Улыбающийся автобус (ГолАЗ-4244)

М. Раллиев, фото автора

Посмотрите на него: кто скажет, что улыбка у ГолАЗ-4244 не настоящая? Самая настоящая, да еще и добрая. И есть, отчего улыбаться, поскольку на выставке «КомТранс 2002» машина стала «Лучшим российским автобусом 2002 года». А если серьезно, то «нестандартного», скажем так, дизайна машина оказалась вполне «взрослой». Хотя, если ГолАЗ-4244 покрасить в желтый цвет и сделать надпись «Школьный автобус», то дети наверняка с удовольствием бы на нем передвигались: он им ближе по духу. Однако цена для транспорта, перевозящего детей, у «сорок четвертого» великовата: в стандартной комплектации $36 тыс. Ну, а если еще и под заказ какие-нибудь навороты...

Тем не менее, ГолАЗ-4244 становится все более популярным. Это видно по результатам двух рекламно-испытательных пробегов по городам и весям России, проведенных весной этого года холдинговой компанией «РусАвтоПром», в которую входит и Голицынский автобусный завод.

Компоновка силового агрегата и шасси здесь скорее автомобильная, чем автобусная. Например, рядный четырехцилиндровый дизель с турбонаддувом, с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском AVIA D 422.100, мощностью 133 л.с. при объеме 3,9 л устанавливается в передней части автобуса. При этом капот становится частью пола пассажирского салона. Двигатель сагрегатирован с шестиступенчатой механической коробкой передач Praga 6 PS 51. Ходовая часть соответствует заднеприводной формуле 4х2.

Рабочее место

Отличительная черта чешского мотора – его тихая работа. Бывает же такое: стоишь спиной к автомобилю, а по звуку работающего двигателя сразу определяешь его «дизельно-тракторную» принадлежность. Про ГолАЗ-4244 такого не скажешь.

Во время движения двигатель работает мягко и ровно, не выдавая протестующих нот даже при переходе с повышенной передачи на пониженную. Передачи включаются плавно и достаточно точно. Рычаг переключения удачно расположен рядом с водительским сиденьем (нет нужды тянуться) и имеет короткие ходы.

Благодаря удачной эргономике водителю за рулем голицынского автобуса работать приятно. Анатомическое сиденье имеет несколько регулировочных параметров плюс регулируемая по высоте и наклону колонка с рулевым колесом малого диаметра и утолщенным ободом. Комбинация и панель приборов аскетична, но информативна. Большое, без перегородки лобовое стекло обеспечивает отличный обзор. Наружные зеркала с электрообогревом.

Салон – просторный и комфортабельный

Не менее комфортно чувствуют себя и пассажиры. Расстояние между рядами сидений позволяет удобно расположиться даже очень высокому человеку. Если учесть еще и откидывающиеся спинки сидений и опускающиеся подлокотники, то путешествие на ГолАЗ-4244 для пассажира должно быть приятным.

Все сказанное относится к достоинствам. Но есть и недостатки. Прежде всего, отметим одну рабочую сдвижную дверь. Конечно, в задней части салона существует аварийный выход, но там даже ступенек нет, и водители, как правило, пользуются им в своих целях и держат закрытым. Понятно, единственной двери и для пассажиров, и для водителя маловато. Однако никакой другой нет – ни водительской, ни пассажирской. Может быть, для дизайна это и хорошо, но для удобства... Отечественные водители вообще не любят, когда они не отгорожены от пассажирского салона.

Багажные емкости есть, но для междугородных перевозок они маловаты

Другие моменты дискомфорта относятся к междугородным перевозкам. Багажные отделения, присутствующие под «брюхом» ГолАЗ-4244 и в его заднем свесе, маленькие и не соответствуют понятию багажного отделения «дальнобойного» автобуса.

И, наконец, последняя претензия к конструкторам Голицынского автобусного завода состоит в том, что машина получилась довольно валкой. При хорошей динамике и эффективном гашении продольной раскачки кузова его поперечная раскачка достаточно велика, чтобы не лучшим образом влиять на пассажиров, особенно со слабым вестибулярным аппаратом. Наверное, именно эта особенность машины породила миф о плохой устойчивости машины. Между тем, даже раскачиваясь из стороны в сторону, ГолАЗ-4244 отлично «стоит» на дороге. Судя по протоколам испытаний ГУП НИЦИАМТ, он вписывается в существующие требования даже с запасом.

Люк обеспечивает хорошую вентиляцию

Чему же «улыбается» ГолАЗ-4244? Теперь уже растущей популярности на радость продавцу – компании «РусАвтоПром», производителю – Голицынскому автобусному заводу и, будем надеяться, нам, пассажирам.

Редакция благодарит руководство и службу маркетинга Голицынского автобусного завода за предоставление на блицтест автобуса ГолАЗ-4244.

Контактные телефоны: (095) 247-6223, 247-6225.

Факс: (095) 247-6226.

e-mail: marketing@golaz.ru