Самые мощные

Тест-оператор В. Московкин, Тест-редактор А. Виноградов

Ах, эта магия лошадиных сил! Мы все приходим в восторг от того, что узнаем: Lamborgini имеет мотор в полтыщи «кобыл»! Но настоящий король трассы – магистральный тягач. И эти автомобили, имеющие сегодня моторы помощнее – аж о шестистах «лошадях», краса и гордость фирмы-изготовителя. А что ж в отечестве своем? Неужто и по этой части пророков не имеется? А вот и нет, и мы не хуже многих, мы тоже можем... Правда не серийно, но все ж таки! Итак, сегодняшняя тема – 600-сильные магистральники. А чтобы виртуальный тест обрел плоть и кровь, уточним задачу, например: ралли «Пан-евразиан с грузом». И пусть Дальний Восток сегодня – источник кризисов, настоящая Пан-Евразийская магистраль уже строится, правда в обход России с ее политической нестабильностью и дурацкими политическими играми, но помечтать-то можно!

Автомобили

Поскольку стартовая идея – гипотетическая, то и машины, работающие на маршруте, по крайней мере отечественные, тоже гипотетические. Основой для первой из них послужил экспериментальный тягач в составе автопоезда полной массой в 52 тонны, везущий 30 тонн груза и разработанный некоторое время назад в НАМИ. Этот грузовик был построен и прошел цикл испытаний. Наша машина отличается от него более мощным двигателем ЯМЗ-840 в 600 л.с. Несмотря на это название – «Тайфун» – мы сочли возможным сохранить.

В качестве прототипа для второго автомобиля мы взяли КамАЗ для ралли-рейдов, также имеющий 600-сильный силовой агрегат отечественного производства. А чтобы «гоночная версия» не слишком сильно вырывалась вперед, мы снабдили ее 14-тонным прицепом. Таким образом «спортсмен» везет на пользу Родине 16 тонн. Сразу оговоримся, что это не та машина, которая участвует в ралли, а ее близкий аналог, собранный нами. В нашем тесте он будет фигурировать как «КамАЗ Спорт».

Всякая фантазия хороша лишь тогда, когда она хоть как-то привязана к реальности. А потому в качестве такой привязки мы взяли серийный 600-сильный MAN, работающий в составе стандартного европейского 40-тонного автопоезда. При этом его грузоподъемность составляет 25 тонн.

Как видите, мы получили три очень разные машины. Но так и задумано.

Правила игры

Собственно для чистоты эксперимента следовало собрать настоящий Пан–Евразийский маршрут, что-нибудь типа: Берлин – Москва – Нижний Новгород – Уфа – Иркутск – Чита – Улан-Батор – Пекин – Токио. Однако тогда у нас получится уже не ралли, а ралли-супермарафон. Поскольку компьютер не может заблудиться или ехать медленнее или быстрее, чем нужно, зачет будем проводить по времени. К тому же автомобили в руках виртуальных водителей никогда не ломаются, а значит судить о результатах можно и по прохождению ими нескольких характерных участков. При этом, разумеется, на наших читателей ложится определенная работа по додумыванию и распространению данных теста на весь маршрут, но так даже интереснее. Не даром же сборники кроссвордов вот уже многие годы остаются самой популярной литературой.

Добавим, что при определении победителя мы будем ориентироваться на минимальный расход топлива на тонну перевезенного груза и время прохождения каждого из участков.

Маршруты

Нашим испытуемым предстоит – как обычно – поупражняться на динамометрической дороге. Затем они пройдут два круга по скоростной НАМИ. Будем считать это первым спецучастком, поскольку его протяженность невелика, а скорость ограничена по верхнему европейскому пределу 85 км в час. Далее машины перейдут на второй скоростной спецучасток, отражающий среднестатистическую дорогу, вьющуюся где-нибудь на Валдайской возвышенности или в Уральских горах. Эта трасса уже использовалась в наших тестах и менять ее название мы сочли неправильным, поэтому именуется она Тяжелый автобан-3.

Следующий этап мы сделали не менее тяжелым, зато намного протяженней. Его длина составляет 130 км, а сам он представляет собой математическую модель одной из горных дорог «Крыши мира». В общем, место прохождения этого этапа – Памир, имя которого злыми языками порою произносится как «помер», и ездившие в тех краях единодушно полагают, что не без оснований. Впрочем не будем усердствовать через край. Конечно, все дороги тяжелы, но не все – настолько. А потому в качестве последнего этапа мы взяли уже известный постоянным читателям маршрут Grafenhausen – Werratal, столь любимый нашими западными коллегами.

Динамика

По максимальной скорости здесь первенствует «Тайфун» – он на добрый десяток километров в час опережает обоих своих соперников. Впрочем оно и не удивительно: «Тайфун» – концепт-трак, специально проектировавшийся как «аэродинамичный» автопоезд, прошедший надлежащую доводку в аэродинамической трубе и построенный в одном экземпляре. В основе двух других машин лежат серийные грузовики, у которых с обтекаемостью дела обстоят заметно хуже.

По расходу топлива абсолютным лидером оказался MAN. Для него этот показатель оказался на восемь с лишком литров ниже, чем у российских машин. Ну что же, «Тайфун» весит на добрую дюжину тонн больше; правда, если положить руку на сердце, то полуторакратное увеличение расхода топлива едва ли можно оправдать на 20% большей грузоподъемностью. Тяжеловат однако концепт-трак, ох тяжеловат... Что же касается КамАЗа, то для него близкий к «Тайфуну» расход горючего – не криминал, поскольку не для того он строился, да и режим мы этому автомобилю задали далеко не нормальный – с прицепом.

По времени разгона самым резвым оказался опять же немецкий грузовик. Хотя вот здесь-то уж точно – не для того он делался. «Победитель песков» шел с немцем почти на равных, но все же уступил. Эх, кабы не прицеп... Справедливости ради заметим, что в песках с сорокатонной фурой ловить конечно нечего, а вот на дороге она с раллийным автомобилем может и потягаться. Впрочем на мерной дистанции все встает на свои места и более быстроходный КамАЗ все же вырывается вперед.

Скоростная автополигона

На первом скоростном спецучастке первым проходит маршрут MAN. Он на 9 секунд опережает «песчаного барса» из Набережных Челнов и чуть ли не полминуты выигрывает у «Тайфуна». При этом расход топлива в пересчете на рубли оказывается для обеих машин примерно равным их полной массе, правда, MAN не дотягивает до 40 трех рублей, а «Тайфун» перешагнул свои 52 рубля на 66 копеек... Впрочем перевезенный груз намного важнее полной массы, но и по этому параметру немецкий тягач оказывается впереди: он сжигает чуть меньше 1,3 л/100 км на каждую тонну груза, в то время как для тяжелого россиянина этот показатель близок к 1,5 л/100 км.

«КамАЗ Спорт», самый легкий из всей испытуемой команды, пока почти не отстает от лидера по времени. По расходу топлива в абсолютном исчислении он занимает промежуточное положение между тяжелыми противниками. Однако спорить с ними по затратам на тонну перевезенного груза он явно не состоянии. Правда, если у вас есть ровно 16 тонн, то и КамАЗ оказывается совсем неплохим вариантом...

Что же касается всех остальных параметров работы машины, то картинка получается четкая: MAN – КамАЗ – «Тайфун». Это в порядке ухудшения результатов.

Тяжелый автобан-3

На этом этапе наши машины въезжают в предгорья и крутизна подъемов увеличивается и в некоторых случаях может достигать 12%. Здесь всем участникам уже всерьез приходится бороться с притяжением земли, и спортивная машина не только отыгрывает у «немца» свое отставание, но и вырывается вперед на добрых 22 секунды. А вот «Тайфун», самый тяжелый из всей компании, начинает отставать уже по настоящему: к имеющимся 25 секундам опоздания он добавляет почти 4 минуты.

Меньше всего топлива израсходовал КамАЗ. Немецкому тягачу потребовалось на литр с четвертью, а «Тайфуну» на шесть литров больше горючего. Правда, с учетом перевезенного груза ситуация выглядит совсем по другому: MAN требует 2,79 л/100 ткм, «Тайфун» – почти 3, а для КамАЗа этот показатель превосходит 4 л/100 ткм.

По всем остальным показателям автомобили расположились в порядке возрастания полной массы, и только двигатель немецкой машины работал менее напряженно, чем у прочих. Любопытно, что всем машинам потребовалось почти одинаковое число переключений передач: против 26 у 32-тонного КамАЗа стоят 28 у 40-тонного европейца и 33 у 52-тонного «Тайфуна».

На «Крыше мира»

Памирская трасса оказалась наиболее благосклонной к немецкой машине. На 130-километровой дистанции MAN отыграл у КамАЗа почти 2 минуты и снова вырвался вперед, выигрывая у главного соперника минуту и 24 секунды. «Тайфун» отстал еще больше, добавив к имевшемуся отрыву почти 18 минут, и таким образом его отставание от лидера превысило 22 минуты.

Абсолютный расход топлива увеличивался с ростом полной массы, но не пропорционально ей. В итоге спортивная машина оказалась лучшей по абсолютному расходу топлива и худшей по его затратам на тонну перевезенного груза, который составили: 2,54 л/100 ткм у MAN, 2,8 л/100 ткм у «Тайфуна» и 3,76 л/100 ткм у «песчаного барса» из Татарии.

Заметим, что такой отрыв от соперников дался европейской машине отнюдь не легко – на этой дороге ее двигатель (с учетом его меньшей быстроходности) работал практически с таким же напряжением, как и моторы соперников, а тормоза использовались даже интенсивнее, чем у 52-тонной машины. И переключений передач потребовалось на одно больше, чем на «Тайфуне» (37). Кстати, на более легком КамАЗе рычаг управления коробкой использовался намного реже – всего 30 раз.

По европейской магистрали

На пути из Grafenhauzen в Werratal, да на 226-километровой дистанции самым быстрым оказался MAN, что вполне естественно, поскольку именно для таких дорог машина и создавалась. На этом участке КамАЗ проиграл лидеру еще 28 секунд и его суммарное отставание увеличилось почти до 2 минут. Самая тяжелая машина потеряла на маршруте более 8 минут и таким образом по сумме всех этапов набрала свыше получаса штрафного времени.

Наименьший расход топлива, причем даже в абсолютном исчислении, продемонстрировал также европейский сорокатонник. Одному лишь ему с хорошим запасом хватило для всей поездки 100 литров горючего. Отечественные автомобили в «сотню» уложиться не смогли и с учетом перевозимого груза расход топлива составил: 1,6 л/100 ткм для MAN; 1,77 для «Тайфуна» и 2,77 л/100 ткм у КамАЗа.

Заметим, что двигатель немецкого тягача работал более эффективно и менее напряженно, а также меньше загрязняя воздух. Но самое сильное впечатление производит количество переключений передач. Почти на три часа их потребовалось: 45 у MAN, 73 КамАЗу и аж 112 «Тайфуну». Тут, как говорится, комментарии излишни.

Заключение

Превосходство немецкого тягача в прошедшей гонке оказалось очевидным. Прочитав это, дотошный читатель может сказать: «Эка новость! Давно известно, что европейские автомобили, тем более относящиеся к «первой пятерке», намного превосходят все, что изготавливается в России». Однако в действительности здесь есть над чем подумать. За счет чего MAN оказался лучше?

Начнем с того, что немецкий грузовик – это серийная, а значит, и более доведенная машина. Также обратим внимание на его колесную формулу: 4 х 2 против 6 х 4 у «Тайфуна». А если верить учебнику по конструированию грузовиков, спаренные неуправляемые оси – это плюс 10% к расходу топлива. Между прочим и с «мановского» расхода можно скостить пяток процентов, если использовать односкатную ошиновку задних колес. И не за горами то время, когда это будет сделано. Во всяком случае концепт-трак Scania ее уже имеет.

Сможет ли в ближайшее время российский тягач добиться таких же или даже лучших результатов? В принципе – да, ведь для их достижения использованы далеко не все резервы. Но при этом придется отказаться от привычного «я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила» и грамотно использовать достижения мировой технической мысли. Так что все сводится к желанию отечественных автостроителей сделать такую машину, да еще к готовности транспортников платить за нее настоящую цену. Ведь как ни крути, а европейского качества по российской цене быть не может.