Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов

Подходящий автомобиль для российских дорог

А. Ерохин, фото автора

Мало кто не знает автомобиль «Урал». Когда речь заходит о машинах этой марки, на ум приходит солидный вездеход, способный преодолеть почти любое бездорожье. С названием «Урал» ассоциируются российские вооруженные силы, где эти машины нашли широкое применение благодаря высокой проходимости, неприхотливости и надежности.

По согласию с руководством ОАО «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская обл., Миасс) и наличии на автополигоне нужной машины, проходящей инспекционные испытания, удалось получить автомобиль «Урал»-4320-41 для нашего теста. Поэтому мы восприняли этот факт как большую удачу. Поскольку автомобиль прибыл с инспекционного испытания уже загруженным, было решено провести тест груженой машины, а затем тест груженого автопоезда с нагрузками.

Как положено, перед тестированием мы c большим любопытством познакомились со спецификацией машины, благо, она была в наличии. А получив подробнейшую информацию, заранее прониклись уважением к ней.

Условия эксплуатации приведены перед краткой технической характеристикой машины. Это сделано сознательно, поскольку автомобиль по своим весовым параметрам и грузоподъемности у некоторых читателей может вызвать неверное представление об этой машине.

Защиты поддона двигателя нет, зато есть ПЖД

При более детальном знакомстве с машиной мы обнаружили, что она оборудована практически всем необходимым хорошему вездеходу. Установлена система подкачки шин, лебедка с длинным (60 м) тросом и хорошим усилием (до 9 т). Автомобиль обут в шины с внедорожным рисунком протектора. Вся «обувь» односкатная. Ко всему прочему, у машины оказался приличный дорожный просвет (400 мм) и внушающий доверие внешний вид, подтверждающий, что этой технике многое по плечу.

Замки закрывания капота навевают воспоминания об автомобиле ГАЗ-51. Забор наружного воздуха для вентиляции кабины рождает те же ассоциации. Если эти конструкции живут на автомобиле уже более полувека, то это либо идеальное решение, либо нежелание или отсутствие возможности что-нибудь менять в конструкции.

Пневмогидравлические тормоза. Для машин такого класса – редкое решение

Выписка из спецификации: «Трехосный автомобиль «Урал»-4320-41 и его модификации с колесной формулой 6х6, дизельным двигателем и трехместной кабиной, расположенной за двигателем, рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении, при температуре окружающего воздуха от – 45 до +50°С (допускается кратковременная работа при –50°С). Машина способна работать при относительной влажности до 98% и температуре окружающего воздуха +25°С, запыленности воздуха 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с. «Урал»-4320-41 должен преодолевать перевалы высотой до 4 650 м и работать в районах, расположенных на высоте 4 500 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.
Гарантийный срок эксплуатации 12 месяцев или 30 000 км пробега. Ресурс до капитального ремонта при первой категории условий эксплуатации должен быть не менее 250 тыс. км».

Однако есть в автомобиле «Урал»-4320-41 и кардинальные новшества, без которых его существование было бы невозможно. Использование двигателя ЯМЗ-236 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха потребовало увеличения длины моторного отсека. Теперь там последовательно разместились: промежуточный охладитель воздуха, рамка со шторкой радиатора и сам радиатор системы охлаждения двигателя. Капот также удлинился, правда, теперь для его изготовления требуются три куска листового металла. Однозначно, цельный капот смотрелся бы лучше.

В моторном отсеке поместилось всё, даже шторка радиатора

Интерьер кабины, как и у большинства отечественных автомобилей, типа КамАЗ. Следует отметить, что число оборотов рулевого колеса при перемещении управляемых колес от упора до упора равно трем, т.е. рулевое управление достаточно острое с более тугим рулем, чем у других грузовиков. Пользование остальными органами управления не вызывает каких-либо замечаний и, в общем, сходно с другими автомобилями, производимыми в России и ближнем зарубежье.

Машина имеет хорошую динамику при движении с полной нагрузкой без прицепа, а управление им не вызывает каких-либо негативных ощущений. Только вот привлекает внимание резонансный шум от шин с рисунком повышенной проходимости. Он проявляется при движении по асфальту на скорости больше 60 км/ч. Если применение такого типа шин вызвано необходимостью, то следует что-нибудь сделать с внутренним пространством кабины, чтобы убрать этот шум, ведь автомобиль оснащен достаточно тихим двигателем и бесшумной трансмиссией. Об этом стоит всегда помнить хотя бы потому, что шум сильно сказывается на утомляемости водителя.

Топливоподкачивающий насос не на баке, но доступен

С прицепом ГКБ-8551 массой 7 т динамика груженого автомобиля ухудшается более чем на 50% (разгон с места до 60 км/ч), но в целом остается приемлемой: средняя скорость в режиме ИГД (имитация городского движения) уменьшилась на 1,4 км/ч.

Во время тестовых испытаний по определению топливно-скоростных свойств погода соответствовала требованиям стандартов, поэтому трудностей с оценкой этих показателей не было, а «Урал»-4320-41 показал себя самым наилучшим образом.

Жаль, что из-за недостатка времени нам не удалось оценить поведение машины в условиях бездорожья. Однако, по отзывам водителей, испытывавших «Урал» зимой и при весенней распутице, автомобиль продемонстрировал отличную проходимость. Одним словом, свое предназначение внедорожника «Урал»-4320-41 полностью оправдывает.

Замок капота и воздухозаборник «печки» в стиле nostalgie: сразу вспоминается ГАЗ-51

А что же не понравилось в «Урал»-4320-41? За гарантийный период у него возникла неисправность в приводе сцепления, для устранения которой пришлось снимать коробку передач. Возможно, с точки зрения статистики гарантийных ремонтов это и допустимо, но по нашей оценке такой дефект не имеет права на существование. И при этом не важно, что послужило его изначальной причиной: недостаток конструкции, нарушение технологии изготовления или неправильная сборка.

В целом автомобиль больше заслуживает похвал, чем нареканий. Для российского потребителя нужна машина, способная работать как на дорогах общего пользования, так и в условиях бездорожья. Поэтому вездеход «Урал»-4320-41 здесь весьма кстати, потому как в мире не так уж и много недорогих машин, обладающих хорошей проходимостью.

Электрическую колодку по достоинству оценят любители старины

Средства измерений:

расходомер ИРТ № 16, (1,0 %);

секундомер СД-51,б/н, (0,5 %).

Испытания проводились на динамометрической дороге в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306-90 и ГОСТ 22576-90.

Редакция благодарит администрацию ОАО «АЗ «Урал» и ФГУП НИЦИАМТ
за предоставленную возможность провести тест автомобиля
»Урал»-4320-41.



А. Ерохин, фото автора Основные Средства 06'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)