За рулем «Дилижанса»

В. Мамедов

Проведенное специалистами ОАО «ГАЗ» исследование рынка малотоннажных грузовиков показало, что наряду с огромной потребностью в «полуторках» в стране есть ощутимый интерес к моделям с грузоподъемностью в 0,8 – 1,0 тонны. Конструкторы завода приступили к разработке таких автомобилей, а 10 сентября 1998 года первый серийный «Соболь» (так назвали новинку) сошел с главного конвейера. В настоящее время освоены почти все модификации, вошедшие в новое семейство, получившее индекс 2217: микроавтобус с числом мест 10 – 11 (ГАЗ-22173), его более комфортабельная версия, рассчитанная на 6 человек («Баргузин» ГАЗ-2217), универсальный автомобиль «Комби» (ГАЗ-2752), фургон (ГАЗ-2752), готовятся к производству бортовой грузовик (ГАЗ-2310) и полноприводные версии.

«Соболь» получился значительно компактнее «ГАЗели», благодаря уменьшению на 140 мм колесной базы и на 520 мм габаритной длины. Конструкция его не повторяет предыдущую разработку, хотя во многом унифицирована с ней. На «Соболе» установили переднюю пружинную двухрычажную независимую бесшкворневую подвеску, поэтому плавность его хода и устойчивость приблизились к легковым автомобилям. Уменьшение габаритов и массы машины значительно снизило нагрузку на заднюю ось, что позволило снабдить ее односкатными колесами. При этом за счет увеличения расстояния между арками задних колес выросла и ширина пассажирского (грузового) помещения закрытого кузова.

На автомобилях семейства «Соболь» устанавливают интегральный рулевой механизм со встроенным гидроусилителем, значительно снижающим усилие на рулевом колесе и повышающим устойчивость автомобиля, а также уровень его безопасности. Наконец, на машинах используют новые передние тормоза с увеличенным диаметром диска, более эффективные, чем на «ГАЗели».

Автомобиль «Соболь» выпускают с тремя типами двигателей: ЗМЗ-4063.10 (110 л.с., карбюратор), ЗМЗ-4066.10 (150 л.с., впрыск топлива) и ГАЗ-560 (дизель, 95 л.с.). Для теста нам предоставили дизельный вариант с очень интересным кузовом, окрашенным в стиле «вестерн» и со специальным оборудованием. Такая модификация – «Дилижанс», создана для определения спроса и пока является только выставочным образцом.

Итак, первое, что мы сделали – обошли и внимательно осмотрели машину. В своей основе – это серийная модель «Комби» ГАЗ-2752 с высокой крышей. Внешне «Дилижанс» отличает не только специальная окраска с элементами, покрытыми пленкой «под дерево» (в США до сих пор популярны во многих штатах универсалы и мини-вэны с фанерными вставками, прикрепленными к боковине кузова). Сзади (справа) внутри машины были закреплены кронштейн с запасным колесом в чехле, на двери держатели для канистры и лестница, а сверху, на крыше, установлен хромированный багажник. перед облицовкой радиатора установлен «кенгурятник», наподобие того, что часто можно видеть на джипах. Иным оказался и интерьер «Дилижанса». Пять удобных кресел с оригинальной мягкой обивкой (передние – с подлокотниками), маленький импортный холодильник, деревянные панели и шторки на окнах создавали атмосферу комфорта, уюта и приглашали к путешествию.

Устроившись на водительском месте, замечаем, что здесь все привычное, «ГАЗелевское», за исключением консоли с вставкой «под дерево», которая появилась между сиденьями. Светлая обивка салона и кресел, фактура выбранного материала – все это радует глаз. Обзорность – выше всяких похвал. Недостаток по эргономике только один: левая колесная ниша мешает свободной ноге. Посадка на задние сиденья, снабженные огромными мягкими панелями-подголовниками, своеобразна. Наклон спинок слишком велик, жаль, что кресла не имеют регулировок этого параметра. Не помешали бы, учитывая специфику данной модификации, и встроенные подлокотники.

Открываем распашные двери и проводим замеры грузового отсека. Высота – 1,53 м, ширина 1,83, длина до металлической перегородки – 1,33 м. Перемножив эти цифры, получаем полезный объем примерно равный 3,7 м3. В этом автомобиле даже шкаф поместится, главное, чтобы при наличии пяти человек в кузове масса груза не превышала 400 кг.

Ну а теперь попробуем «Соболь-Дилижанс» в движении. Ход сцепления с гидравлическим приводом невелик, а начало замыкания дисков прекрасно ощущается. Приятно, что на холостых оборотах отсутствует вибрация на длинном рычаге коробки передач. Дизельный 95-сильный двигатель ГАЗ-560 (лицензия фирмы Steyr) отличает высокая приспособляемость к изменению нагрузки.

Максимум его крутящего момента (200 Н•м) приходится на 2 300 об/мин, поэтому разгонная динамика «Дилижанса» очень высока. Максимальная скорость на шоссе составляет 120 км/ч, однако одно из главных положительных качеств машины – высокая экономичность. Точные замеры расхода топлива мы, к сожалению, сделать не смогли, приводим заводские данные: расход дизельного топлива при равномерной скорости 60 км/ч не превышает 7,2 л/100 км, при 80 км/ч он равен 9 л/100 км.

Работа двигателя оказалась на удивление тихой, а турбокомпрессора – плавной. Заметим, что особенностью дизеля ГАЗ-560 является отсутствие съемной головки цилиндров, объединенной с блоком в единый моноблок (чугунная отливка). Такой подход сделал мотор надежным в эксплуатации, исключив такие типовые «аварийные» случаи, как выход из строя головки блока и ее прокладки при перегреве, обрыв шпильки или болта при затяжке, попадание охлаждающей жидкости в масляную магистраль. Этот дизель не требует никакой разборки при эксплуатации, ограниченной 300 тыс. км. После этого пробега моноблок с поршнями, шатунами и коленвалом при желании можно заменить на аналогичный новый, однако пробег до списания «ГАЗелей» и «Соболей», также обычно равен 300 тыс. км.

Вот и получается, что мы имеем дело с надежным дизелем, «одноразового» применения. Прямой двухфазный впрыск топлива в цилиндры осуществляют насос-форсунки, развивающие давление до 1 800 бар. Их приводят в действие кулачки распредвала, а омывает сама солярка, излишки которой постоянно поступают в бак в сильно нагретом состоянии. Эта система, как говорят заводские испытатели, оказалась очень полезной для эксплуатации в морозы: при теплом топливе полностью устраняется такое отрицательное явление, как парафинирование солярки.

Поведение на дороге дизельного «Дилижанса» нам понравилось. Меньшая колесная база обеспечила машине заметно лучшую маневренность по сравнению с «ГАЗелями», а про плавность хода и говорить не приходится. Она сравнима разве что с «Волгой». Работа турбонагнетателя чувствуется с самого начала движения. Он без рывков увеличивает тягу дизеля, от чего создается впечатление, что под капотом – не двухлитровый дизель, а как минимум 3,5-литровый.

Работу гидроусилителя руля можно назвать хорошей. По чувствительности и информативности он лучше, чем устанавливаемые на «ГАЗели». Управляемость «Дилижанса» оценена нами на 3,5. Дело в том, что слишком «мягкие» амортизаторы и слабые стабилизаторы поперечной устойчивости стали причиной излишней «валкости» машины и раскачки ее при преодолении небольших неровностей.

Подводя итог кратковременной поездки, можно сказать, что потребительские качества «Дилижанса» достаточно высоки. Оригинальная внешность, огромный багажный отсек, просторный салон, надежный дизель, высокие динамические качества и экономичность, несомненно, могут привлечь к этой машине много покупателей. Отрадно, что ОАО «ГАЗ», создавая эту интересную версию «Соболя», стремится расширить гамму предлагаемых серийных моделей эксклюзивными заказными модификациями. Думается, у «Дилижанса» есть и хорошие экспортные возможности. Мы ничего не сказали о цене этой машины. Увы, на момент знакомства с ней, она еще не была определена. Расставались с «Дилижансом» мы с сожалением...