«Садко» – удача ГАЗа

В. Мамедов

Вездеход ГАЗ-66, простоявший на конвейере тридцать лет и заслуживший высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом, вошел в историю Горьковского автозавода как одна из самых удачных его моделей. Однако еще в 1996 году конструкторы подумали о его замене другой машиной. Дело в том, что с началом перестройки потребности армии в «шестьдесят шестых» резко уменьшились, и завод был вынужден сохранять его в производстве, имея незначительный сбыт и неся финансовые потери. Задача, поставленная перед конструкторами, формулировалась так: создать новый автомобиль, не уступающий ГАЗ-66 по основным параметрам, более привлекательный для гражданских покупателей, но не забывая и нужды армии.

Уже через несколько месяцев из ворот экспериментального цеха вышла машина, получившая оригинальные раму и кузов, кабину и оперение от среднетоннажного грузовика, а основные узлы трансмиссии и ходовой части от вездехода ГАЗ-66. Грузовик получил название «Садко» и после четырех лет испытаний уверенно занял свое место среди десятков серийных моделей с маркой «ГАЗ».

Машина приглянулась многим. Военным понравилось то, что капотная компоновка лучше защищает водителя от последствий разрыва мины под передними колесами, а также то, что удлиненная база прибавила раме податливости – свойства, очень важного для внедорожников. Гражданские покупатели по достоинству оценили комфорт в кабине, не идущий в какое-либо сравнение с условиями обитания экипажа ГАЗ-66. Подросла и пассивная безопасность машины.

Для расширения круга покупателей в 2000 году ОАО «ГАЗ» предлагает целое семейство вездеходов «Садко», различающихся типом моторов, шин, наличием дополнительного оборудования – лебедки, системы подкачки шин, одно- или двухскатной ошиновкой задних колес.

Один грузовик из этого семейства, «Садко» ГАЗ-33082, оснащенный дизельным двигателем ГАЗ-562, выпускаемым по лицензии Steyr, и предоставили заводчане корреспонденту нашего журнала на тестирование. Это темно-зеленый вездеход, собранный в соответствии с армейским заказом, отличался от «собратьев» односкатными колесами размером 12.00-R20 (именно ими комплектовались популярные автомобили ЗИЛ-131), наличием лебедки и системы централизованной подкачки шин.

Занимаю место водителя и сразу отмечаю удобство посадки на сиденье. Кресла, оказывается, идентичны тем, которыми комплектуют «Волги». Сиденье имеет три регулировки. Рычаг, изменяющий продольное перемещение подушки, находится слева под креслом, а регуляторы положения спинки и поясничного упора расположены на ее торце. Сиденье пассажира, под которым, кстати, размещен автономный отопитель, регулируется только по наклону спинки. Важно, что среди приборов обнаруживаю тахометр. Он позволит контролировать моменты переключения передач. В кабине просторно, отличная обзорность во все стороны.

После запуска дизеля поражает очень тихая его работа. Педаль сцепления требует малого усилия. После включения первой передачи в пятиступенчатой коробке плавно трогаюсь. Разгон автомобиля происходит интенсивно. Шестицилиндровый дизель ГАЗ-562 с турбонаддувом и интеркулером отличается большим крутящим моментом на низких оборотах (420 Н•м при 1 800 об/мин) и это обстоятельство как нельзя лучше подходит полноприводному грузовику, повышая его тяговитость и освобождая водителя от частого переключения передач, что порою и определяет его способность без остановки преодолеть особо трудный участок дороги.

В начале наш путь проходил по разбитому асфальтовому шоссе, позволившему оценить плавность хода и уровень комфортабельности на скорости 80 км/ч. По сравнению с ветераном ГАЗ-66 машина движется намного мягче. Причина кроется в оригинальных удлиненных рессорах, которые улучшили не только комфорт, но и, благодаря увеличению хода колес, проходимость машины. Замечено и одно неудобство для водителя: для включения четвертой и пятой передач даже человек среднего роста вынужден тянуться влево.

Но вот шоссе привело к песчаному карьеру, и здесь автомобиль проявил качества настоящего вездехода. «Садко», несший на себе 2,3 т балласта, в полноприводном режиме легко преодолевает песок, не прося переключения на низкую передачу в раздаточной коробке. Радует, что при включенной прямой передаче в раздатке включать и выключить передний мост можно на любой скорости. Особо трудные участки автомобиль проходил «с ходу». Системой подкачки шин воспользоваться так и не пришлось, широкие колеса большого диаметра и тяговитый дизель везде обеспечивали проезд.

Важно отметить, что переключение передач в раздаточной коробке возможно только после остановки автомобиля и с выжимом педали сцепления. Понижающая передача при этом может быть включена только после включения переднего моста.

Постепенно начинаю привыкать к машине и чувствовать ее характер. Поскольку автомобиль выдали прямо с конвейера, переключение передач в коробке поначалу было затруднено. Из-за этого пришлось для перехода с высших передач на низшие делать «двойной выжим с перегазовкой». Переключение передач в обратном порядке (при разгоне) лучше получается, если рычаг задерживать на какие-то секунды в позиции «нейтраль», а затем плавно засылать его в нужное положение.

Извилистая лесная трасса, сменившая песчаный карьер, выявила хорошую маневренность, управляемость машины, а также обзорность с места водителя. Малые углы въезда и съезда (спереди – 48о , сзади – 32о) и огромный клиренс (335 мм под картерами главных передач) оказались весьма кстати при переезде встреченных поваленных деревьев. Бесспорно, облегчали жизнь и кулачковые дифференциалы повышенного трения – своего рода «изюминка» всех вездеходов с маркой «ГАЗ».

День, проведенный с вездеходом «Садко», оставил очень хорошие впечатления о машине. Отмечу, что благодаря отличной шумоизоляции кабины, эффективной работе гидроусилителя руля и сервоусилителей приводов сцепления и тормозов, а также удобной посадке, к вечеру не чувствовалось усталости.

Покидая завод, я обратил внимание на вереницы «Садко», выстроившиеся вдоль заводских аллей. Производство вездехода идет полным ходом. Наибольшей популярностью внутри страны пользуются модификации с V-образным бензиновым двигателем – они значительно дешевле дизельных. Зато на экспорт в основном идут варианты с мотором ГАЗ-562. Можно заказать автомобиль с минским дизелем Д-245, как в атмосферном, так и в турбонаддувном исполнении. Для сельских тружеников разработана версия «Земляк» на шинах среднетоннажника и со сдвоенными задними колесами. Такой автомобиль имеет уменьшенную погрузочную высоту и лучше подходит для работы с сельхозагрегатами.

Мнение

Ульянов Владимир Алексеевич, испытатель 21 НИИИ АТ МО РФ, водитель 1 класса, стаж 41 год.

«Сырая» еще машина, ох, «сырая»! Вот, например, кузов стал шире, но теперь в бак бензин из ведра залить невозможно. С заправочным пистолетом проблем не возникает, но в армии заправка в поле – дело обычное, и не всегда есть канистра со специальной насадкой. Не радует и переключатель баков. На ГАЗ-66 он стоял в кабине, и переключаться можно было на ходу. Здесь кран располагается на кронштейне левого бака, и для перехода на питание от правого нужно остановиться и выйти из кабины.

Кабина здесь, конечно, удобнее, чем на «шестьдесят шестом». Да только когда пассажир хватается за штатный поручень, правое зеркало исчезает за его рукой. Не все ладно и с точками смазки на рулевом карданчике. Но это не расскажешь, надо показывать. А главное, в соседней крестовине – никаких проблем, поскольку масленка ввернута по-другому...

От редакции:

Как видите, мнения разошлись. Но мы полагаем, что в действительности они не исключают, а дополняют друг друга. И еще заметим, что лечение по крайней мере некоторых из перечисленных «детских болезней» вовсе не требует сколько-нибудь заметных затрат от заводчан.