«ГАЗель»: бензин и «солярка»

Тест-оператор В. Московкин. Тест-редактор А. Виноградов

В прошлом номере мы рассказали о «русском штейре» – дизеле, производство которого уже началось в Нижнем Новгороде. Говорили мы и о том, что «ГАЗели», оснащенные этим двигателем, очень хорошо показали себя на эксплуатационных испытаниях в качестве нижегородских маршрутных такси. Теперь мы решили провести виртуальный тест дизельной «ГАЗели» в сравнении с хорошо известными российским водителям машинами.

Комплектация

За основу мы взяли базовую модель ГАЗ-3302. Поскольку главная задача – выявление особенностей двигателя, то во всех трех вариантах используются одни и те же агрегаты: коробки передач, главные передачи и даже одинаковые шины. Двигатели используются разные: старый добрый «двадцать четвертый» (естественно в современном исполнении), новый заволжский 2,3-литровый ЗМЗ-406 и дизель ГАЗ-560. Первые два мотора уже хорошо, а может быть даже слишком хорошо, известны читателям, а потому о них скажем несколько слов.

При расчете параметров предполагалось, что двигатели отрегулированы «как учили», то есть в полном соответствии с заводскими требованиями. В эксплуатации машины обычно находятся в несколько худшем состоянии, а потому сравнение дизельного автомобиля получается не с реальными, а с такими бензиновыми автомобилями, какими они должны быть.

Загрузку мы приняли равной половине грузоподъемности (750 кг) – она достаточно объективно отражает реальное положение дел. Все машины тестировались без прицепа.

Маршруты

«ГАЗель» – это развозной автомобиль. Его покупают для того, чтобы он «крутился по месту». А это значит, что наиболее частыми для него являются городские и пригородные маршруты. В качестве последнего мы использовали уже известную вам скоростную дорогу дмитровского автополигона. О городском маршруте мы тоже уже рассказывали. Динамические характеристики определены на динамометрической дороге.

Динамика

Несмотря на меньшую мощность, дизель оказался отнюдь не «тупым»: оснащенная им машина хотя и проигрывает в интенсивности разгона той, которая имеет новый заволжский мотор, но заметно превосходит свою сестру с «двадцать четвертым», а ныне «четыреста вторым» двигателем.

По экономичности «пятьсот шестидесятый» вне конкуренции – при 60 км/ч оснащенная им машина расходует примерно в полтора раза меньше топлива, чем ее конкурентки. Правда, с ростом скорости разница в процентном отношении становится не такой впечатляющей, но в абсолютном исчислении все же постепенно растет с 3 до 5 л и даже более.

Впервые за время тестирования кинематическая максимальная скорость не совпала с максимальной скоростью при движении. Это объясняется тем, что высшая передача «ГАЗели» – «экономичная». Отсюда же и обилие «не существует» в нашей таблице.

На пригородной трассе

Почти тридцатикилометровую дистанцию быстрее всех проходит самая мощная машина, оснащенная «четыреста шестым» мотором. И это вполне ожидаемо. А вот второй приезжает самая слабенькая, дизельная «ГАЗель». Она проигрывает лидеру ровно секунду, и ровно на столько же опережает соперницу с «четыреста вторым» двигателем. На эффективности перевозок такой разрыв едва ли сможет сказаться, однако эффективность работы силового агрегата и трансмиссии демонстрирует очень хорошо.

По расходу топлива бензиновые машины оказываются очень близки друг к другу. Дизельная же сжигает примерно на литр меньше горючего, что в пересчете оборачивается добрыми 4 л/100 км или 12 рублями по ценам Московской области в июне.

Кроме экономичности, дизельный вариант продемонстрировал еще два своих достоинства. Во-первых, за исключением среднего давления в цилиндрах, которое в этом типе двигателей всегда выше, он работал менее напряженно. А во-вторых, его водитель заметно реже переключал передачи. При этом тормоза у дизельной «ГАЗели» работали больше: тормозит «русский штейр» несколько хуже, чем его бензиновые собратья.

Особо остановимся на топливном балансе. У всех машин довольно много – около 40% – горючего расходуется на преодоление аэродинамического сопротивления. А это значит, что при постоянной загородной езде есть смысл пользоваться специальными аэродинамическими приспособлениями.

На столичных улицах

В городской сутолоке самая мощная машина на каких-то четырех километрах неожиданно далеко – на целых 8 секунд – вырывается вперед. При этом она ухитряется «съесть» бензина меньше 100-сильной версии, правда, всего на 14 мл. Две другие «ГАЗели» затрачивают на прохождение маршрута абсолютно одинаковое время – еще одно очко в пользу наименее мощной дизельной версии.

Путевой расход у бензиновых машин в городе подскакивает до 17 – 18 л/100 км. При этом дизельный вариант вполне укладывается в 12-литровые рамки. Таким образом, разрыв увеличивается почти до 7 л/100 км, что по московским ценам составит уже не менее 21 рубля.

На этом маршруте, как и на загородном шоссе, дизель работал наименее напряженно. Правда, здесь водителю потребовалось пара лишних переключений передач (37 против 35), которые, впрочем, едва ли кто-нибудь заметит при реальном тестировании. Так же, как и за городом на дизельном автомобиле довольно интенсивно использовались тормоза. Впрочем, по мощности торможения его обошла более динамичная бензиновая 110-сильная модификация.

Опять посмотрим на топливный баланс. Сопротивления воздуха почти нет. А значит, всяческие обтекатели здесь попросту бесполезны.

Заключение

Как видим, дизельный вариант по своим скоростным возможностям получился у нижегородцев практически равноценным бензиновым. Очень впечатляет его экономичность. Цена такой машины заметно выше, чем бензиновой, однако при интенсивной эксплуатации в городе эта разница окупится довольно быстро. При загородных поездках срок окупаемости заметно возрастает, но тут для многих окажется более важным примерно на 40% больший запас хода.

Из двух бензиновых машин, оснащенная более новым мотором ЗМЗ-406, оказалась резвее. Она не только имеет на 10 л.с. большую мощность, но и лучше ее использует. Что же касается экономичности, то здесь оба бензиновых мотора почти не отличаются.