Старый конь (Mercedes-Benz 2038 LS 4х2)

М. Раллиев, фото автора

Седельные тягачи Mercedes-Benz 1838 были в числе первых грузовых иномарок, с которыми познакомились отечественные автомобилисты. Их закупало государственное АО «Совтрансавто» для выполнения международных рейсов. Сегодня эти машины давно уже сняты с производства, уступив место Mercedes-Benz 1840 Actros. Но как ни странно, многие старенькие «1838» еще на ходу. Причем находятся не только в работоспособном, но и очень хорошем состоянии. Так же, как и опробованный нами Mercedes-Benz 2038 LS 4х2, который успел накрутить на свои колеса 700 тыс. км.

Чем отличается модель М-В 2038 LS от стандартного варианта М-В 1838? Кабиной и весом перевозимого груза. Кабина позволяет стоять в полный рост, да и размещение спальных мест более свободное. Нижний диван остался на прежнем месте, а второй, откидной, поднят выше. Естественно, увеличенный объем кабины позволил создать дополнительные ниши и емкости для всякой всячины, необходимой в дороге водителям. Все это заметно повысило жизнепригодность салона М-В 2038 LS по сравнению с М-В 1838. В остальном кабина «нашего» тягача вполне соответствует стандартам эргономики и экстерьера грузовиков с «трехлучевой» звездой.

На машине правый пассажирский стеклоподъемник имеет электрический привод, а водительский – механический. Заметим, что такое же решение мы уже встречали на Actros, с которым и редакция и наши читатели познакомились раньше. «Торпедо» – плоское, под небольшим углом к ветровому стеклу, с козырьком над комбинацией приборов и блоком реле и предохранителей вместо «бардачка». При солидном возрасте машина имеет регулируемую по углу наклона и высоте рулевую колонку и водительское сиденье с пневмоподвеской. Пассажирское кресло также имеет пневмоподрессоривание, что встречается не очень часто даже на импортных грузовиках, не говоря уже об отечественных.

Пульт управления пневмоподвеской смотрится современно

Добавляет комфорта кабине и наличие подвески. Рядом с замком подъема кабины установлены телескопические амортизаторы по два с каждой стороны. Передок кабины тоже подрессорен, однако тут устанавливаются по одному амортизатору, поскольку основная масса ложится на задние опоры. Упругими элементами служат цилиндрические резиновые подушки. Хорошо продуманное и просчитанное немецкими инженерами сочетание «подушка-амортизатор» обеспечивает экипажу комфорт.

Основными багажными емкостями внутри кабины являются ящики под нижним спальным местом, служащие для складывания постельных принадлежностей, а снаружи – инструментальные ящики, в нижней задней части кабины, которые закрываются крышками с замками, отпирающимися из кабины. В них содержатся домкрат, ЗИП, знак аварийной остановки, запасные колесные камеры и прочие полезные предметы.

Сравнивая М-В 2038 с отечественными аналогами, надо отметить максимальную продуманность удобств для водителя. Казалось бы, мелочь, открытую решетку облицовки радиатора надо закрыть. В отличие от российских машин на М-В 2038 с внутренней стороны решетки находится матерчатая петля, позволяющая выполнить эту операцию даже человеку небольшого роста.

Место отдыха водителя

Гидронасос подъема кабины расположен так, что на него не попадает грязь. И работает он, невзирая на солидный возраст, как часы. Никаких протечек или «перепусканий». Впрочем, он не исключение: после 700 тыс. км в отличном состоянии находятся все агрегаты и механизмы, включая двигатель, который ни разу не ремонтировался со времени схода машины с конвейера.

За кабиной, там, где расположены все коммуникационные выводы полуприцепа, имеется площадка для удобства обслуживания подключения этих систем. Увы, на седельных тягачах отечественного производства ее не увидишь, и при сцепке-расцепке водителю приходится балансировать на раме машины, подключая тормозные и электрические коммуникации к полуприцепу. Хорошо продуманы и возможности для ремонта. При поднятой кабине механизмы двигателя, трансмиссии, передней подвески и рулевого управления доступны.

...и его рабочее место

Кстати, для облегчения сцепки с полуприцепом седло тягача можно поднять или опустить на нужную высоту с помощью специального пульта. В общем, здесь у него все, как у лучших современных тягачей.

Обратили мы внимание и на такие операции, как замена элемента воздушного фильтра и запасного колеса. На М-В 2038 первая операция занимает считанные минуты, поскольку крышка воздушного фильтра крепится защелками. Запасное колесо снять-поставить то же не долго, поскольку оно крепится, поднимается и опускается при помощи небольшой лебедки.

Для дорожных испытаний нам предоставили только тягач М-В 2038, и мы решили пристегнуть к нему бортовой полуприцеп МАЗ-93971 без тента, чтобы облегчить балластировку: открытый полуприцеп загружается балластом в 3 раза быстрее, чем тентовый.

Управлять автомобилем было легко. На стареньком немецком тягаче гидроусилитель руля работал, как новенький и хорошо отлаженный механизм. А может быть, даже лучше нового. Немаловажным фактором, напрямую связанным с управлением автомобилем, является руль. Он несколько меньше в диаметре и толще ободом, чем «баранки» отечественных грузовиков. Это вполне соответствует технике управления автомобилем и позволяет повысить маневренность машины.

Площадка за кабиной: очень удобно

Порадовало и удивило переключение передач. Оно на этой машине электрическое, как на Actros. Хотя правильнее будет сказать, что это Actros унаследовал свой джойстик от M-B 2038 LS. Джойстик здесь выглядит, как обычный рычаг переключения передач, только уменьшенный. Выжимаешь сцепление и двигаешь рычаг вперед или назад и включается соответственно более высокая или низкая передача.

Теперь о динамике M-B 2038. Замеры расхода топлива в имитации магистрального режима движения проводятся на скоростной дороге. Она имеет несколько подъемов и спусков. При снаряженной массе М-В 2038 легко и непринужденно разгоняется на спусках (чуть больше 100 км/ч) и хорошо берет подъемы. Однако 20 т груза вместе с полуприцепом заметно убавляют резвость «трехлучевой немецкой звезды». Нет, динамика у М-В 2038 не пропадает бесследно, но превращается в деловитость, если так можно выразиться. Разгоняется он конечно медленнее, чем в снаряженном состоянии, но по трассе идет быстро. А на подъеме, свистя турбонаддувом, показывает свою тяговитость.

Всё удобно и доступно

В целом машина оставила приятное во всех отношениях впечатление. Да и результаты замеров никак плохими не назовешь. И если не вспоминать, что этот автомобиль перестал вписываться в новые европейские требования (из-за чего и распрощался с конвейером), то он и сегодня готов поспорить с новейшими моделями. Жаль только, что ни один из отечественных тягачей не способен поспорить даже с этим «старичком». Вот такой он, Mercedes-Benz 2038 LS, подмявший под свои колеса 700 тыс. км различных дорог.

Испытания проводились на динамометрической дороге ГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306-90 и ГОСТ 22576-90.