Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту

Полный... привод из Швеции (Scania P124CB6x6HZ 360)

М. Раллиев, фото автора

Самосвалы, самосвалы и еще раз самосвалы. Самые незаменимые, постоянно необходимые на любом строительстве. И уже поэтому самосвальная тема исчерпать себя не может. Но поскольку самосвалы, протестированные нашим журналом, полным приводом «не страдали» мы решили опробовать машину со всеми ведущими колесами: на тесте самосвал шведской компании Scania.

Scania P124CB6x6HZ 360 c кузовом 14 м3 на редакционные испытания предоставило УМ-25 «Мосстроймеханизация № 5», естественно, не без содействия представительства шведской фирмы в России. Напомним, что с продукцией этой фирмы мы читателей уже знакомили, в том числе и в рубрике «Тест». В прошлый раз это был четырехосный грузовик с колесной формулой 8х4 и полной массой около 50 т.

На этот раз Scania имеет колесную формулу 6х6 и полная ее масса меньше – 34,5 т. Зато моторы на обеих машинах одинаковые по 360 л.с. Кроме того, четырехосную Scania мы катали летом, на дорогах ФГУП НИЦИАМТ, а трехосную – зимой. И поскольку, полный привод обязывает, мы работали на дорогах военного 21 НИИИ АТ МО РФ. Задача максимум – оценить динамику и топливную экономичность автомобиля при постоянных скоростях на дорогах с асфальтовым покрытием и при имитации городского движения, а также на грунтовых дорогах и в условиях тяжелого грунта.

Место водителя и кнопка включения электрообогрева на кресле

Итак, самосвал Scania 6x6 с двухместной дневной кабиной. Комплектация кабины минимальная – нет электроприводов стеклоподъемников и регулировки зеркал. Отсутствует кондиционер, но вентиляция очень хорошая. А с отоплением во время испытаний возникла проблема – плохо подавался теплый воздух в салон. Оказалось, засорился воздушный фильтр. Когда сняли фильтрующий элемент, в кабине стало так жарко, что невозможно было находиться в ней в верхней одежде. Зимой, когда на стройплощадках не так уж много пыли, можно обходиться и без этого фильтра, но летом без него водителю придется постоянно дышать пылью, как за рулем отечественных самосвалов. Кстати, замена фильтрующего элемента дело очень простое: открыть радиаторную решетку, вынуть старый и вставить новый блок-фильтр в систему вентиляции.

Помимо хорошего отопления и вентиляции кабины для водителя созданы и все другие условия для комфортной работы. Сиденье имеет регулируемую пневмоподвеску, регулировку в нескольких плоскостях и электроподогрев. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте. Руль удобен и по диаметру, и по толщине обода. Рычаг стояночного тормоза расположен по правую руку от водителя на панели приборов – не надо далеко тянуться. Между водительским и пассажирским сиденьями расположен вместительный вещевой ящик. Его крышка может служить дополнительной нишей для документов или письменным столиком для их заполнения.

Сердце Scanдинава

Комбинация приборов без электронного дисплея, но вполне информативна. Во всяком случае, водитель получает достаточную информацию о состоянии машины. Естественно, в комбинацию приборов вмонтирован тахограф со сменными суточными дисками.

Рычаг управления подъемным механизмом кузова находится между сиденьем водителя и дверцей кабины, и для удобства работы в темное время суток подсвечивается мягким голубоватым светом. Единственное упущение конструкторов Scania – рычаг переключения передач. Он очень близко расположен к водительскому месту и постоянно трется о правую ногу, что создает некоторый дискомфорт в управлении автомобилем.

Пассажир шведского самосвала комфортом тоже не обижен. Его сиденье имеет все те же регулировки, что и водительское. Вот только пневмоподвеска отсутствует.

Кабина имеет пневмоподвеску

Первоначальное впечатление от самосвала можно заключить в одну фразу: «Все во благо человека!». Или водителя, кому как нравится. Посудите сами. Для того, чтобы обслужить машину, совсем не обязательно опрокидывать кабину. Откинул полочку нижней части радиаторной решетки, встал на нее и протер все лобовое стекло. Поднял саму решетку – долил охлаждающую жидкость, поменял фильтр отопителя, заменил защитную сетку радиатора... Открыл боковую панель – проверяй уровень масла в двигателе или долей его, без разницы, все равно удобно. Надо обслужить механизм стеклоочистителей, пожалуйста, сдвинул вниз панель и работай себе на здоровье.

Жидкость в бачок омывателя стекла заливается через горловину, расположенную в нише ступенек водительской двери, а ступеньки пассажирские служат креплением для розеток внешнего подключения подогрева двигателя и кабины. Даже пластмассовые крылья кабины отстегиваются. Легко снимается и защита фар, чтобы удобней было их протирать. Короче, не кабина, а трансформер – все открывается и разбирается для удобства.

Турбонагнетатель – непременный атрибут современного грузовика

Однако в эксплуатации шведский полноприводный самосвал немного огорчил. Обогрев кузова отработавшими газами в российский мороз оказался малоэффективен: влажный речной песок, загруженный в качестве балласта, плохо высыпался, прилипал. А что говорить тогда о глине? После разгрузки на полке заднего борта остается перевозимый материал. Его водитель должен смести веничком. Если он этого не сделает, то в следующий сброс эти остатки не дадут замкам открыться и освободить задний борт. Этого можно было бы избежать, имей полка форму желоба и будь в ней отверстия для открывания замков. Во всяком случае, водителю бы не пришлось бегать вокруг машины с веником.

На новом автомобиле лестница на кузове оказалась короткой, и водителю, чтобы зачехлить груз, приходилось сначала наступать на топливный фильтр, а уж затем на ступеньку. Это место транспортники дорабатывали сами. Не свободен от недостатков и тент кузова, по периметру которого протянута фиксирующая его резинка. Однако ее не хватает, и надо использовать дополнительные шнуры. Рукоятка привода зачехления не имеет штатного фиксатора в крайних положениях тента, и приходится пользоваться самодельным – резиночкой.

Вроде бы, мелочи, но как они портят общее впечатление об автомобиле.

Теперь ходовые качества полноприводного самосвала. На нем установлен стандартный для Европы 12-литровый дизель Scania DSC12 02 с турбонаддувом. Он соответствует нормам Euro-2 и развивает мощность 360 л.с. Если отечественные автомобили традиционно имеют V-образные двигатели, то на шведском самосвале шесть цилиндров выстроены в ряд, но снабжены раздельными головками. В спецификации значится, что двигатель приспособлен к работе в тяжелых условиях, т.е. на мокрой грунтовой дороге, и в жару, и в лютый холод. К сожалению, проверить это нашей тест-группе не удалось, поскольку грунтовые дороги зимой замерзают, а мороз был не очень велик, всего около –10°С. Впрочем, его хватало, чтобы подогрев топливного бака и фильтра не казался лишним.

Раздаточная коробка висит довольно низко

При движении шведский полноприводник управляется легко, вне зависимости от того, загружен или нет. Хорошей динамикой автомобиль обязан не только оптимальному подбору передаточных чисел в коробке передач, в частности, и трансмиссии вообще, но и тому, что рычаг переключения передач имеет маленький ход и точное включение. В снаряженном состоянии самосвал Scania «не козлит» и идет очень уверенно. При полной массе машина хорошо «держит дорогу». При этом она, конечно, теряет в стартовой динамике, но разогнавшись идет с крейсерской скоростью без напряжения в двигателе.

К вам, ребята, я всей душой...

Очень хорошо проявили себя тормоза. Особенно понравился моторный (горный) тормоз, срабатывающий перед включением рабочей системы при нажатии на тормозную педаль. Как тут не помянуть отечественные автомобили, у которых горный тормоз включается расположенной где-то в полу кабины непонятной «пипкой», на которую можно и наступить случайно во время движения.

Приятно удивила «ползучая» передача. При загрузке автомобиль стоял на весьма мягком грунте. Когда надо было трогаться с места, выяснилось, что даже ведущие передние колеса с узкими шинами начинают зарываться в песок. Однако на «ползучей» передаче машина спокойно, без дерганий, выехала на твердый грунт.

Осталось подвести итоги. Шведский самосвал оказался «хорошим» парнем – дружелюбным и работящим. В нем больше дружелюбия, чем в любой отечественной машине, но все же его чуть-чуть не хватает, чтобы быть «отличным» парнем.


М. Раллиев, фото автора Основные Средства 04'2003 8 февраля 2005

Комментарии (0)