Дело государственное

Нормы расхода топлива

Б. Власкин





14 марта 2008 г. в России введены в действие новые Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». В небольшой брошюре воплощены результаты огромного, более чем 70-летнего опыта, а также многочисленных испытаний, выполненных за последние 15 лет коллективом Научного центра топливно-смазочных материалов (НЦ ТСЭМ ОАО «НИИАТ») под руководством канд. техн. наук Ф.В. Туровского. Нормы предназначены для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и специализированной техники на шасси автомобилей.

О значении учета расхода топлива на автотранспорте много говорить не надо: цены на нефтепродукты постоянно растут, и расходы на топливно-смазочные материалы составляют значительную долю в общих затратах автотранспортников. Немаловажно и государственное значение норм: топливно-смазочные материалы – стратегический продукт, от которого зависит безопасность страны, и государство должно иметь инструмент его учета. Недаром нормами, разработанными НЦ ТСЭМ, пользуются автопредприятия, контрольные управляющие структуры и такая серьезная организация, как Государственная налоговая служба.
В НЦ ТСЭМ имеется собранная за многие годы и постоянно пополняемая обширная база данных, куда занесены технические характеристики и значения расхода топлива для нескольких тысяч отечественных и иностранных автомобилей и автобусов. Разработана сложная компьютерная программа расчета, которая включает более двух десятков тысяч формул (!) и учитывает множество факторов, влияющих на расход топлива автомобиля: конструкцию, тип, маршруты движения, сопротивление качению колес, аэродинамическое сопротивление и т. д. Только для автобусов существует шесть подпрограмм, отражающих различные условия эксплуатации на городских, пригородных и других маршрутах. Вот что говорит Феликс Викторович Туровский, отдавший разработке много времени и сил: «Мы не без оснований считаем свою программу лучшей в мире. Я отвечаю за второй знак после запятой!». Результаты расчетов сравнивали со стандартными испытаниями в Германии на нюрнбургском и штутгардском кольцах – совпадение оказалось практически полным, разница составила ничтожные доли процента.
Для каждой марки и модели определено базовое значение расхода, эти значения представлены в виде таблиц. На основе базового значения расхода топлива по специально разработанным несложным для потребителя формулам с помощью ряда поправочных коэффициентов определяется расчетное нормативное значение, в котором учитываются все особенности конкретных дорожно-транспортных, климатических и других условий эксплуатации, влияющих на расход топлива автомобиля.
Расчеты в используемой компьютерной программе базируются в том числе и на учете времени работы, скорости и нагрузки на автомобиль в каждом отдельном режиме движения. При расхождении условий или времени работы автомобиля, естественно, будут наблюдаться расхождения в потреблении топлива. Особенно сложно провести хронометраж работы и определение нагрузок при оценке расхода топлива для технологического транспорта и спецтехники, работающих в особых условиях. Для таких случаев Ф.В. Туровский рекомендует использовать инструментальные способы контроля работы техники. Например, совместное применение методик НЦ ТСЭМ и системы контроля работы транспорта FMS компании «ОмниКОММ» позволило для технологического транспорта достичь экономии до 30% и более.
Наши ученые проводят работу государственного значения, и хотелось бы, чтобы государство не забывало и оказывало поддержку прикладной науке!