Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков

Подходящий автомобиль для российских дорог

А. Ерохин, фото автора

Мало кто не знает автомобиль «Урал». Когда речь заходит о машинах этой марки, на ум приходит солидный вездеход, способный преодолеть почти любое бездорожье. С названием «Урал» ассоциируются российские вооруженные силы, где эти машины нашли широкое применение благодаря высокой проходимости, неприхотливости и надежности.

По согласию с руководством ОАО «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская обл., Миасс) и наличии на автополигоне нужной машины, проходящей инспекционные испытания, удалось получить автомобиль «Урал»-4320-41 для нашего теста. Поэтому мы восприняли этот факт как большую удачу. Поскольку автомобиль прибыл с инспекционного испытания уже загруженным, было решено провести тест груженой машины, а затем тест груженого автопоезда с нагрузками.

Как положено, перед тестированием мы c большим любопытством познакомились со спецификацией машины, благо, она была в наличии. А получив подробнейшую информацию, заранее прониклись уважением к ней.

Условия эксплуатации приведены перед краткой технической характеристикой машины. Это сделано сознательно, поскольку автомобиль по своим весовым параметрам и грузоподъемности у некоторых читателей может вызвать неверное представление об этой машине.

Защиты поддона двигателя нет, зато есть ПЖД

При более детальном знакомстве с машиной мы обнаружили, что она оборудована практически всем необходимым хорошему вездеходу. Установлена система подкачки шин, лебедка с длинным (60 м) тросом и хорошим усилием (до 9 т). Автомобиль обут в шины с внедорожным рисунком протектора. Вся «обувь» односкатная. Ко всему прочему, у машины оказался приличный дорожный просвет (400 мм) и внушающий доверие внешний вид, подтверждающий, что этой технике многое по плечу.

Замки закрывания капота навевают воспоминания об автомобиле ГАЗ-51. Забор наружного воздуха для вентиляции кабины рождает те же ассоциации. Если эти конструкции живут на автомобиле уже более полувека, то это либо идеальное решение, либо нежелание или отсутствие возможности что-нибудь менять в конструкции.

Пневмогидравлические тормоза. Для машин такого класса – редкое решение

Выписка из спецификации: «Трехосный автомобиль «Урал»-4320-41 и его модификации с колесной формулой 6х6, дизельным двигателем и трехместной кабиной, расположенной за двигателем, рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении, при температуре окружающего воздуха от – 45 до +50°С (допускается кратковременная работа при –50°С). Машина способна работать при относительной влажности до 98% и температуре окружающего воздуха +25°С, запыленности воздуха 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с. «Урал»-4320-41 должен преодолевать перевалы высотой до 4 650 м и работать в районах, расположенных на высоте 4 500 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.
Гарантийный срок эксплуатации 12 месяцев или 30 000 км пробега. Ресурс до капитального ремонта при первой категории условий эксплуатации должен быть не менее 250 тыс. км».

Однако есть в автомобиле «Урал»-4320-41 и кардинальные новшества, без которых его существование было бы невозможно. Использование двигателя ЯМЗ-236 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха потребовало увеличения длины моторного отсека. Теперь там последовательно разместились: промежуточный охладитель воздуха, рамка со шторкой радиатора и сам радиатор системы охлаждения двигателя. Капот также удлинился, правда, теперь для его изготовления требуются три куска листового металла. Однозначно, цельный капот смотрелся бы лучше.

В моторном отсеке поместилось всё, даже шторка радиатора

Интерьер кабины, как и у большинства отечественных автомобилей, типа КамАЗ. Следует отметить, что число оборотов рулевого колеса при перемещении управляемых колес от упора до упора равно трем, т.е. рулевое управление достаточно острое с более тугим рулем, чем у других грузовиков. Пользование остальными органами управления не вызывает каких-либо замечаний и, в общем, сходно с другими автомобилями, производимыми в России и ближнем зарубежье.

Машина имеет хорошую динамику при движении с полной нагрузкой без прицепа, а управление им не вызывает каких-либо негативных ощущений. Только вот привлекает внимание резонансный шум от шин с рисунком повышенной проходимости. Он проявляется при движении по асфальту на скорости больше 60 км/ч. Если применение такого типа шин вызвано необходимостью, то следует что-нибудь сделать с внутренним пространством кабины, чтобы убрать этот шум, ведь автомобиль оснащен достаточно тихим двигателем и бесшумной трансмиссией. Об этом стоит всегда помнить хотя бы потому, что шум сильно сказывается на утомляемости водителя.

Топливоподкачивающий насос не на баке, но доступен

С прицепом ГКБ-8551 массой 7 т динамика груженого автомобиля ухудшается более чем на 50% (разгон с места до 60 км/ч), но в целом остается приемлемой: средняя скорость в режиме ИГД (имитация городского движения) уменьшилась на 1,4 км/ч.

Во время тестовых испытаний по определению топливно-скоростных свойств погода соответствовала требованиям стандартов, поэтому трудностей с оценкой этих показателей не было, а «Урал»-4320-41 показал себя самым наилучшим образом.

Жаль, что из-за недостатка времени нам не удалось оценить поведение машины в условиях бездорожья. Однако, по отзывам водителей, испытывавших «Урал» зимой и при весенней распутице, автомобиль продемонстрировал отличную проходимость. Одним словом, свое предназначение внедорожника «Урал»-4320-41 полностью оправдывает.

Замок капота и воздухозаборник «печки» в стиле nostalgie: сразу вспоминается ГАЗ-51

А что же не понравилось в «Урал»-4320-41? За гарантийный период у него возникла неисправность в приводе сцепления, для устранения которой пришлось снимать коробку передач. Возможно, с точки зрения статистики гарантийных ремонтов это и допустимо, но по нашей оценке такой дефект не имеет права на существование. И при этом не важно, что послужило его изначальной причиной: недостаток конструкции, нарушение технологии изготовления или неправильная сборка.

В целом автомобиль больше заслуживает похвал, чем нареканий. Для российского потребителя нужна машина, способная работать как на дорогах общего пользования, так и в условиях бездорожья. Поэтому вездеход «Урал»-4320-41 здесь весьма кстати, потому как в мире не так уж и много недорогих машин, обладающих хорошей проходимостью.

Электрическую колодку по достоинству оценят любители старины

Средства измерений:

расходомер ИРТ № 16, (1,0 %);

секундомер СД-51,б/н, (0,5 %).

Испытания проводились на динамометрической дороге в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306-90 и ГОСТ 22576-90.

Редакция благодарит администрацию ОАО «АЗ «Урал» и ФГУП НИЦИАМТ
за предоставленную возможность провести тест автомобиля
»Урал»-4320-41.



А. Ерохин, фото автора Основные Средства 06'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)