КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 2
Ковши для землеройной техники
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
 5
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники

Альтернатива иномаркам

А. Марьин, фото автора

На заброшенном летном поле аэропорта «Елабуга» эта парочка дуэлянтов смотрелась весьма колоритно. Ярко-красный развозной фургон Volvo FL6 и его челнинский коллега – белоснежный низкорамник РИАТ-КамАЗ-5355 на фоне задрипанного «кукурузника» и степенных буренок, жующих пожухшую травку.

Стихия среднетоннажного низкорамника РИАТ-КамАЗ-5355 городские улицы и магистрали

Впрочем, называть эту встречу дуэлью некорректно, скорее произошла очная ставка. Уж больно разные у грузовиков весовые категории. У шведа полная масса 19 тонн и двигатель под 250 «лошадок», а у челнинца 11 и 185 соответственно. Да и задача-то стояла совсем другая – познакомиться накоротке с необычным творением РИАТа (Разработка, Изготовление Автомобильной Техники), дочерней фирмы Камского автозавода. Так что Volvo попал на тест скорее по случайности. Тем не менее, грех было бы не воспользоваться подвернувшейся возможностью и не сравнить грузовики хотя бы по ездовым ощущениям.

Сразу скажу, что челнинец произвел более приятное впечатление. Можно, конечно, сослаться на преклонный возраст Volvo – модель FL6 выпускается уже тринадцать лет. С другой стороны и РИАТ-КамАЗ, мягко говоря, не мальчик. Риатовцы сделали свой низкорамник на базе серийного камского грузовика, который, почитай, разменял уже третий десяток.

Разгоняется челнинский фургон ровно и уверенно, как и подобает развозному грузовичку, дабы не выпадать из плотного городского потока. Когда стрелка тахометра подбирается к 1500 оборотам, следует заметный подхват. Любит затаившийся в камазовском чреве катерпиллеровский дизелек, чтобы его немного покрутили.

Рабочее место водителя за исключением сиденья с развитой боковой поддержкой, руля от Sisu и приятного цвета пластика ничем не отличается от стандартного камазовского

Благодаря удачно подобранным характеристикам подвески машина идет очень плавно, не чета своим конвейерным собратьям. Позже, обмениваясь впечатлениями с главным конструктором РИАТа Юрием Гречаным, я отметил отменную плавность хода. Оказывается из-за «высокой» кабины аккурат после МИМС’98 автомобиль помимо заднего стабилизатора поперечной устойчивости получил еще и передний. Кроме подвески очень приятное впечатление оставили тормоза. Все очень прогнозируемо и эффективно.

А вот рулевое управление подкачало. Когда дело дошло до маневра «змейка», выяснилось, что РИАТ-КамАЗ весьма вяло реагирует на действия рулевым колесом. Так и хочется крикнуть: «Проснись, парень, я уже в Челнах, а ты все еще в Елабуге». Хотя в целом маневренность грузовичка достойна похвалы. Радиус разворота у длиннобазной версии – меньше семи метров, у короткобазной же он – немногим более, чем у «Жигулей».

Впрочем, низкая информативность большой «баранки», позаимствованной от финского Sisu серии S, снятой с производства три года назад, – дело временное. РИАТ уже заказал у немецкой фирмы RBL новый рулевой механизм с гидроусилителем и «бубликом» меньшего диаметра.

Претерпит изменения и педальный узел. Речь идет об иной, более удобной форме педали сцепления. Сейчас она расположена по-камазовски – чересчур высоко. Движение в городском цикле требует частого переключения передач и, соответственно, работы сцеплением. Каждый раз задирать до небес левую ногу, согласитесь, неудобно и утомительно.

В моторном отсеке низкорамника поселился рядный шестицилиндровый турбодизель Caterpillar 3116 мощностью 185 л.с.

Словом, предела совершенства нет и процесс доводки низкорамника не прекращается. Возможно, в скором времени поменяется и интерьер кабины, который сами риатовцы считают пока самым слабым местом машины.
В родном отечестве грузовиков, подобных РИАТ-КамАЗ-5355, никто раньше не выпускал. По сути это единственная в своем роде модель среднетоннажного низкорамного грузовика грузоподъемностью до 7 тонн с малой погрузочной высотой – 850 мм.

От серийных КамАЗов низкорамник отличается целым рядом оригинальных разработок, в том числе конструкцией шасси, в частности подвесок и колесно-ступичной группы, а также двигателем Caterpillar 3116, развивающим мощность 185 л.с. и работающим с шестиступенчатой трансмиссией ZF. Тем не менее, степень унификации с обычной камазовской продукцией довольно велика – до 70 процентов. Более того, РИАТ настолько глубоко интегрирован в технологическую цепочку КамАЗа, что изготовление автомобиля идет фактически в заводских стенах: на РИАТ поступает почти готовый комплект – шасси КамАЗ-4325 с кабиной.

Кабина «Стайер» с высокой крышей – тоже творение РИАТа. Название говорит само за себя: в дальней дороге дополнительная площадь отнюдь не лишняя. Это и вторая спальная полка, и масса ящиков для дорожного скарба. Аналогичными кабинами могут оснащаться и серийные КамАЗы

На плечи риатовцев возложено инженерное обеспечение – разработка конструкторской и технологической документации, маршрута сборки, а также окончательное оборудование автомобиля. Такая схема работы с головным предприятием позволяет свести расходы к минимуму.

По потребительским качествам челнинский грузовичок практически не уступает своим ближайшим конкурентам – IVECO-ML120E23 и DAF 45, а по цене (стоимость шасси с мотором CAT – 35 530 долларов) – дешевле их примерно в полтора раза. При этом весьма широкий диапазон колесной базы (от 2940 до 4800 мм) позволяет использовать РИАТ-КамАЗ не только как развозной фургон, но и в качестве седельного тягача для работы на коротких плечах, а также автомобиля для коммунальных служб.

Дебют низкорамника состоялся на нижегородской выставке «Автотехсервис» в мае 1996 года. Первенец был оснащен дефорсированным двигателем КамАЗ-740 мощностью 180 л.с. и пятиступенчатой коробкой. Грузовик в такой комплектации относительно дешев – стоимость шасси $22 558. Правда, «родной» мотор заметно перетяжелил машину, и к тому же он не столь экологичен, как иностранные аналоги. Двигатель нуждался если не в замене, то по крайней мере в дублере.

Сначала в моторном отсеке разместили Cummins серии B, а затем выбор пал на шестилитровый CATERPILLAR 3116. Сей агрегат отличается широким диапазоном мощностей – от 175 и до 300 лошадиных сил. Главная же его изюминка заключается в том, что на двигателе средней мощности и литража применены те же решения, что используются в моторах тяжелых грузовиков.

Исходный материал: из такого вот комплекта под названием КамАЗ-4325 получается затем РИАТ-КамАЗ-5355

Для примера назовем насосы-форсунки, обеспечивающие давление впрыска в 1500 бар (примерно 1,5 тысячи атмосфер), и широкие коренные подшипники, выдерживающие высокие удельные нагрузки. В результате по таким показателям, как надежность, топливная экономичность и ресурс, САТ 3116 находится на уровне своих старших собратьев. Между прочим, мотор уже успел завоевать в России определенную популярность. Он стал штатным двигателем для автобусов ЛиАЗ-5256 (в 230-сильной версии), им же оснащаются и среднетоннажники ЗИЛа.

Несмотря на потребность рынка в таких грузовиках, руководство Камского автозавода долгое время предпочитало не замечать риатовскую разработку, хотя та в течение ряда лет мелькала на столичных автосалонах, в том числе и в составе заводской экспозиции. Более того, на все вопросы журналистов о конвейерной судьбе низкорамника следовал уклончивый ответ, что КамАЗ-де ведет активные переговоры по организации сборочного производства среднетоннажных грузовиков с зарубежными компаниями.

Впрочем, кто старое помянет – тому глаз вон. Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. Для начала КамАЗ планирует выпустить опытно-промышленную партию низкорамников в количестве 30–50 штук. Обслуживать грузовики предполагается через сеть автоцентров КамАЗа и сервисных центров Caterpillar.


А. Марьин, фото автора Основные Средства 12'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)