Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Немецкие грузовики Henschel
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Мультилифты
Новинки на рынке
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка

Дизельные моторные масла

Разработки, перспективы...

Николай Протасов
 
 
В соответствии с M.Espig, J-W.Biermann: Potenziale zur Reduktion von CO2-Emissions in der Kompaktklasse,16. Aachener Kolloquium Fachrzeung-und Motorentechnik 2007
 
 
 
 
 

«Синтетика» побеждает, но «минеральное» успешно сопротивляется

Современное моторное масло представляет собой интегральное многофункциональное вещество, без которого невозможна эксплуатация двигателя. Это продукт сложного состава, от которого требуется выполнение целого ряда задач, порой очень сложно согласующихся между собой. Снижение трения между металлическими поверхностями сопрягаемых деталей, а также защита этих поверхностей от абразивного износа и коррозии – задание для моторного масла, в принципе, не слишком сложное, если бы не то обстоятельство, что рабочий процесс происходит в широком диапазоне изменяющихся эксплуатационных температур, а масло должно демонстрировать характеристики как можно более стабильные.

В настоящее время составы масел, особенно синтетических, позволяют сохранять оптимальные смазывающие свойства при холодном запуске даже при значительных минусовых температурах, так же как и во время холостого хода, и при максимальных нагрузках в условиях тропической жары.

Практически в двигателях всех моделей грузовиков, сходящих с конвейеров известных европейских и американских автостроителей в последние годы, производитель рекомендует использовать синтетические масла. Окисляются они значительно медленнее минеральных, пробег более 100 тыс. км без замены масла – для «синтетики» не редкость. Поэтому производитель транспортного средства, рекомендуя применение «синтетики», подразумевает, что использование синтетического масла увеличивает ресурс привода в целом.

В распространившемся сегодня стремлении конструкторов новых двигателей сократить потребление топлива, а соответственно и уменьшить объем вредных выбросов наиболее реальный путь, что наглядно видно из прилагаемой диаграммы, заключается в разработке революционных составов масел. Только автоматизация процессов трогания и остановки по эффективности сокращения расходов горючего опережает результаты в области экономии топлива от внедрения масел, с оптимально подобранными составами, как из числа уже существующих, так и еще разрабатываемых. При использовании «синтетики» заметно экономится топливо, а значит, уменьшаются затраты на содержание машины. Отмечается также в ряде случаев увеличение мощности привода на 2–3% только за счет использования синтетического масла, а не минерального.

Конечно, минеральные масла значительно дешевле синтетических, и в этом их главный «плюс». Замена минерального масла требуется через каждые 30–40 тыс. км. Но, кроме небольшого эксплуатационного ресурса, минеральные масла медленнее «курсируют» по масломагистралям, т. е. имеют худшие охлаждающие свойства, чем «синтетика». В то же время вредных для экологического окружения веществ минеральные масла образуют больше.

Минеральные масла большей частью сегодня используются в изношенных двигателях, 5–10% выделяемого при работе двигателя тепла образуется за счет внутреннего трения, это тепло просто выбрасывается в атмосферу. Однако хорошо подобранное моторное масло уплотняет зазоры между гильзой цилиндра и движущимся в ней поршнем с поршневыми кольцами. Таким образом, масло, сохраняя давление в цилиндрах, тем самым повышает энергетическую эффективность процессов горения. Именно минеральное масло вполне эффективно функционирует при изношенных уплотнениях маслосистемы.

Несмотря на все положительные черты синтетических масел, не рекомендуется замена минерального масла синтетическим в автомашинах с большой «биографией». Оптимальным для таких машин может быть путь замены минерального масла полусинтетическим.

Как известно, масло сохраняет свои положительные свойства только на определенном отрезке времени. В процессе эксплуатации изменяется первоначальная вязкость, от которой зависят основные качества масла при работе в изменяющихся условиях. Причем вязкость масла может как снижаться, часто по причине разбавления масла топливом из-за дефектов в системах питания или зажигания, так и увеличиваться под влиянием накапливающихся в нем примесей. Но эти и подобные причины ухудшения смазывания можно отнести скорее к дефектам конструкции двигателя и качества выполнения металлических элементов, чем к отрицательным свойствам работающих в этих конструкциях масел. Поэтому протяженность периодов между заменами масла зависит в значительной степени от особенностей конструкции и качества изготовления двигателя транспортного средства.

Свойства диктует экология

В странах Евросоюза с октября 2009 г. действуют нормы Еuro 5. Транспортные средства, отвечающие этим нормам, получают значительные преимущества. Это и снижение дорожных налогов, и оплаты передвижения по автомагистралям, и льготы при пересечении границ.

Нормы эмиссии вредных выбросов в выхлопных газах характеризуются в основном лимитами на выбросы оксида азота и твердых частиц. Моторостроители для соответствия двигателей требованиям Еuro 4 разработали несколько методов вторичной обработки выхлопных газов. Требования Еuro 5 принципиально не отличаются от требований Еuro 4. По сути, ужесточены ограничения выбросов оксида азота до уровня 2 г/кВт. Методы же борьбы с загрязняющими выбросами практически не изменились.

Существенно снижают эмиссию оксида азота NOx системы фильтрации EGR (рециркуляции выхлопных газов), а выброс твердых частиц существенно ограничивают сажевые фильтры DPF (Diesel Particulate Filter).

Нормы Еuro 4 и Еuro 5 заставили изготовителей масел существенно изменить свойства разработанных ранее масел, «рецептура» масел последнего поколения для новых двигателей во многом продиктована ужесточением экологических норм. Преодоление поднятой «планки» экологического барьера потребовало доработки как базовых масел, так и присадок. Нужно было добиться того, чтобы, с одной стороны, новые масла всесторонне отвечали требованиям качественного смазывания, а с другой – не влияли негативно на эффективность работы систем фильтрации и катализации. Например, использование системы EGR потребовало разработки специальных масел с минимальным содержанием фосфора и серы.

Новаторские формулы ведущих производителей

Каждый крупный производитель масел выпускает по нескольку видов масел, ориентированных на применение в двигателях наиболее известных брендов. А для коммерческого транспорта ассортимент только одного маслопроизводителя может состоять из десятка наименований для каждого такого двигателя.

Торговая марка BP – недавно созданная компания, образовавшаяся от слияния завершившегося в 2000 г. таких известных брендов, как British Petroleum, Amoco, Arco, Castrol. Союз крупнейших производителей масел ставит перед собой цель превращения сегодняшней нефтяной компании BP в компанию в глобальном понимании энергетическую.

Одна из наиболее удачных разработок компании последнего периода – серия масел Vanellus. Синтетическое масло этой серии Е7 Ultra класса SAE 5W-30 обеспечивает необходимую вязкость при низких температурах, т. е. происходит полноценное смазывание даже в случае запуска двигателя при значительном понижении температуры окружающей среды. Масло предназначено для дизельных двигателей, высокофорсированных, с наддувом и без него, работающих в максимально сложных условиях.

Преимуществом данного продукта BP перед конкурентами является повышенная способность образовывать дисперсный раствор сажи, препятствовать отложениям осадков. Как следствие, увеличенный интервал замены масла снижает затраты на обслуживание, а отличные смазывающие свойства позволяют снизить расходы на текущий ремонт. Производитель утверждает также, что, используя Vanellus E7 Ultra, владелец транспортного средства будет экономить до 5% топлива по сравнению со средним расходом топлива для таких автомобилей.

Еще одно масло этой серии – BP Vanellus DD – практически идеально подходит для работы 2-тактных транспортных дизелей производства Detroit Diesel серии 53, 71, 92 и 149. Это малозольное масло со сниженной дымностью соответствует качеству SAE 40, API CF-2 и CF, что полностью удовлетворяет требования Detroit Diesel.

Обозначение «Low SAPS» можно встретить перед указанием марки на этикетках банок с маслами Elixion и Enduron компании Castrol. Входя в состав BP, Castrol продолжает вести собственные научные исследования и разработки. Термин Low SAPS означает, что использование такого масла характеризуется пониженным образованием SA – сульфатной зольности, минимальным наличием P – фосфора, и S – серы.

Castrol Elixion Low SAPS 5W-30 является одним из тех моторных масел, которые создавались по новейшим технологиям производства смазочных материалов Castrol. Castrol Elixion Low SAPS 5W-30 специально разработано для максимальной топливной экономичности грузовых автомобилей и автобусов. Оно обеспечивает максимальную защиту двигателя даже при накоплении сажи и других загрязняющих веществ, поскольку специально разработано для защиты новейшей техники европейского производства от всех видов износа, отложений и накопления сажи, полировки цилиндров.

Моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей Castrol Enduron Low SAPS 10W-40 разрабатывалось для обеспечения максимальных интервалов замены для новой техники. Оно содержит уникальный пакет присадок, обеспечивающих превосходную защиту двигателей Euro 4 даже в условиях тяжелой эксплуатации. Его особенностью является универсальность, оно успешно работает в двигателях различных марок и моделей грузовиков и автобусов, соответствующим нормам Euro 4. Это дает возможность уменьшить ассортимент применяемых моторных масел в больших парках техники.

Компания Castrol, торжественно отметившая в 1999 г. свое 100-летие, отличается большим разнообразием производимых продуктов. Наряду с современнейшим по составу дизельным маслом Castrol Enduron Low SAPS 10W-40, которое производится по новейшей технологии, обеспечивающей превосходную защиту двигателей Euro 4 и позволяющей максимально увеличить интервалы замены масла даже в условиях тяжелой эксплуатации, выпускается и минеральное масло Tection Medium Duty 15W-40, предназначенное для работы в двигателях грузовиков и строительной техники, имеющей значительный «стаж». Оно успешно работает в двигателях и с турбонаддувом, и без него. Особенностью масла является способность препятствовать образованию различных отложений в двигателе. Оно реально обеспечивает надежную работу даже двигателя со значительным износом, предотвращает незапланированные простои «бывалой» техники. Причем, несмотря на работу в двигателях далеко не новых, Tection Medium Duty 15W-40 обеспечивает выполнение стандартных интервалов замены масла, рекомендуемых производителем транспортного средства.

Даже в период кризисного спада в транспортной отрасли польский производитель масел Orlen Oil демонстрировал рост продаж в сегменте масел для грузовых автомобилей.

Сегодня каждый пятый грузовик, курсирующий по польским дорогам, смазывается маслами Orlen Oil и Platinum Ultor. Orlen Oil оперативно реагирует на текущие требования рынка, постоянно проводит мониторинг последних технологий и отслеживает европейские тенденции в производстве моторных масел.

Недавно серия масел Platinum Ultor расширилась. В числе нескольких новых высококачественных марок можно отметить синтетическое масло Platinum Ultor Max 5W-40, а также оригинальное минеральное масло Platinum Ultor Futuro 15W-40 из серии Super High Perfomance Diesel (SHPD).

При производстве Platinum Ultor Max использована технология, обеспечивающая соответствие наивысшим из возможных квалификациям по стандартам API и ACEA. Оптимально подобранная композиция из базового масла наивысшего качества и пакета присадок гарантирует надежную работу двигателя с максимальной мощностью даже в экстремальных условиях эксплуатации. Увеличенный период между заменами масла не мешает выполнению как европейских (Euro), так и американских (EPA) норм вредных выбросов. Масло получило одобрение таких известных автопроизводителей, как Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, Cummins, Deutz, Renault и Mack.

В составе Platinum Ultor Futuro 15W-40 имеется целый ряд новаторских присадок, а сам продукт производится по технологии Mid-SAPS, которая позволяет снизить уровень в получаемом масле сульфатной золы, содержание фосфора и серы. Масло создавалось для эксплуатации в двигателях коммерческого транспорта, в первую очередь для двигателей большегрузных автомобилей. Хотя Ultor Futuro вполне успешно работает и в двигателях легкового транспорта.

Формула этого масла удачно применяется в двигателях с установками EGR. Как утверждает производитель, Platinum Ultor Futuro соответствует не только нормам эмиссии выбросов, предусмотренных Euro 5, но также и нормам EPA Tier I и II для выбросов NOx(оксида азота) и PM (твердых частиц). EPA (Environmental Protection Agency) – это агентство по охране окружающей среды США. Platinum Ultor Futuro получило рекомендации для использования у таких известных производителей, как Volvo, Renault, Mercedes-Benz, MAN, Caterpillar.

Компания Orlen Oil стремится стать не только национальным лидером в производстве моторных масел, но и быть заметным игроком на рынке масел Центральной Европы. Уже несколько лет Orlen Oil является членом ATIEL – ассоциации ведущих производителей и продавцов моторных масел в Европе. Работа в ассоциации, а также участие в различных отраслевых мероприятиях позволяет компании держать руку на пульсе всего нового и создавать действительно современные и конкурентоспособные масла.

Рассматривая рынок масел, хотелось бы обратить внимание на продукцию компании Texaco. Ursa Super TDS в классе вязкости SAE10W-40 – это полусинтетическое моторное масло, специально созданное с учетом самых последних требований производителей автомобилей (ОЕМ), включая стандарт Scania Euro 4 для увеличенных интервалов замены, а также стандартов ACEA и API.

Ursa Super TDS содержит самые современные пакеты присадок, и это создает оптимальные эксплуатационные свойства. Благодаря современной формуле моюще-диспергирующих присадок, препятствующих образованию отложений в двигателе, детали двигателя отличаются чистотой.

Масло наиболее подходит для дизельных двигателей современных грузовиков и автобусов в случаях, когда необходимы увеличенные интервалы замены. Но Ursa Super также рекомендовано к применению в двигателях коммерческой техники, производители которой не выпускают собственные одобрения на масла, но публикуют требования к качеству масел для сервисного обслуживания своих двигателей. Это, например, компании Caterpillar, DAF, Iveco и др.

Концерн-гигант Total со штатом в 95 тыс. сотрудников создал значительный ассортимент масел для тяжелых грузовиков. Это прежде всего продукты серии Rubia TIR и Rubia TIR FE. Для двигателей Euro 4 и 5 разработано масло Rubia TIR 8900 FE 10W-30. Оно имеет самые высокие потребительские свойства в стандартной серии масел Total Rubia. На испытаниях, по утверждениям производителя, использование это масла уверенно показало снижение расхода топлива до 3% по сравнению со средним расходом при эксплуатации подобной техники.

Для двигателей прошлых лет компанией разработано всесезонное минеральное масло Rubia TIR 6400 15W-40, соответствующее требованиям Euro 2. TIR 6400 15W-40 отлично выдерживает соотношение цена–качество, имеет допуски автопроизводителей DaimlerChrysler, Man, Renault Trucks, Volvo.

Высочайшие характеристики имеет лучшее масло экономичной серии Total – Rubia TIR 9200 FE 5W-30. Это полностью синтетическое масло аттестовано ACEA E4, E5/E7, API CF. Испытания показали, что, работая в тяжелейших условиях, данное масло не потеряло своих свойств и после 150 тыс. км пробега! Для масел Rubia TIR FE сажа не страшна. В рецептуре содержатся новейшие беззольные дисперсанты, которые «дробят» сажу и удерживают ее во взвешенном состоянии.

Перспективным кажется направление, разрабатываемое крупнейшим среди независимых компаний – производителей смазочных материалов концерном Fuchs. Этот промышленный гигант обеспечивает 40% всех немецких автомобилей, сходящих с конвейера, маслами Titan. Titan – одна из торговых марок автомобильных масел Fuchs.

Производимое компанией минеральное масло премиум-класса Titan Cargo 15W-40 практически обладает свойствами «синтетики». Cargo 15W-40 – это дизельное масло, предназначенное для использования в тяжелонагруженных двигателях, в т. ч. и с турбонаддувом. Процесс получения этого масла связан с процессом гидрокрекинга. Упрощенно – это процесс, при котором базовое минеральное масло подвергается одновременно воздействию высокого давления и температуры. В результате, как заверяет производитель, полученный продукт практически обладает теми же свойствами, что и синтетические масла, но значительно дешевле их.

Низкозольный пакет присадок с пониженным содержанием тяжелых металлов, фосфора и серы, добавляемый к базовому маслу, позволяет эффективно использовать данное масло в двигателях, выполняющих действующие и планируемые американские и европейские нормы по токсичности выхлопа (US EPA & EU). Такие двигатели оборудованы новейшими системами очистки отработанных газов, и применение Titan Cargo 15W-40 не идет вразрез с выполнением экологических норм. Одобрение на использование в некоторых своих двигателях масло Titan Cargo 15W-40 получило от таких известных фирм, как Cummins, Deutz, DetroitDiezel, Mack, Man, Mercedes-Benz, Renault, Volvo.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕХНОЛОГИИ ГСМ
Николай Протасов Основные Средства 11'2012 21 ноября 2012

Комментарии (0)