Шведская «гусеница»

М. Раллиев, фото автора и компании Volvo

В ходе Дня Volvo на аэродроме Ржевка под Питером компания Volvo Construction Equipment организовала оригинальную презентацию своей строительной техники. Нам удалось опробовать на ходу сочлененный самосвал. Но сначала его возможности продемонстрировал опытный инструктор Volvo Construction. В его руках сочлененник залезал в такое болото, в котором обыкновенный самосвал просто утонул бы. А как он оттуда выбирался? У этой машины «голова» на шарнирах. Вот он ей «помотает, помотает» и выберется из трясины. Здорово! Даже захотелось повторить...

Удивительно, но подниматься в кабину автомобиля, у которого высота почти 4 м (3 625 мм) и размерность шин 29.5R25, оказалось совсем просто и легко: удобно сконструирована лестница и площадка перед входом в кабину достаточно просторна.

Когда смотришь на кабину самосвала снизу, то она кажется маленькой. На самом деле ее внутренний объем очень большой. Анатомическое сиденье водителя (оператора) из негорючего материала имеет пневмоподвеску и даже ремень безопасности. Естественно, его можно отрегулировать в нескольких плоскостях так, что оператор во время работы будет себя чувствовать очень комфортно. Правильной эргономике способствует и регулируемая по углу наклона и высоте рулевая колонка. Хорошее остекление кабины и зеркала заднего вида обеспечивают оператору почти панорамный обзор. Кстати, он в кабине может находиться не один. Сзади него, напротив входа, расположено так называемое «сиденье инструктора», также оборудованное ремнем безопасности. Если сложить спинку этого сиденья, то получается отличный столик.

Вообще внутри кабина рассчитана таким образом, чтобы оператору было максимально комфортно, чтобы меньше уставал, а следовательно, работал с большей отдачей. Предусмотрена даже подножка для левой ноги, которая практически не работает. Ведь самосвал оснащен полностью автоматической коробкой передач с электронным управлением, имеющей шесть передач вперед и две назад.

Раздаточная коробка – двухдиапазонная, с отбором мощности, блокировкой дифференциала и отдельным масляным охлаждением. Переход на верхний диапазон с 6-й передачи происходит автоматически. Мосты Volvo A40D с полностью разгруженными полуосями и планетарными бортовыми редукторами также снабжены блокировкой дифференциалов.

Трогается самосвал с места плавно, как легковой автомобиль. Ход очень мягкий, переключение передач происходит практически не заметно. Ощущение мягкости хода создает не только мягкая подвеска машины, но и хорошо продуманная амортизация кабины.

Шведский грузовик идет по бездорожью, мягко перекатываясь с неровности на неровность. А когда машина влезла в грязевую жижу, промелькнула мысль: «Все, застрянем намертво!». Но не тут-то было. Не снимая ноги с «газа», кручу рулем из стороны в сторону. Очень, кстати, интересное впечатление. Если на обыкновенном автомобиле поворачиваются только передние колеса, а уж за ними поворачивает и сам автомобиль, то здесь поворачивается вся передняя часть машины: колеса вместе с кабиной и моторным отсеком. Так, «помотав головой» из стороны в сторону, самосвал благополучно выехал из этой жижи, причем появилось впечатление, что машине любое болото нипочем, и оно просто непередаваемо. Обманчивое конечно впечатление, но все же...

Другой аспект шведского самосвала – безопасность при опрокидывании кузова. На глазах у всей публики, присутствовавшей на показательном выступлении, экскаватор ковшом положил заднюю часть машины с самосвальным кузовом на бок. При этом кабина осталась на колесах и не перевернулась. А ведь кузов обыкновенного самосвала при неправильной установке машины во время разгрузки может перевернуться набок, потянув за собой весь автомобиль. Результат – сломанная рама. С Volvo A40D этого произойти не может. Его задняя часть может «встать на ноги» совершенно самостоятельно. Такой вот современный «Ванька-Встанька».

В заключение хотелось бы сказать о том, что пробовать шведский самосвал пришлось в снаряженном состоянии. Понятно, хотелось большего: познакомить наших читателей поближе с этой уникальной машиной, но, увы, это проблематично. Сложности начинаются уже с перегоном на автополигон НИЦИАМТ: во-первых, шведский сочлененник «негабарит» (ширина 3 432 мм), во-вторых, его полная масса 68 270 кг, что также превышает дорожные ограничения. Остается добавить, что имея 12-литровый турбонаддувный дизель мощностью 420 л.с, Volvo A40D на ровном прямолинейном участке дороги развивает максимальную скорость около 60 км/ч.

В общем, сочлененный шведский самосвал Volvo A40D оставил очень хорошие впечатления.

М. Раллиев, фото автора и компании Volvo Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)