Шедевр советского автостроения (ЗИЛ-115 (41047)

М. Раллиев, фото автора

Легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-115 задумывался не как коммерческий. И уж тем более такие машины не могли попасть в личную собственность. И все же суть таких машин полностью отвечает названию нашего журнала, ибо были они «средством производства», правда, не промышленного, а управленческого. До начала 90-х годов техническая и технологическая документация на автомобиль несла гриф секретности. Полностью комплектные автомобили, прошедшие более 100 тыс. км, уничтожались, поэтому каждый из немногих чудом уцелевших экземпляров имеет собственную непростую историю.

Одна из таких машин, честно отслужившая свое руководителям «страны развитого социализма» и прошедшая реконструкцию и тюнинг в клубе Depot («Депо»), попала к нам на редакционные испытания. Здесь следовало бы перечислить изменения, внесенные в машину, но прежде немного о том, что же представлял собой исходный образец.

Автомобиль проектировался в период обострения отношений СССР со странами Запада, и в первую очередь США. Что не могло не отразиться на его конструкции. Например, поверхности кузова, сделанного вручную, включая крышу и огромный капот, выводились не шпаклевкой, а специальным составом, внешне напоминающим олово и обеспечивающим защиту от высокого радиоактивного фона. Лобовое стекло имело специальный экран, а боковые и задние стекла сделаны из специального триплекса. В автомобиле могла использоваться специальная навесная броня, крепившаяся внутри огромных дверей и крыльев. Кроме того, машина зарекомендовала себя как непереворачиваемая.

Комфорт в салоне ЗИЛ-115(41047) сравним с домашним

Практически все жизненно важные системы автомобиля дублированы, а проводка, системы зажигания и питания рассчитаны на работу в чрезвычайных условиях.

В основании кузова лежит тяжелая, оригинальной конструкции периферийная, сварная с лонжеронами замкнутого коробчатого сечения рама. Передняя подвеска независимая бесшкворневая, на поперечных рычагах, с торсионами, действующими на нижние рычаги, со стабилизатором поперечной устойчивости. Снабжена им и задняя зависимая рессорная подвеска. Ведущие колеса – задние. В общем, классика. Но как выполнена!

Рабочее место водителя весьма удобно

В стандартную программу редакционных испытаний определение устойчивости и управляемости не входит, и специально мы их не определяли. Однако скользкая заснеженная дорога так и провоцировала «покрутиться» и набраться личных впечатлений. При этом автомобиль потрясающе легко выходит из заноса вопреки большой массе и заднему приводу.

Плавность хода у машины такого уровня и класса просто обязана быть превосходной. Но личное знакомство все равно оставляет сильное впечатление: автомобиль не просто хорошо идет по дороге, он прямо-таки плывет по ней, нехотя покачиваясь на неровностях. Описать возникающие при этом ощущения сложно, настолько они неоднозначны.

Агрегатная «начинка» в чем-то перекликается с конструкцией «зиловских» грузовиков. Двигатель V-образный 8-цилиндровый расположен спереди, правда, имеет алюминиевый, а не чугунный блок цилиндров. Естественно, мотор снабжался самым совершенным в СССР навесным оборудованием. Например, 1,5-киловаттным генератором. Да и коробка передач трехступенчатый автомат. Зато рулевой механизм очень похож на «грузовой»: те же рабочие пары и тот же встроенный гидроусилитель. Рулевая колонка регулируемая.

В советские времена многие автомобилисты позавидовали бы водителю ЗИЛ-115

Тормоза – вопрос безопасности, и здесь московские конструкторы постарались. Машина снабжена рабочими механизмами с автоматической регулировкой зазора и вентилируемыми дисками, а их гидропривод содержит один вакуумный и два гидровакуумных усилителя и состоит из двух независимых контуров, каждый из которых обеспечивает торможение всех колес.

Кокпит кузова делится перегородкой на пассажирский салон и кабину с местами водителя и охранника. Салон снабжен диваном и двумя откидными сиденьями. В базовом варианте предусмотрен полный электропакет, передние сиденья отделаны высококачественной кожей, задние – дорогим велюром. Салон ЗИЛ-115 похож на экспозицию музея мебельного мастерства: двери, рамки окон, передняя панель отделаны шпоном из карельской березы. Изящный руль не перекрывает контрольные приборы.

Огромный багажник наполовину занят спецаппаратурой

Сегодня, когда по столичным дорогам в качестве VIP-транспорта колесит немало заказных «Линкольнов» и «Кадиллаков», в том числе удлиненных («стретч»), салон легкового ЗИЛа есть, с чем сравнивать. И единственный автомобиль, способный конкурировать с «членовозом» – «Роллс-Ройс». В первую очередь это относится к высоте салона, которая попросту «достаточная», чего не скажешь про длинномерных американцев. Правда, откидные сиденья установлены по ходу машины, и это несколько затрудняет ведение переговоров.

Места в кабине, конечно же, скромнее. Но, тем не менее, водитель имеет все необходимое для перевозки «высокого» пассажира. Все клавиши, кнопочки, рычажки управления всевозможными системами расположены очень удобно: никуда не надо тянуться, все под рукой. Правое кресло, как правило, занимает телохранитель, которому особый комфорт не положен: отвлекает от работы. Но кроме стандартного (для этой машины) кресла у него есть свои радости, например, электростеклоподъемник с системой моментального опускания стекла. Система кондиционирования состоит из двух независимых климатических установок.

Не убиваемая и пуленепробиваемая покрышка «Гранит»

Несмотря на солидные размеры (длина кузова 6 330 мм, ширина – 2 068 мм, высота в нагруженном состоянии – 1 500 мм), автомобиль имеет завидную маневренность: наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса – 7,6 м. Масса снаряженной машины со стандартным оборудованием составляет 3 550 кг.

Автомобиль, попавший на редакционные испытания, представлял собой отнюдь не заводскую версию. Он прошел доработку в клубе Depot, где вместо четырехкамерного карбюратора получил центральный впрыск топлива. Что же до прочих усовершенствований, то они не вышли за рамки заводских традиций, поскольку двух одинаковых машин этой марки в природе существовать не может.

Это двигатель ЗИЛ-115 уже с впрыском

К сожалению, погода помешала провести полноценные испытания. Снежный покров на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ не позволил определить расход топлива на повышенных скоростях и оценить динамику ЗИЛ-115. Да и при имитации городского движения, расходы оказались хоть и немного, но выше: внесла свои коррективы пробуксовка на заснеженной дороге при старте. Так что полученные данные соответствуют реальным дорожным условиям (заснеженная дорога) и подтверждены официальным протоколом испытаний.

Будучи наследником ЗИЛ-114, ЗИЛ-115 выпускался с 1978 г., а через несколько лет получил новый индекс – ЗИЛ-4104. В Советском Союзе производилось несколько таких автомобилей в год, по мере потребности, возникавшей у членов Политбюро ЦК КПСС. Для государственных чиновников меньшего ранга они не использовались. Машина ЗИЛ работала исключительно на закрытых специализированных автопредприятиях, относящихся к 9-му управлению КГБ СССР. Многотомное руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию существует только в единичных экземплярах, являющихся не меньшей редкостью, чем сами автомобили.