Конструкции автобусов для линий BRT
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Проблемы пуска дизельных двигателей
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка

Дорожные ограждения для снижения тяжести ДТП

М. Лыюров, ФГУП НИЦИАМТ

Ежегодно на дорогах Российской Федерации происходит около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибает свыше 20 тыс. человек и около 180–190 тыс. получают ранения разной степени тяжести. Из данных статистики известно, что до 25% от общего числа ДТП – непреднамеренные (неуправляемые) съезды автомобилей с проезжей части дороги. Тяжесть последствий таких происшествий особенно велика: в них погибает каждый пятый человек и, практически в каждом из них имеются раненые, а материальный ущерб характеризуется значительными повреждениями автомобилей и перевозимых грузов.

Главным средством снижения тяжести последствий таких происшествий являются дорожные удерживающие ограждения. Дорожные боковые ограждения являются неотъемлемой частью строительных сооружений земляного и мостового полотна автомобильных дорог. Однако конструкция и низкое качество установки некоторых ограждений делает их непригодными для удержания автобусов и грузовых автомобилей. Порой случается и так, что конструкция ограждений не отработана, и они сами представляют опасность для участников дорожного движения.

Наиболее опасны непреднамеренные съезды на горных дорогах, мостах, путепроводах, эстакадах и скоростных магистралях с несколькими полосами движения в одном направлении. Практически раз в полгода и даже чаще в России происходят катастрофы, особенно с автобусами, в которых погибает большое количество людей из-за отсутствия или неправильно установленного дорожного ограждения.

В течение последних 10 лет в нашей стране происходят существенные изменения в дорожном движении. Увеличивается количество многополосных дорог. Улучшение дорожных условий ведет к увеличению скоростей движения автомобилей. И все это влечет за собой повышение уровней действующих нагрузок на удерживающие ограждения.

В последние 8 лет ФГУП НИЦИАМТ (Дмитров-7) совместно с дорожными институтами СоюздорНИИ и РосдорНИИ при непосредственном участии специалистов НИЦ БД МВД России испытывает дорожные ограждения нового поколения, обеспечивающие безопасность движения.

Последние 8 лет для дорожных ограждений нормативными являются требования по удерживающей способности и безопасности на основе международного Европейского стандарта EN 1317-2:1995. В 1999 г. Федеральной дорожной службой РФ были разработаны отраслевые нормы «Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах» (ОДН 218.012-99). Указанные документы предписывают устанавливать дорожные ограждения различной удерживающей способности в зависимости от категорий дорог, их параметров, уровня загрузки, радиусов кривизны в плане, наличия уклонов и потенциально опасных зон и объектов вблизи дороги.

Для оценки уровня удерживающей способности стандартом EN 1317-2:1995 предписываются различные режимы испытаний дорожных ограждений.

Для испытаний удерживающей способности натурных образцов ограждений разной конструкции методом наезда автомобиля на ограждение в 1997 г. на ФГУП НИЦИАМТ был построен специальный комплекс, а в 1999 г. – железобетонное основание для монтажа и испытаний ограждений мостовой группы. Комплекс позволяет проводить испытания с режимами стандарта EN 1317-2:1995 с наездом автомобиля на ограждение под углом 20о.

Нормативные требования, предъявляемые к дорожному ограждению:

– вступивший во взаимодействие с ограждением автомобиль не должен опрокидываться как через ограждение, так и в сторону полосы движения. Автомобиль не должен разворачиваться после контакта с ограждением в сторону увеличения угла наезда и не должен прорывать ограждение;

– ограждение должно корректировать траекторию наехавшего транспортного средства. Взаимодействие автомобиля с ограждением должно завершаться его выбегом в пределах прямоугольной площадки с регламентированными размерами;

– ограждение должно обладать энергопоглощающими свойствами и обеспечивать низкий уровень перегрузок, действующих на автомобиль. При ударе в ограждение продольная перегрузка в центре масс автомобиля не должна превышать 10 g, поперечная перегрузка, действующая на водителя (пассажира) не должна превышать 5 g, на перевозимый груз не более 6 g (g – ускорение свободного падения). Послеаварийная безопасность ограждения заключается в отсутствии падения элементов ограждения на проезжую часть и проникновение их в салон автомобиля;

– при наезде автомобиля на ограждение не допускается деформация пассажирского салона. После соударения ограждения не должны представлять опасности для других транспортных средств.

Указанные нормативы позволяют производителям дорожных ограждений самостоятельно решать проблемы конструкции своих изделий, но обязательным является соответствие конструкции требованиям по удерживающей способности в зависимости от функциональных свойств ограждения, а главное – требованиям безопасности.

Одним из главных путей повышения безопасности конструкций дорожных ограждений в настоящее время является их сертификация.

В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» при строительстве и ремонте дорог должны применяться ограждения, отвечающие требованиям нормативных документов и имеющие сертификат соответствия, выданные компетентными и независимыми органами по сертификации, аккредитованными в признанных национальных системах сертификации.

В России – это Система сертификации ГОСТ Р, в которой органами по сертификации дорожных ограждений, сооружений и элементов обустройства дорог являются СоюздорНИИ и НИЦ БД МВД России, а НИЦИАМТ был аккредитован на техническую компетентность и независимость на право проведения испытаний для целей сертификации.

В 1997–2003 гг. на НИЦИАМТ были испытаны дорожные ограждения, изготавливаемые ЗАО ПКФ «Южуралавтобан» (Магнитогорск), Домодедовским заводом металлоконструкций «МЕТАКО» (Домодедово, Московская обл.), ООО «Трансэкострой» и ООО «Трансбарьер» (Москва). Испытания подтвердили соответствие конструкций ограждений нормативным требованиям уже по режимам международного стандарта. На продукцию перечисленных предприятий выданы соответствующие сертификаты соответствия.

Как показали результаты испытаний и эксплуатация изделий указанных предприятий в Москве и Московской обл., дорожные ограждения, соответствующие нормативным требованиям, надежно удерживают автомобиль, снижают тяжесть травм людей, находящихся в автомобиле, и обеспечивают безопасный выбег автомобиля после столкновения с ограждением.


М. Лыюров, ФГУП НИЦИАМТ Основные Средства 12'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)