Ортопедия для тяжелой техники

Централизованные системы смазки

Леонид Малютин
 
 
ЦСС на  автобетононасосе Daewoo
 
 
ЦСС на буровой установке
 
 
ЦСС на асфальтоукладчике
 
ЦСС на тягаче MAЗ-MAN

Централизованные, или автоматические, системы смазки (ЦСС) известны давно – с 1930-х годов. В 1970-е годы они получили распространение в машиностроении на Западе – на автомобильном транспорте, в строительной технике и тяжелом промышленном оборудовании. Логика развития современного машиностроения подсказывает, что со временем ЦСС уйдет из автотранспорта, на что есть две причины – техническая и юридическая. У грузовика или автобуса уже почти не осталось узлов, требующих периодической смазки, их заменили необслуживаемые узлы. Юридическая причина в том, что уже сегодня экологические нормы требуют, чтобы из автомобиля при движении не выпадало ничего потенциально опасного для окружающей среды. Таким образом, областью применения ЦСС останется тяжелая строительная, горная техника и промышленное оборудование.

У нас ЦСС пока не получила такого же широкого применения. Случаи поставки ЦСС на сборочный конвейер и крупные инсталляции на уже эксплуатируемую технику немногочисленны и освещаются прессой как выдающиеся события. Поставкой систем занимаются фирмы Linkoln, SKF Vogel, Beka, Groeneveld. Конечного потребителя настораживают высокая первоначальная стоимость системы и необходимость применять специальные смазки. Хотя системы смазки уже достигли совершенства, компактны, достаточно надежны, а за производителями систем и смазок стоит немалый опыт установок и эксплуатации, потребитель еще семь раз подумает, прежде чем решиться на внедрение еще одной системы, заранее взвешивая доступность сервиса для нее, снабжения смазками и запчастями, а также затруднения, с которыми он столкнется в случае выхода ЦСС из строя. Сделать откат системы, т. е. вернуться к ручному шприцеванию, будет задачей непростой и трудоемкой.

Выигрыш, который дает ЦСС, неоднократно описан. ЦСС нагнетает смазочный материал под давлением в узел трения малыми порциями во время работы узла, поддерживая тем самым постоянное заполнение зазора смазкой и предотвращая сухое трение и износ деталей. Строго дозированная подача позволяет сократить расход смазки. Регулярное наполнение зазора смазкой поможет избежать такого негативного явления, как разрежение в узле трения вал–втулка при колебаниях вала, которое приводит к всасыванию в узел трения пыли и грязи и образованию абразивной пасты, интенсивно изнашивающей детали. Вокруг подшипника скольжения также образуется «воротничок» из смазки, который работает как уплотнение и препятствует проникновению в зазор пыли и влаги. Замкнутость системы исключает попадание в нее загрязнений. Постоянная смазка узла и защита его от пыли и влаги продлевают срок службы узла, сокращают простои на ремонт и ТО. Опыт эксплуатации показывает, что ЦСС окупает себя за 6...8 месяцев за счет сокращения простоев и расходов на смазку. Известны случаи, когда после инсталляции ЦСС на такие крупные машины, как шагающий экскаватор, расход смазочных материалов сокращался в 10 раз. И хотя для ЦСС необходимы специальные, более дорогие смазки, пользователь остается в выигрыше.

Для автотранспорта, строительной и горной техники применяют в основном ЦСС с одномагистральной схемой. Плунжерный насос, оснащенный электромотором с длительным сроком службы и объединенный с питательным резервуаром, нагнетает смазку через систему трубопроводов к прогрессивным питателям. Питатель, представляющий собой плунжер-золотник, совершая возвратно-поступательные движения под давлением в напорной магистрали, проталкивает смазку к узлу трения в дозированном согласно настройке количестве. При остановке машины золотник остается в текущем положении и возобновляет движение из той же точки. От поступательного движения смазки питатели и получили название прогрессивных. Секции системы с питателями работают через определенные интервалы времени, заданные при настройке. При необходимости можно воспользоваться предоставленными производителем системы таблицами и перенастроить систему. Отсутствие обратной магистрали упрощает схему и повышает ее надежность. Недостаток системы носит экологический характер – выдавливаемая из узла отработанная смазка попадает в окружающую среду. Но если учесть культуру технического обслуживания, включая шприцевание масленок в полевых условиях, ущерб для окружающей среды от ЦСС окажется не столь значительным.

Тонкие трубопроводы ЦСС предъявляют к смазке особые требования по прокачиваемости, что становится особенно актуально при низких температурах окружающей среды. Для применения в ЦСС рекомендованы полужидкие смазки на основе минерального масла с загустителем и пакетом противоизносных и противозадирных присадок. Показатель NLGI, по американской классификации National Lubricating Grease Institute, не должен превышать 2. Смазки такого класса поставляют на мировой рынок ведущие производители смазочных материалов.

Что пользователь может предпринять, если специальная смазка вдруг закончилась? Допустимо использовать смазку Литол-24, которая соответствует классу по NLGI при температуре до –13 °С. Для более холодной погоды Литол разбавляют моторным или гидравлическим маслом, а при температуре ниже –25 °С рекомендовано перейти на специальные смазки NLGI-2. Пользователь применяет разбавленный Литол на свой страх и риск, так как в условиях мастерской, а тем более в поле невозможно добиться однородности смеси, и не разошедшиеся в масле фрагменты смазки могут закупорить трубопровод.

Централизованную систему смазки можно заказать при покупке новой машины и для машины, уже находящейся в эксплуатации. Что касается новой машины, то все расчеты проведены заранее и учтен опыт предыдущей эксплуатации, так что неожиданностей ЦСС принести не может. Пользованию ЦСС на новой машине несложно обучить водителя или оператора, поскольку работа системы не выходит за пределы нормы (при условии правильной эксплуатации). Наиболее целесообразна установка ЦСС на тяжелую технику – горные экскаваторы, погрузчики, самосвалы и т. п. и на технику, обслуживание которой особенно трудоемко, например, на автобетононасосы. Тем более что ЦСС в общей стоимости тяжелой машины не будет так заметна. Именно на тяжелой технике ЦСС дает наибольший экономический эффект и быстро окупается – за 6...8 месяцев, ведь каждый час простоя горной машины на ТО или в ремонте оборачивается значительными убытками для ее владельца. Для более легкой техники период окупаемости растянется на более длительный срок, что смущает потенциального пользователя. Наглядно сравнить эффект от ЦСС можно, если у пользователя находятся в эксплуатации две идентичные машины – одна с ЦСС, вторая без нее. Российские заводы и дилерские центры предлагают установку ЦСС на новые машины в качестве опции. В конце 2010 г. ООО «Техпартнер», дилер фирмы Linkoln, начало устанавливать ЦСС на краны «Челябинец» на конвейере Челябинского механического завода. Компания использует системы Linkoln Quicklub немецкого производства с питательной емкостью вместимостью 2 л. Под давлением 350 бар система автоматически смазывает 13 точек на шасси «Урал» с интервалом 6 ч и 20 точек на шасси КамАЗ с интервалом 4 ч смазкой Addinol Arctic Grease XP 2.

Вариацию одномагистральной системы, отличающуюся от продукции конкурентов, предложила англо-голландская компания Groeneveld. Ее система Twin 3 отличается низким рабочим давлением – 100 бар и подачей смазки по двум линиям – основной до питателя и вторичной до точки смазки. Дозирование контролирует система объемного измерения. Благодаря такому устройству во все точки смазки, даже расположенные дальше всего от насоса, будет поступать установленное количество смазки при полном давлении. Смазка нагнетается по резиновым и стальным трубопроводам высокого давления диаметром 10 мм. Питательный резервуар оснащен подвижной пластиной, прижимающейся к поверхности смазки. Пластина препятствует окислению смазки, попаданию на нее конденсата, образованию в резервуаре пустот и налипанию смазки на его стенки, а также позволяет отслеживать уровень смазки. Системы серии Twin рекомендованы для тяжелых экскаваторов и погрузчиков, для больших мусоровозов с задней загрузкой и прицепов-тяжеловозов как новых, так и находящихся в эксплуатации.

Для старой техники каждая установка представляет собой индивидуальный проект, поскольку все узлы трения на машине разработаны, зазоры увеличенные и соответственно увеличен расход смазки. Конструкция отдельных узлов может не позволить подвести к узлу трения подающий трубопровод. Такие случаи известны на проектах ЦСС для старых моделей горных экскаваторов, которые предусматривали автоматическую смазку почти всех узлов трения. Выполнять такую установку и следить за ней должен квалифицированный, опытный персонал, способный выполнить точный расчет давления в напорной магистрали, периодичности и времени смазывания. Например, при избыточном давлении смазка может расслоиться и утратить свои свойства. Инсталляция ЦСС целесообразна на тяжелую технику, на которой даже неполная автоматизация себя оправдает. Вряд ли будет разумным ставить ЦСС на старый колесный или 20-тонный гусеничный экскаватор, остаточная стоимость которого сопоставима со стоимостью системы.

В любом случае при всей привлекательности ЦСС выбор и ответственность лежит на пользователе, берет ли он новую, оснащенную ЦСС машину или собирается оборудовать системой свою старую технику.