2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин

КамАЗ-ММЗ-45151 – «Двуликий Янус» на камском шасси

М. Раллиев, фото автора

Наконец-то на редакционные испытания попала техника с достойным пробегом. К моменту тестирования мытищинский КамАЗ-самосвал прошел 152 350 км, что дает возможность оценить и долговечность машины, и ее состояние в середине жизни. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть не только обкатаны, но и хорошо приработаны. Подъемное устройство кузова тоже многократно выполняло свои функции. Кстати, кузов здесь выгружается на две стороны – направо или налево. За что машина и удостоилась почетного прозвища «Двуликий Янус». Официальное же его название – «самосвал для сельскохозяйственных работ».

Ну, чем не «сельская» дорога российской глубинки

На протяжении своей уже далеко не короткой жизни автомобиль содержится в соответствии с техническими нормами, поскольку является испытательным образцом. Он был правильно обкатан, и получал своевременное и качественное техническое обслуживание. Все делалось под строгим контролем, и результат оказался весьма положительным. На всех стадиях испытаний оценка «хорошо». В том числе и по подвеске, которая проверялась на специальном испытательном треке. Ведь самосвал КамАЗ-ММЗ-45151 предназначен для использования его в тяжелейших условиях села, где, как известно, мизерное количество дорог с твердым покрытием.

Экстерьер КамАЗ-ММЗ-45151 во многом определяется камским самосвальным шасси 6х4. Кабина хорошо известна, со всеми ее недостатками. От новой кабины, устанавливаемой на КамАЗ-6520, у нее имеется существенное отличие: между креслами водителя и пассажира есть свободное место. Сохранила кабина и традиционные «камазовские» недостатки: неудобное расположение рукоятки открывания дверей изнутри, рулевое колесо по моде тридцатилетней давности – большого диаметра с тонким ободом и двумя спицами, неудобное расположение педали «газа», неэргономичное сиденье водителя с жесткой подвеской. Это сегодня на Камском автозаводе задумываются о новом дизайне, а в 1997 г., когда сошло с конвейера шасси нашего самосвала, о нем и речи не шло.

Замок борта надо открывать вручную

Примечательно, что при таком возрасте модель КамАЗ-ММЗ-45151 в каталогах коммерческого транспорта последних двух лет не фигурирует («Коммерческие автомобили», М., «Третий Рим»). Странно, конечно, но факт. Такое впечатление, что кроме самосвалов на шасси ЗИЛ ОАО «Метровагонмаш» больше ничего не производит.

И так, что мы имели во время испытаний на дорогах Дмитровского автополигона? Можно сказать, что совсем «незнакомый» автомобиль. Однако этот «незнакомец» оказался весьма «проворным» экземпляром. С двигателем образца 1997 г. (КамАЗ-740.10 без турбонаддува) мытищинский сельскохозяйственный самосвал оказался по динамике более быстрым, чем МАЗ-5551-020, но медленнее своего «земляка» ЗИЛ-ММЗ-4520. Эти три автомобиля имеют приблизительно равные массы, как в снаряженном, так и в загруженном состоянии, и отличаются лишь способом разгрузки.

Удивил звук работающего двигателя. Не подумайте худого. В любом режиме движения и при разной загрузке мотор работал очень ровно, без надрывов. И даже при переключении с высшей передачи на низшую ничего неприличного в его поведении не было. Но одной потрясающей особенностью этот двигатель все же обладал: не имея наддува, он почему-то издавал свист, столь характерный для работающего турбокомпрессора. Добиться плавного разгона мытищинского самосвала оказалось несложно. Передачи в пятиступенчатой коробке КамАЗ-ММЗ-45151 хорошо, легко и точно включались.

Таким образом устанавливается упорный палец

Добраться до двигателя труднее, чем хотелось бы. Когда по чистой случайности был сорван один из циклов замера расхода топлива в городском режиме движения, и двигатель «хлебнул» воздуха, пришлось прочувствовать нехватку гидравлического подъемника кабины. Понятно, что ручной подъем кабины больше напоминает упражнение для штангиста. Кстати, зачем ее поднимали-то? Да чтобы добраться до ручного топливоподкачивающего насоса и прокачать топливную систему. А ведь дополнительному насосу ручной подкачки следовало бы располагаться где-нибудь в районе топливного бака, как, например, на МАЗ-6317. Да и на многих импортных машинах к ручному насосу можно добраться, не поднимая кабины.

Управляемость подопытного автомобиля тоже оказалась на оценку «хорошо»: самосвал четко «слушается» руля, повинуясь движениям рук водителя. Правда, при этом сама работа гидроусилителя была очень шумной, и при каждом движении «баранки» рулевое управление громко возвещало о своей работе.

Но главное в этом автомобиле – это самосвальная установка: кузова двухсторонней выгрузки и его подъемного механизма. К самому механизму никаких претензий нет: их надежностью и неприхотливостью ММЗ и знаменит.

Упорная петля опрокидывания кузова

Запускается подъемный механизм рычагом в кабине. Зато борта кузова нужно открывать вручную, да еще и сверху, как у обыкновенного бортового автомобиля, независимо от того, в какую сторону производится разгрузка. Высыпался груз, например, песок или щебенка (или навоз...), из кузова и остался лежать на нижнем торце борта. Пока не уберешь с него «залежалости» рукой или веником, борт закрыть не удастся. Вот и представьте: открыть борт, сесть в кабину и поднять кузов, опустить кузов, выйти из кабины и счистить остатки груза с борта, закрыть борт. И лишь после этого снова сесть в кабину, чтобы ехать на загрузку. А кабинка-то бескапотная, на колесе. Вот и получается, что не самосвал, а тренажер против ожирения и инфаркта.

В остальном, все, как и положено таким самосвалам. Сторона разгрузки меняется перестановкой пальцев в специальных проушинах. С какого борта пальцы, туда и сбрасывается груз. Кстати, о грузе. В качестве балласта для испытаний снова использовался песок. Правда, точный вес загрузить сразу не удалось, поэтому до полной массы самосвал пришлось догружать специальными болванками, что на сами замеры во время испытаний не повлияло.

И так, сельскохозяйственный самосвал КамАЗ-ММЗ-45151 независимый тест прошел. На «отлично» он не потянул, но твердую оценку «хорошо» заслужил. А дальше... Дальше этому автомобилю будут ставить оценки те, кто на нем работает.

Редакция благодарит руководство Мытищинского машиностроительного завода (ОАО «Метровагонмаш») за предоставленный для тестирования автомобиль КамАЗ-ММЗ-45151.

Контактный телефон: (095) 581-1356. Факс: (095) 581-5394.


М. Раллиев, фото автора Основные Средства 08'2002 11 января 2005

Комментарии (0)