Мытищинский строитель (ЗИЛ-ММЗ-4520)

М. Раллиев, фото автора

Продолжаем «самосвальную» тему. Теперь обращаемся к еще одной хорошо известной еще с «советских» времен марке – ЗИЛ-ММЗ. Модельный ряд мытищинцев теперь отнюдь не сводится к одному-единственному «Корыту», и для тестирования мы взяли модель «4520» – десятитонную машину на шасси ЗИЛ-133.

Из истории

Мытищинский машиностроительный завод был создан в 1897 г. для выпуска железнодорожного подвижного состава. В дальнейшем из ворот ММЗ стали выходить и трамвайные вагоны. В ходе строительства и развития метро в Москве Мытищинский завод, уже вагоностроительный, стал с 1934 г. серийно выпускать вагоны для столичной подземки. Остаются они в производственной программе предприятия и сегодня.

В начале войны большая часть МВЗ была эвакуирована на Урал, однако 21 апреля 1942 г. ГКО СССР распорядился вернуть эвакуированное оборудование и наладить выпуск самоходных артиллерийских установок САУ-76.

Панель приборов стандартного ЗИЛа

После войны, помимо строительства вагонов метро, МВЗ первым наладил серийный выпуск самосвалов на шасси ЗИС-05. А сегодня ЗАО «Метровагонмаш» производит 20 моделей самосвалов на шасси автомобилей ЗИЛ и КамАЗ. Сельскохозяйственные самосвалы Мытищинского завода имеют двух- или трехстороннюю разгрузку, строительные разгружаются назад. Помимо самосвалов обычного типа ММЗ выпускает три модели автомобилей со съемными платформами и на базе «Бычка» изготавливают эвакуатор.

105 лет – это возраст серьезный для машиностроительного завода, хотя и небольшой в глобальном масштабе. Однако ММЗ не стоит на месте, разрабатывая все новые модели самосвалов и специализированной автомобильной техники. Дай Бог существовать этому подмосковному предприятию еще столько же.

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-4520 весьма популярен среди московских строителей и коммунальщиков, также как и МАЗ-5551. При уборке снега, на дорожно-строительных и ремонтных работах эти два грузовика часто можно видеть рядом. В отличие от двухосного МАЗа у мытищинского самосвала колесная формула другая – 6х4, т.е. трехоска. А грузоподъемность машин одинаковая – 10 т. Второе важное отличие заключается в том, что если МАЗ мы брали практически «с конвейера», то мытищинская машина попала к нам в ходе эксплуатационных испытаний и соответственно успела проститься с заводскими недоделками и приобрести «среднеходовое» состояние.

Сиденье водителя подрессорено и имеет... «комплект безопасности»

Машина с таким самосвальным кузовом смотрится симпатично. ЗИЛовскому «капотнику» вообще строительный антураж подходит, будь то миксер, кран, экскаватор или, как в нашем случае, самосвал. Наверное, вы обращали внимание на то, что шасси ЗИЛ 133-й серии, 43-й и 44-й, 53-й и 54-й, даже, ЗИЛ-630900 выглядят, мягко говоря, неказисто (кроме «Бычков» и вездеходов с колесной формулой 6х6). А как только шасси снабжается строительными надстройками – совершенно другое дело: автомобиль получает соответствующий своему назначению дизайн. Этакий «Магирус» только поменьше.

В «верткости» мытищинскому самосвалу тоже не откажешь: на дороге шириной 5 м он разворачивается за три хода. Конечно, такой маневренности способствует зиловский гидроусилитель руля, но для работы автомобиля в городских условиях или карьере это немаловажный факт. Относительно рулевой колонки и рулевого колеса можно сказать, что они стандартные, зиловские, как, впрочем, и все остальное, поскольку мытищинцы используют стандартное трехосное шасси московского автозавода.

Таким образом кабина получает амортизацию

Тестируемый самосвал оснащен восьмицилиндровым V-образным дизелем ЗИЛ-645 без турбонаддува мощностью 185 л.с. и механической 9-ступенчатой коробкой передач. В общем, стандарт. И в технической характеристике обозначена стандартная максимальная скорость 85 км/ч. И в этом заводские данные с результатами испытаний срастаться перестали. Испытуемый самосвал ЗИЛ-ММЗ-4520 показал максимальную скорость при полной массе всего 80,9 км/ч. Да даже в снаряженном состоянии – 81,4 км/ч.

Несоответствие официальным данным объясняется просто: машины с турбодизелем комплектуются редукторами ведущих мостов с передаточным числом 5,12, их скоростной режим соответствует официальной норме. Но поскольку в нашем автомобиле все было стандартное, в том числе и мотор, то и главная передача установлена более тяговая – с передаточным числом 6,33. Этот факт и повлиял на уменьшение скоростных параметров. Зато тяговитость повысилась: можно везти и больше 7 кубов, но не нужно, поскольку к добру это не приводит. Перегрузом грешат многие наши водители, хотя прекрасно знают, что «всех денег не заработать».

Отрицательную реакцию вызвал замок заднего борта, который надо открывать ручками, да еще выйдя из кабины. Это, надо понимать, чтобы у водителя не возникла гиподинамия.

Первая «ступенька» – колесо

Для более полного представления об автомобиле мы дополняем данные реальных испытаний результатами компьютерного теста. В принципе программа MVC, с помощью которой мы «катали» машину, позволяет смоделировать именно тот реальный автомобиль, который работал на полигоне, но мы этого делать не стали. Поэтому «расчетные данные» соответствуют несколько идеализированной, абсолютно исправной машине. Сделали мы это для того, чтобы читатель мог судить о соотношении среднеэксплуатационного и «паспортного» состояния автомобиля. Заметим, что у тестируемого автомобиля налицо некоторая неточность в настройке топливной аппаратуры.

А в целом ЗИЛ-ММЗ-4520 оставил очень хорошие впечатления. Во всяком случае, городских коммунальщиков и строителей можно понять: хорошая маневренность, 7 кубов полезного объема, вполне приемлемый расход топлива, а если к этому еще прибавить относительную дешевизну обслуживания и запчастей, то получается рентабельный автомобиль. Да и цена самосвала не такая уж высокая: от 500 600 до 521 800 руб. в зависимости от шасси.

Для проведения испытаний автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4520 был предоставлен Мытищинским машиностроительным заводом (ЗАО «Метровагонмаш»).

Контактный телефон: (095) 581-1356,

факс: (095) 581-5394.