190 см, а Scania не заставит наклониться и баскетболиста под 210 см. По ширине дверей замечание есть только к ЛиАЗу: нижние опоры дверных створок закрыты большими пластиковыми кожухами, сильно выдающимися в проход при открытых дверях. Наступив при посадке на скользкий пластик, можно подвернуть ногу, особенно если обувь на высоком каблуке.

ПАЗ-3237

От дороги до салона – один шаг. Утверждение справедливо для первых и вторых дверей всех автобусов и для третьей двери ЛиаЗа (дополнительные ступеньки у третьей двери МАЗа и Scania, как в нормальном, высокопольном автобусе, – плата за центральное расположение главной передачи ведущего моста). Выше всего задирать ногу придется в ПАЗе, чуть ниже – в ЛиАЗе и МАЗе. Scania, подвеска которой дает автобусу возможность «приседать» на остановке, может изменять высоту подножки, и если подняться выше ПАЗа ей не удастся, то присесть ниже МАЗа получится запросто.

Шагнув в переднюю дверь любого автобуса, не забудьте повернуть налево. Пропустившие левый поворот рискуют: в ПАЗе можно оказаться прямо на коленях у водителя, в ЛиАЗе и Scania – упереться в небольшую дверь, отгораживающую водителя от пассажирского салона. Только в МАЗе диагональная стенка перегородки кабины водителя ненавязчиво «довернет» забывчивых в сторону салона. МАЗ – единственный из представленных автобусов с полностью изолированной от салона кабиной водителя, для входа в которую предназначена передняя створка передней двери.

Сразу за средней дверью на всех автобусах находится большая накопительная площадка, обнесенная горизонтальным поручнем. На ПАЗе и ЛиАЗе поручень замкнутый П-образный с неизменной высотой. На Scania и МАЗе левый и продольный поручни выполнены раздельными и расположены на разной высоте. О том, насколько удобно они расположены, можно сказать так: за все поручни можно держаться, на продольный поручень Scania – опереться, на поручни МАЗа и ПАЗа – облокотиться, а на поручне ЛиАЗа и поперечном в Scania при желании получится повиснуть.

Поручни и экраны накопительных площадок

Только на МАЗе накопительная площадка не огорожена экранами; на ПАЗе экраны есть с двух сторон, на Scania и ЛиАЗе – только слева. Отсутствие правого экрана на Scania понятно: его заменяют спинки сидений, но почему его нет в МАЗе и ЛиАЗе? Вопрос не праздный. Потерявшего равновесие пассажира удержит поручень, а вот «уехавшая» хозяйственная сумка на колесиках может славно дать по ногам пассажиров, сидящих у нее на пути (сиденья справа от площадки установлены против хода). Непонятно отсутствие левого экрана на МАЗе – одно неверное движение сидящего слева, и одежда человека, стоящего на площадке, будет испачкана. При попытке встать с сиденья нога может сорваться с высокого уступа. Зато экраны перед дверью на МАЗе, как и на Scania, выполнены по европейскому стандарту, и верхний, и нижний. На Ликинском заводе посчитали, что можно обойтись без верхнего экрана, а на ПАЗе слева за дверью такое хитросплетение поручней, что экраны вообще необязательны.

Если захочется из центральной части салона пройти в заднюю, в ПАЗе и Scania придется подняться на две ступени. На МАЗе ступеней нет, здесь уровень пола повышается плавно. На ЛиАЗе пол вообще ровный, хоть в боулинг играй. Однако это не означает, что не надо никуда подниматься. То есть можно и не подниматься, но тогда придется ехать стоя, ведь все сиденья в этом автобусе установлены на невысоких продольных «подиумах», под которыми размещаются элементы подвески и трансмиссии. То же относится и к остальным автобусам. Исключением или, вернее, полуисключением является Scania: в средней части «подиумов» нет, и уровень пола одинаковый по всей ширине салона.

Высота верхнего поручня

Сиденья на всех машинах полужесткие, с пластиковым каркасом и тканевой обивкой. Радует новая конструкция кресел на ЛиАЗе – и сидеть удобно, и ухватиться есть за что: верхняя ручка в форме дуги одинаково удобна и для горизонтального захвата, когда встающий с заднего сиденья пассажир берется за ручку переднего сиденья, и для вертикального, если стоящий рядом не может дотянуться до верхнего поручня. Сиденья на МАЗе и ПАЗе делают комфортным только горизонтальный захват, на Scania – только вертикальный. А вот подголовники на сиденьях есть только на Scania.

За что ухватиться? – естественный вопрос человека, который едет в автобусе стоя. В обычных автобусах держатся, как правило, за верхний горизонтальный поручень. В низкопольных за него может комфортно взяться только человек ростом намного выше среднего. Из-за высокого потолка верхний поручень в низкопольниках сделан на высоте под два метра, а потому человек среднего роста на нем зависает. Недоступность верхнего поручня компенсируется обилием свисающих с него петель-«виселиц» и большим числом вертикальных поручней. Причем на ПАЗе, МАЗе и Scania петли выглядят как петли, а у ЛиАЗа над их формой потрудились опытные дизайнеры. В задней части Scania от горизонтальных поручней вообще отказались, заменив их вертикальными, установленными у каждого ряда сидений.

МАЗ-107

В заключение – несколько слов о вентиляции. Кроме форточек в окнах (на всех демонстрировавшихся автобусах они откидываются внутрь), существуют еще вентиляционные люки в крыше, они же – аварийные выходы. Чтобы открыть таковой, надо толкнуть ручку люка вверх. Дотянуться до нее без проблем можно только на МАЗе, на остальных автобусах перед пассажиром стоит выбор: либо прыгать, либо дышать через раз.

Российские низкопольные автобусы находятся в начале своей эволюции. Более того, сейчас они в стадии экспериментальных моделей, а значит, их можно доработать. Но даже когда машины пойдут в серию, всегда есть возможность их улучшить. Этот мини-тест лишь акцентировал внимание читателя на некоторых достоинствах и недостатках новых низкопольных автобусов, а реальную оценку им дадут пассажиры, о чем мы постараемся вам рассказать.


Л. Кузнецов, фото автора Основные Средства 04'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)