Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)

Самосвал завтрашнего дня

М. Раллиев, фото автора

Ни одно строительство не обходится без автомобилей-самосвалов – самого универсального перевозчика песка, щебня, гравия и всех прочих стройматериалов, да еще и строительного мусора. А потому отдел испытаний нашего журнала уделяет этому типу машин постоянное внимание. Мы уже познакомили наших читателей с такими автомобилями, как КамАЗ-6520, МАЗ-5551, МЗКТ-65158, МЗКТ-652511 и две Scania – полноприводная трехосная и тяжелая четырехосная (8х4). Сегодня предлагаем познакомиться еще с одним детищем Минского автозавода – самосвалом с трехсторонней разгрузкой МАЗ-650108. Именно эта машина в начале следующего года заменит на конвейере сегодняшние модели.

Любопытно, что первым автомобилем, сошедшим с конвейера Минского автозавода в 1947 г., стал самосвал МАЗ-205. С 60-х из ворот автозавода начали выходить МАЗ-503, завоевавшие в народе почетное прозвище «трудяга», и их прямые потомки – МАЗ-5549 (1977 г.) и МАЗ-5551 (1985 г.), а в 90-е появился МАЗ-5516. И сегодня, несмотря на распад Союза и превращение республиканских рынков в зарубежные, автомобили МАЗ остаются популярными в СНГ, в том числе и в России. Так что же идет на смену прославленным труженикам в лице МАЗ-650108?

Прежде всего, то, что больше всего влияет на зрительное восприятие бескапотного грузовика. Предоставленная для теста машина имела полуторную кабину и низкий бампер. Возможно, этот будет стандартной комплектацией, или заказным вариантом – точной информации об этом на момент проведения испытаний еще не было.

Разгрузка через задний борт

Отличия новой кабины от кабин предыдущего поколения в глаза не бросаются. На первый взгляд даже кажется, что никаких изменений не произошло вовсе. Такое ложное ощущение создает старая радиаторная решетка – единственная деталь, унаследованная от прежних моделей. Ну, может быть, еще и ветровое стекло. Все остальное – новой конструкции.

Низкий бампер – это целиком полимерная деталь. В нем теперь появилась откидная панель и специальные ниши, благодаря которым водитель может спокойно обслуживать ветровое стекло. Боковины бампера сделаны в виде ступенек, делающих посадку в кабину очень удобной. Поручни в проеме дверей также несколько изменились, что облегчает посадку в автомобиль. Изменилась конструкция дверей и, соответственно, внутренних панелей. Чтобы открыть изнутри водительскую или пассажирскую дверь, больше не надо протискивать руку между сиденьем и дверью, добираясь до рукоятки замка. Теперь она перенесена в более удобное и доступное место.

Запаска снимается при помощи лебедки

Вообще, интерьер кабины преобразился. Передняя панель, она же «торпедо», изготавливается теперь из травмобезопасного материала и по своей конфигурации больше походит на панель импортного автомобиля. В ее средней части появилась консоль, а на ней раскладывающаяся полочка, которую можно использовать как столик.

Более удобным стало рабочее место водителя. Изменили форму и местоположение подрулевые рычаги, благодаря чему работать ими стало удобнее и приятнее. Перекочевал на панель приборов по правую руку от водителя рычаг стояночного тормоза. Комбинация приборов пополнилась дисплеем электронного управления и контроля агрегатов автомобиля. Интересно, эта штука попадет в список стандартной комплектации или останется в числе опций?

Изменился и руль. Его спицы несколько опустились, что позволило улучшить обзор комбинации приборов. Снятие фиксации рулевой колонки для ее регулировки производится не рычагами, а нажатием на специальную педаль, расположенную с левой стороны от колонки над основным педальным блоком. Очень удобно, как на Volvo. Сиденья водителя и пассажира имеют пневмоподвеску.

Вот он 400-сильный «ярославец» Euro-2

Как уже упоминалось, кабина минского самосвала полуторная. При этом она, что самое интересное, снабжена полноценным спальным местом. Если водителю оно не нужно, то полка складывается и крепится ремнями к задней стенке кабины. А раскладывается она просто: складываются спинки водительского и пассажирского сидений, полка освобождается от ремней, поднимается вверх и кладется на спинки сидений. К удобствам можно отнести и удачно расположенные над ветровым стеклом вещевые полочки, и розетку для переноски под панелью приборов со стороны пассажирского места.

Есть и недостатки. Ни пепельницы, ни тем более, прикуривателя на МАЗах как не было, так и нет. Нет даже намека на место, куда их можно поставить. Да-а... С курением в Республике Беларусь строго! Еще одна традиционная «феня» – все тот же пресловутый «прыщ» моторного (или горного) тормоза на полу кабины. И здесь подобно Левше впору кричать: «в Англии ружжа кирпичом не чистют!!!». Нет таких анахронизмов на импортных автомобилях!

Гордость МАЗовцев: гидрозамок кабины. Кстати, очень надёжный

Сегодня МАЗ создал новый модельный ряд, сделал огромный шаг вперед по сравнению с прочими изготовителями грузовиков в СНГ. Кабины нового семейства полностью соответствуют не только действующей второй, но и перспективной третьей поправке к 29 Правилу ЕЭК ООН. Она снабжена абсолютно надежным, проверенным в краш-тесте гидрозамком, изготавливается из оцинкованного железа, обрабатывается новейшими антикоррозионными материалами. А моторный тормоз – «прыщ» под ногами водителя.

Порадовал подъем кабины. Во-первых, гидронасос подъемника теперь хорошо защищен от загрязнения, что очень важно для самосвала, работающего в грязи и пыли. Во-вторых, кабина откидывается на такой угол, что подобраться к двигателю можно совершенно свободно с любой стороны. Имеется и лампочка подсветки для ремонта в темное время суток. Нижняя часть кабины с хорошей шумоизоляцией да еще обработана антикоррозионной мастикой.

Спальное место в сложенном состоянии...

Правда, с подъемом кабины связан и существенный недостаток нового МАЗа. Его запасное колесо крепится на кузове за кабиной. Для замены колеса надо при помощи лебедки и небольшой поворачивающейся стрелы опустить «запаску» вниз. Однако развернуть стрелу без поднятия кабины оказалось невозможно. Для «магистральника» – это не проблема: один раз в два-три месяца можно и кабину поднять. Но стройплощадка – не трасса и двумя-тремя проколотыми (и хорошо, если только проколотыми!) колесами здесь никого не удивишь.

Трехсторонняя разгрузка кузова – новинка минских автостроителей. Все ранее выпускавшиеся в белорусской столице самосвалы разгружались назад. Если и были МАЗы с двухсторонней разгрузкой, то с кузовами других предприятий. Новая модель разгружается на три стороны, что само по себе примечательно. При этом объем платформы равен 11,0 – 13,3 м3. И еще МАЗ-650801 может работать в составе автопоезда с двухосным прицепом МАЗ-856100 с двухсторонней разгрузкой. Но мы работали с автомобилем-одиночкой.

Минский самосвал имеет подогрев кузова

Гидравлическая система самосвала с трехсторонней разгрузкой почти идентична системе двухстороннего свала. А способ перехода выгрузки груза с одной стороны на другую вообще одинаков: перестановкой металлических пальцев-стопоров в петли-проушины с одного борта кузова на другой. Также фиксируются петли-проушины для сброса груза через задний борт.

На тестируемом самосвале открывать боковые борта приходится вручную. Однако заводом-изготовителем предусмотрен вариант полуавтоматического открытия бортов. Например, правый борт открывается автоматически, а левый – вручную или наоборот. Но задний борт в любом случае открывается автоматически.

Надо сказать, что самосвал с трехсторонней разгрузкой очень практичен. Если надставить борта, что предусмотрено конструкцией, машина возьмет приличное количество более легковесного, чем грунт или песок груза. Кроме того, самосвал может прекрасно обходиться без дополнительного места для разворота на разгрузочной площадке.

«Продвинутое» сцепное устройство

Испытания автомобиля мы проводили по расширенной программе. В нее вошли стандартные замеры динамики и расходов топлива при постоянных скоростях, а также снятие эксплуатационных данных в реальных дорожных условиях. При этом редакционная тест-группа работала в тесном сотрудничестве с заводскими испытателями.

В работе МАЗ-650108 показал себя весьма достойно. На нем очень удачный силовой агрегат – турбонаддувный дизель ЯМЗ-7511.10 Euro-2 мощностью 400 л.с. с 9-ступенчатой коробкой передач МАЗ-543205. Автомобиль полной массой 33 300 кг имел хорошую стартовую и разгонную динамику. И не только на асфальтовом покрытии, но и в песчаном карьере. Этому способствовали как «мягкая» педаль газа, так и хорошая избирательность и короткие ходы рычага передач.

Больше всего понравилось поведение самосвала на очень неровной дороге в карьере. В снаряженном состоянии задний мост не «козлил», и машина шла на удивление мягко. Этому способствовал не только хороший задний мост, но и новая подвеска кабины. При полной массе плавность хода увеличилась.

Маленькая педаль регулировки рулевой колонки

После загрузки самосвал трогался плавно, без пробуксовки и, как нам показалось, без особого напряжения двигателя. Вообще, у ЯМЗ-7511.10 хорошие тяговые характеристики, поскольку и в гору машина шла без надрыва. Порадовала отличная маневренность. Места для маневрирования и под загрузку, и под разгрузку задним свалом автомобилю требовалось немного. При этом он очень легко управляется.

Еще нас интересовало, не будет ли низкий бампер задевать при работе грунт? Ведь не секрет, что на импортных самосвалах самые нижние ступеньки водители снимают во избежание их поломок. А здесь – сплошной низкий бампер с несъемными ступеньками. Провели специальный тест, погоняв машину по очень неровной дороге с разными уровнями, наблюдая снаружи за ее движением. Как это ни удивительно, но низкий бампер за реальные неровности так и не зацепился.

И полочка, и столик

Объясняется это просто. У машин нового поколения передний свес остался прежним, всего 1 280 – 1 290 мм. У импортных автомобилей он значительно больше. Да и угол въезда у МАЗов больше, чем у импортных машин. Так что одну ступеньку на новом низком бампере минский самосвал может иметь безболезненно.

В целом МАЗ-650108 нам понравился – это уже практически европейский автомобиль. Ему, правда, только предстоит встать на конвейер. Оно может и к лучшему. Есть время устранить недостатки. Нам же остается только поздравить минских конструкторов с удачной разработкой.

М. Раллиев, фото автора Основные Средства 09'2003 17 февраля 2005

Комментарии (2)

Александр
Как мазист я могу сказать, что машина как и модель 5516 сырая. КПП и главная передача наверняка будут требовать частого ремонта. В зимних условиях запустить без подогревателя машину будет невозможно. Слабых мест как и у 5516 так же будет много. Заводу надо бы обращаться к консультациям эксплуатансионщикам, чтобы изменять те или иные недостатки машин.
12 декабря 2010 – 19:25 Ответить
Валерий
А Вы по пробуйте поработать с прицепом и испытать продвинутое сцепное устройство,где вся проводка на уровне с запорного устройства.Сделайте левый прямой угол.А посколько сегодня идет двухконтурная проводка, то рвать ее будет при каждом крутом повороте.Защитный бруш в составе автопоезда только помеха .Проверено,особенно прикрутых съездах или подемах.
27 ноября 2010 – 18:20 Ответить