Возвращение капотного «Зубра»

М. Раллиев, фото автора

Прошло уже больше 10 лет с тех пор, как созданное в 1954 г. отделение по производству тяжелых многоосных армейских машин Минского автозавода, стало самостоятельным хозяйственным субъектом – Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ). Случилось это в 1991 г., когда распался Советский Союз. На деньги, выделенные конгрессом США, в России стали уничтожаться ракетные комплексы, которые таскали на своих «спинах» мощные колесные тягачи Минского автозавода, к тому времени уже получившие имя «Волат» («Богатырь»). Да и сама Республика Беларусь стала для россиян заграницей. Военные заказы резко сократились. Доходы предприятия тоже. Высококвалифицированные специалисты стали уходить из-за низкой зарплаты. И завод начал осваивать продукцию гражданского назначения и, в первую очередь, самосвальную технику.

За последние годы на российских дорогах появилось уже немало 40-тонных бескапотных самосвалов «Волат» МЗКТ-65158 с колесной формулой 8х4. На смену этой машине в серийном производстве уже спешит более мощный бескапотный самосвал следующего поколения – МЗКТ-65151 с той же колесной формулой. Но не пропадать же опыту в производстве вездеходов! И несколько лет назад инженерные умы во главе с бывшим главным конструктором МЗКТ Владимиром Ефимовичем Чвялевым, разработали новый капотный самосвал МЗКТ-652511 с полной массой 40 т и колесной формулой 6х6, т.е. полноприводный.

Машина получилась в своем роде уникальная. Может быть, кому-то покажется, что минчане решили сделать подобие капотных Scania, Volvo или американских дальнобойных монстров. По официальным источникам – таково требование потенциальных покупателей. На Севере такая компоновка предпочтительнее. Но после посещения МЗКТ у нас появилось ощущение, что эта машина – ностальгия по первым «двести пятым» МАЗам, снискавшим у советских строителей добрую славу мощностью, надежностью и неприхотливостью.

Ёмкость для жидкости подъёмника самосвального кузова

Первое, на что обращаешь внимание в МЗКТ-652511, так это кабина. Она очень интересно выполнена и подчеркивает мощь самосвала. Основой для нее послужила бескапотная кабина из пластика, которая устанавливается на полноприводные шасси КС-10976Ш (под установку крана грузоподъемностью 160 т) и машины двойного назначения МЗКТ-8021, -80211 и -8022. Из полимеров изготовлено и оперение передка МЗКТ-652511 так же, как и ступеньки кабины. Правда, чтобы ноги на ступенях не скользили, верхняя их часть окантована металлическими пластинами с небольшими шипами.

Садиться в кабину не очень удобно. Почему не очень? Потому, что ступени удобные, дверь кабины открывается на большой угол, проем просторный, а вот поручень только один, под правую руку. Левой рукой приходится хвататься либо за карман двери, либо за руль. Это со стороны водителя. Пассажиру хуже: под левую руку поручень есть, а под правую – даже руля нет, только карман внутренней обивки двери. Кстати, обивка двери тоже пластиковая.

Система охлаждения двигателя выглядит внушительно

Внутри кабина минского самосвала очень просторна и достаточно удобна. Водительское сиденье и сиденье крайнего пассажира подрессоренные, а среднее сиденье закреплено жестко. На своем рабочем месте водитель может устроиться вполне комфортно, поскольку его сиденье регулируется и горизонтально, и по углу наклона спинки, а рулевая колонка имеет регулировки по углу и высоте. Правда, манипулировать двумя рычагами для регулировки рулевой колонки неудобно. Хорошо бы установить вместо них педаль, как в кабине МАЗа нового модельного ряда или Volvo. По мнению многих водителей, такая фиксация регулируемой рулевой колонки более удобна.

В некоторое замешательство привел вид педального блока. «Газ» и «тормоз» закреплены на полу кабины, а педаль сцепления – подвесная.

Надо сказать, что кабина МЗКТ-652511 действительно удобна, ведь она аналог, как уже говорилось, автомобилей военного назначения, где управление техникой компоновалось для минимальных физических усилий. Чтобы во время нештатной ситуации или боя водитель не делал лишних движений. Аскетично, но очень информативно выглядит комбинация приборов, расположение световых индикаторов, центральная консоль управления торпедо и т.д. Правда, отделка панели приборов и ее дизайн несколько устарели и требуют внесения каких-нибудь художественных поправок.

Водителю сидеть мягко

Когда смотришь на кабину снаружи, кажется, что не панорамное, а разделенное ветровое стекло не дает хорошей обзорности. На деле оказалось наоборот: обзорность изнутри кабины отличная. Вот только из-за капотной компоновки трудно почувствовать передние габариты. Здесь не помешали бы указатели габаритов по ширине, вроде тех, что в свое время устанавливали на КрАЗах.

Еще одна особенность машины понравилась – место расположения блока предохранителей и реле. Они размещены в передней панели под крышками фальшбардачка, где места вполне достаточно, для беспроблемного обслуживания.

Пластиковый капот открывается от кабины вперед на очень большой угол, что обеспечивает свободный доступ к двигателю. Перед ним, под капотом установлен очень большой радиатор с таким же большим вентилятором и внушительным дефлектором потока воздуха. Все это призвано улучшить охлаждение двигателя при движении автомобиля с низкой скоростью.

Педальный блок выглядит непривычно

Замки капота изготовлены в виде петлевых защелок. Закрываются и открываются они легко, без применения «монтажки». Но снаружи. С одной стороны – хорошо, удобно. А с другой – приходи, кто хочешь, бери, что хочешь... А ведь коммунизм в нашей стране так и не построили.

Мощный бампер автомобиля расположен высоко и для того, чтобы упростить подъем к двигателю водителя или ремонтника, в его боковинах проделаны специальные ниши и выдвижные приступки.

В целом кабина МЗКТ-652511 понравилась, тем более что она имеет еще и систему подрессоривания. Есть у нее только один серьезный недостаток: нельзя поднять, опрокинуть или сдвинуть в сторону для работы со сцеплением или коробкой передач. А пока, чтобы отремонтировать эти агрегаты, кабину приходится демонтировать. Правда, специалисты завода показали такой же самосвал новой разработки со съемной кабиной.

Рулевая колонка регулируется и по углу наклона, и по высоте

Основа автомобиля – рама оригинальной конструкции из восьмимиллиметрового профиля, изготовленного из специального сплава, применяемого в военной промышленности. Все коммуникации (тормозные трубки, жгут электропроводки и т.д.) проложены внутри рамы и, по возможности, защищены от внешних климатических и механических воздействий. Подвеска задней балансирной тележки снабжена тягой поперечной устойчивости. Передний мост снабжен шарнирами равных угловых скоростей оригинальной конструкции, разработанной специалистами МЗКТ. В надежности мостов сомневаться не приходится, поскольку их работоспособность проверена в условиях военных полигонов, в том числе в 21 НИИИ АТ МО РФ, который находится в подмосковных Бронницах.

Сердце МЗКТ-652511 – V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7511.10-06 мощностью 400 л.с. Он работает с 9-ступенчатой коробкой передач МЗКТ-652511, разработанной специально для этого автомобиля.

Рабочее место водителя удобно, но дизайн устарел

Самосвальный кузов «Волата» с открывающимся задним бортом классифицируется как углевоз. Подъемный механизм – гидравлический, с объемистым сварным баком для рабочей жидкости. В его верхней части имеется контрольное окошко для проверки уровня. Для слива жидкости при ее замене имеется специальный патрубок, выведенный под раму и топливный бак. Удобный и весьма продуманный пустячок.

Задний борт при разгрузке открывается автоматически, опорно-рычажным механизмом, причем запирается он не крючками, а цельнометаллическим желобом, который в открытом состоянии при поднятом кузове становится небольшим продолжением его днища. В поднятом состоянии кузов фиксируется специальными металлическими пальцами.

Как известно, перевозимый самосвалами сыпучий груз должен закрываться специальным пологом, дабы не загрязнять улицы и дороги. На МЗКТ-652511 придумали свою систему зачехления груза. Его накрывает пологом (или раскрывает) П-образная трубчатая конструкция, закрепленная с наружной стороны бортов кузова. В действие конструкция приводится ручной лебедкой. При закрытом и открытом пологе вал лебедки фиксируется металлическим пальцем. Самое главное – водителю не надо залезать на борт, тем более что бортовые лесенки установлены очень высоко от земли. И совершенно не понятно, почему здесь не использовали очень удачную лесенку, уже стоящую на МЗКТ-65158.

Комбинация приборов проста, но информативна

Сзади самосвал МЗКТ-652511 снабжен нерегулируемым противоподкатным брусом. Не очень удачное решение. На самосвале он все-таки должен регулироваться по высоте. А уж кронштейны, которые держат брус... Они настолько могучие, что при движении задним ходом самосвалом можно любые пни корчевать. Легковушка под этот грузовик точно не прорвется...

Еще отметим в конструкции самосвала насос ручной прокачки топливной системы, удачно расположенный между аккумуляторным ящиком и топливным баком. Такое уютное место предохраняет насос от загрязнения. МЗКТ-652511 имеет все односкатные колеса с шинами Michelin размером 16.00 R20 XZL. Запасное колесо опускается при помощи лебедки.

Представители отдела испытаний нашего журнала были приглашены на завод руководством МЗКТ и его исследовательского центра (ИЦ) для проведения совместного теста этого уникального минского самосвала. Объем работ был настолько большой, что приказом по заводу создали бригаду из инженеров-исследователей и водителей-испытателей в количестве десяти человек во главе с начальником ИЦ Игорем Шпаковским и техническим руководителем ИЦ Юрием Мурогом.

Ручной топливоподкачивающий насос

Первая часть программы испытаний соответствовала российским методикам по определению топливной экономичности (ГОСТ 20306-90) и определению скоростных свойств (ГОСТ 22576-90) автомобилей. Она проводилась на аттестованных участках дорог и с аппаратурой МЗКТ. Правда, в связи с ограниченным временем командировки пришлось провести замеры только при полной массе.

Зато замеры эксплуатационного расхода топлива при движении автомобиля по разным типам дорог проводились уже с редакционным измерительным оборудованием немецкой фирмы Mannesmann Kienzle GmbH, сертифицированным ФГУП НИЦИАМТ. Они проводились в реальных дорожных условиях.

Надо признать, что по асфальту груженый самосвал бежит довольно шустро – максимальная скорость 80 км/ч. Однако все свои достоинства машина показала в близлежащем от Минска карьере имени Ленина в своей, так скажем, родной стихии. Мало того, что самосвал с полной массой плавно и быстро разгонялся как на гравийной дороге, так и на песчаном грунте, он еще и не потерял своей высокой маневренности. А как самосвал преодолевал крутые песчаные подъемы, даже не имея под колесами укатанного песчаного грунта. Конечно, без блокировки всех колес такой маневр сделать было бы не возможно.

Подогрев кузова

Понравилась работа рычага коробки передач. Небольшие ходы, хорошая избирательность и четкая фиксация включенной передачи улучшают ходовые качества автомобиля при работе на тяжелых грунтах.

Конечно, не хотелось бы перехвалить этот автомобиль, ведь у МЗКТ-652511 много мелких недостатков. Но надежность, качественная сборка (потомок военных машин), простота обслуживания и отличная работоспособность служат хорошим противовесом мелким недоработкам. Тем более что и конструкторы, и испытатели постоянно совершенствуют свои автомобили. Эта работа не прекращается ни на минуту.