Надежный самосвал за хорошую цену (КрАЗ-65032)

А. Ерохин, фото М. Ралиева и автора

Для чего производят самосвал c полным приводом (6х6) грузоподъемностью пятнадцать тонн? Ответ на этот вопрос очевиден: если это транспортное средство выпускают, значит, оно кому-нибудь нужно. Те, кто знаком со строительной площадкой весеннего или осеннего периода, убеждены – такая машина в России необходима.

Передний ведущий мост с цилиндром гидроусилителя рулевого управления

Если грунт в кузов самосвала загружают экскаватором, то подъезд к месту работ не заасфальтирован, почва после дождя размокшая, а для правильной установки автомобиля приходится маневрировать задним ходом. При разгрузке на строительной площадке картина та же. Именно при отсутствии дороги с твердым покрытием появляется реальная необходимость использовать автомобиль-самосвал с полным приводом. При разгрузке автомобиля-самосвала лучше, если он находится на горизонтальной площадке с минимальными углами крена. Это предусматривается правилами безопасности, ведь при разгрузке грунт из кузова начинает высыпаться только в конце подъема, когда центр тяжести смещен и автомобиль наименее устойчив. Выполнить такое требование на строительной площадке не просто. Когда самосвал стоит на мягком грунте с небольшим креном, при подъеме кузова центр тяжести машины также повышается. Это ведет к перераспределению нагрузки на правые и левые колеса, и крен самосвала еще более увеличивается. Если боковой крен превысит предельно допустимый, автомобиль может опрокинуться набок либо упадет задняя часть самосвала с мостами и кузовом, свернув при этом раму автомобиля. Нередко сам водитель забывает о контроле положения самосвала перед разгрузкой, что также может вызвать опрокидывание машины.

При маневрировании, разворотах с движением задним ходом, на мягких грунтах возникают высокие нагрузки на элементы задней и передней подвески, что ведет к быстрому износу наиболее слабых элементов. Особенно свойственны такие явления трехосным автомобилям. Быстро разрушаются кронштейны крепления оси балансира задней тележки к раме. Кронштейны крепятся при помощи заклепок соответствующего размера, поэтому восстановление этих элементов до нормального состояния представляет определенную трудность. Если конструкция механизма не выдерживает условий эксплуатации, то восстановленные после ремонта элементы и их соединения, естественно, не получатся как новые. Ко всему прочему в летний период автомобили-самосвалы работают в сильно запыленной среде. В таких условиях ресурс элементов воздушного фильтра резко снижается и иногда исчисляется несколькими тысячами вместо десятков тысяч километров, что обычно указано в инструкции.

Раздаточная коробка

Что же следует из сказанного? Во-первых, для обеспечения безотказной работы автомобилей-самосвалов, в том числе машин повышенной проходимости, рама должна быть надежной, с большим запасом прочности. Во-вторых, необходима не менее надежные подвеска и элементы ее крепления к лонжеронам рамы. В-третьих, важно наличие устройства дополнительной очистки воздуха, расположенного перед воздушным фильтром. И, в-четвертых, нужна надежная трансмиссия, хорошо согласованная с показателями мощности двигателя.

Из всех автомобилей-самосвалов, произведенных в России и странах ближнего зарубежья, этим четырем требованиям наиболее полно соответствует КрАЗ-65032, изготавливаемый Кременчугским автомобильным заводом (Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ»). В своей категории этот автомобиль можно назвать наиболее дорогим по стоимости, но зато дешевым в эксплуатации и достаточно надежным. В самом деле, кто не слышал о знаменитых «кразовских» швеллерах, из которых сделаны лонжероны рамы этого самосвала. Соответственно очень надежны элементы крепления подвески к лонжеронам рамы, да и сама подвеска. И только у этого самосвала на капоте есть блок циклонных аппаратов для предварительной очистки воздуха.

Внешний вид комбинации приборов и подрулевого переключателя света, заимствованного у КамАЗа

Автомобиль-самосвал КрАЗ-65032 выполнен для климатического использования по ГОСТ 15150 – «У», «Т», «ХЛ». Он предназначен для перевозки строительных (сыпучих и навалочных) грузов по дорогам с твердым покрытием, которые рассчитаны на пропуск автомобилей с нагрузкой на сдвоенные оси до 220 кН (22 тс). Допускается выход и на дороги, рассчитанные на меньшую осевую нагрузку, но при условии ограничения в определенных пределах грузоподъемности самосвала.

Поделимся некоторыми впечатлениями от вождения. Для автомобилей этой категории уровень шума в кабине при движении вполне сносный. Иными словами, общаться можно, не повышая голос. Управление достаточно легкое. Усилия при нажатии педалей вполне приемлемые, переключение рычага передач не вызывает неприятных ощущений, как это бывает в некоторых аналогичных машинах. Рулевое управление отрегулировано по норме: усилие поворота рулевого колеса небольшое, самовозврат после выхода из поворота мягкий, сохранять прямолинейное направление движения просто. Все это создает общее неплохое впечатление.

В снаряженном состоянии машина достаточно резвая, однако при полной нагрузке заметно теряет в тяговой динамике. Шумов трансмиссии в кабине практически не слышно. Тормоза – хорошие. При торможении не наблюдается увода в сторону, запаздывание невелико, дозировать замедление автомобиля можно без затруднений.

Соединение воздушного фильтра с циклонными аппаратами

Четырех передач для движения по дорогам с покрытием хватает даже для груженой машины при включенной высшей передаче раздаточной коробки. Хорошо ведет себя самосвал и при движении по грунту, на включенной пониженной передаче в раздаточной коробке. Максимальная скорость в этом случае не превышает 60 км/ч, чего вполне достаточно для такого автомобиля.

Обзорность с места водителя соответствует требованиям российских стандартов. Удобно расположены зеркала заднего вида, поэтому при маневрировании задним ходом трудностей не возникает. Обогрева зеркал на тестируемой машине нет. По комфортности рабочего места водителя машина уступает некоторым моделям других производителей. Однако с этим положение не столь безнадежно, среди опробованных автомобилей были экземпляры и похуже. Наиболее архаичным элементом самосвала КрАЗ-65032 можно назвать стояночный тормоз, расположенный на карданном валу раздаточной коробки.

Механизм подъёма кузова

Хорошая вещь дешевой не бывает, хочется сказать тем, кто собирается приобрести такую технику. В полной мере это относится к предмету нашего разговора – автомобилю-самосвалу КрАЗ-65032. Возможно, по динамическим качествам он и проигрывает КамАЗу, однако не уступает в надежности.

Самосвал с полным приводом оказался настолько востребованным, что около года назад завод в Кременчуге запустил в серийное производство еще более тяжелую модификацию – КрАЗ-65032-00000-43. Благодаря изначально заложенному в конструкцию запасу прочности грузоподъемность увеличили до 18 т, а объем кузова с подогревом – до 12 м3, нарастив борта и соответственно усилив заднюю тележку.