Преодоление непреодолимого

Е. Соболева, фото автора и Д. Евдокимова

Трак-триал – это борьба с непреодолимыми препятствиями, которые в результате прохождения становятся преодолимыми.

В этом году трак-триал получил заметное развитие – отдельные соревнования выросли-таки в чемпионат, да не в российский, а в международный – Чемпионат Содружества России и Белоруссии. Сразу же появилось своеобразие – искусственные препятствия бронницкого НИИИ удачно дополнились натуральными буераками минчан. После первого тура судьба чемпионата казалась безоблачной, и вдруг в конце лета 21 НИИИ АТ отказался от проведения очередного этапа... Официальные лица РАФ что-то бормотали о загруженности института основной тематикой и на какое-то время все стихло.

Хотя с Бронницами и вышла заминка, чемпионат состоялся, и число этапов в нем не сократилось. С 30 сентября по 1 октября недалеко от Минска, в карьере «Ленинское», уже хорошо знакомом тем, кто следит за автомобильным спортом, прошли заключительные соревнования, а третий этап состоялся неделей раньше, 23 – 24 сентября, в подмосковном Звенигороде. В очередной раз крупнейшие автозаводы могли выяснить преимущества и недостатки своей продукции, сравнивая ее на трассе с конкурентами, водители – показать свое мастерство, а организаторы наконец-то подвели итоги и объявили победителей спортивного сезона-2000, стартовавшего еще в феврале.

Перенос соревнований из Бронниц – колыбели и традиционного места проведения российского трак-триала, в Звенигород, город, имя которого ничего не говорило ни представителям заводов-участников, ни автожурналистам, пошел на пользу третьему этапу. Ведь трасса в Бронницах – это военный полигон с искусственными препятствиями, предназначенный для испытаний исключительно военной техники. Соревнования по триалу на нем проводились с 1996 года, и все это время трасса практически не менялась. Поэтому спортсмены сумели прекрасно ее изучить, так что призовое место стало зависеть не столько от качеств автомобилей и опыта водителей, сколько от того, какой по счету раз экипаж приезжал в Бронницы.

И организаторы решили найти новое место для проведения третьего этапа с учетом зарубежного опыта. Способствовало этому и то, что две команды – российская «УралАЗ» и белорусская «МАЗ-Яровит» – уже не первый год участвуют в Чемпионате Европы по трак-триалу, и не понаслышке знают, что там используются в основном трассы с естественными препятствиями. Карьер в Звенигороде полностью отвечал этим требованиям.

На первый взгляд звенигородский карьер выглядел небольшим и вполне безобидным, особенно в глазах тех, кто уже побывал в Минске, где трасса выглядит ужасающей, а порой просто непреодолимой. На деле же подмосковный карьер оказался далеко не прост: третий этап побил все рекорды по количеству перевернувшихся на спусках и косогорах автомобилей и соответственно по интенсивности работы эвакуационной техники, тогда как в Минске все прошло достаточно спокойно. Скорее всего потому, что трасса в Звенигороде совсем новая, не обкатанная, таящая в себе множество «сюрпризов» (вот где ее плюс отчасти обернулся и минусом – в Бронницах перевернуться можно только о-очень постаравшись, да и то вряд ли получится), тогда как в «Ленинском» все, даже самые страшные спуски, броды, откосы и ямы водителям уже знакомы.

В Звенигороде старт прошел вполне в духе трак-триала. Уже в первой зоне (секция № 17) в категории S3 произошло падение – экипаж В. Московских и А. Рудницкого на МАЗ-531639, к ужасу зрителей, лег на бок. В дальнейшем эта зона подтвердила свою репутацию одной из самых аварийных: там же повторил печальную судьбу МАЗа и ЗИЛ-390613, остальные участники опасливо игнорировали этот коварный пригорок. А ЗИЛ-4972, в свою очередь, основательно «приземлился» на спуске, тоже оказавшись на боку. Но сенсацией стал все-таки второй переворот автомобиля, за рулем которого находился Виктор Московских: его МАЗ, съезжая под гору в секции № 3, перевернулся через кабину, простояв секунд пять в вертикальном положении (заснять это успели только видеооператоры, не выключавшие камеры – все остальные, даже опытные журналисты, просто онемели от ужаса и в совершенной прострации, забыв о том, что они на работе, смотрели на это ошеломляющее зрелище – как медленно машина переворачивается на 180 градусов...). После этого водителю и штурману пришлось срочно эвакуироваться из положения «вниз головой» – к счастью, ни один из них не пострадал. По словам самого Виктора, у него это уже становится «недоброй традицией работы на публику». Скорее на прессу – поправим мы от себя.

Конечно, в категориях S4 и S5 автомобили не переворачивались, но зато если уж застревали, то основательно. Эвакуатор с подъемным краном почти полчаса вытягивал Урал-5323 (водитель В. Куликов из команды «Армейцы»), на подъеме намертво забуксовавший в песке. Большая машина – большая проблема...

Второй Урал-5323 (экипаж А. Жмаев/С. Шершнев) в этой категории тоже не обошелся без казуса. При прохождении секции № 1 машина была снята с трассы за превышение допустимого количества изменений направления движения. По регламенту, между двумя любыми воротами можно повернуть только 6 раз; и если предыдущие ворота не взяты, а машина перед въездом в следующие 5 раз изменяла направление движения, то уже сама попытка въезда в ворота «через одни» считается «шестым поворотом». Уже после того, как экипаж покинул секцию, прощаясь с лидерством в общем зачете, судьи и операторы просмотрели видеозапись. И выяснилось, что один из колышков ворот был сбит вовсе не буфером (в таком случае ворот уже не существует, и взять их невозможно). Автомобиль задел его передним левым колесом и уже только после этого сбил задним. А за это причитается всего 40 штрафных очков. В случае же удаления экипажа из секции он получает штрафные очки за все те ворота, которые не успел пройти. Решение было пересмотрено, был дан повторный старт, и только тогда экипаж смог пройти эту секцию до конца.

После завершения третьего этапа лидерами стали: S2 – Вячеслав Трефилов и Валерий Асриян (ОАО «ГАЗ»), S3 – Виктор Московских и Андрей Рудницкий («МАЗ-Яровит»), S4 – Сергей Крук и Дмитрий Запорощенко («МАЗ-Яровит»), S5 – Александр Жмаев и Сергей Шершнев (ОАО «УралАЗ»).

В Минске «полку участников» прибыло: к ним присоединились чехословацкая команда Praga и немецкие – S-Egal Team, Team-Alfers (по 3 экипажа от каждой) и Blowdau Horst. Иностранцы уже не впервые приезжают в Минск, и с каждым визитом количество экипажей и команд растет.

Конечно, у себя дома организаторы – БСО «МАЗ-Яровит», постарались устроить не просто очередной этап трак-триала, а настоящее шоу. И, надо сказать, им это вполне удалось. Отметим, четко организованную работу пресс-центра и VIP-трибуны. Кроме того, в этом году появилось новшество: если раньше комментатор был один на все секции, что, естественно, усложняло его задачу – описывать сразу все происходящее, запомнив и не исказив фамилии всех участников, номера экипажей и технические особенности автомобилей, было просто невозможно, порой это приводило к досадным оплошностям, то теперь за каждой категорией был закреплен свой МАЗ и свой комментатор. Еще было установлено табло, и комментатор, переезжая из зоны в зону вместе с участниками, вывешивал штрафные очки, заработанные экипажами в этой секции, попутно давая информацию об участниках (до начала соревнований им выдавали для заполнения анкеты, которые потом и зачитывались, чтобы познакомить публику с теми, на чьи подвиги на трассе она пришла смотреть) и рассказывая о том, что происходит в других секциях.

Количество публики на 4-м этапе тоже было рекордным, поразившим даже иностранцев. Так, Инга Павлович, единственная девушка среди участников чемпионата, штурман немецкого экипажа из команды S-Egal Team, заметила, что ни на одном этапе Европейского трак-триала(!) она не видела столько людей, сколько пришло посмотреть соревнования в Минске.

Радовали посетители и своим искренним патриотизмом – порой, правда, превосходящим разумные пределы. Во время выступления в секцию № 17 выскочил, прорвавшись через заградительную ленту, разгоряченный молодой человек и, размахивая флагом Белоруссии, устремился прямо под колеса проходившего ее автомобиля. Надо полагать, водитель за рулем опешил от такого неожиданного сюрприза. К счастью, работники милиции не потеряли бдительности и почти сразу пресекли эту демонстрацию, «под белы рученьки» выпроводив юного камикадзе прочь...

В категориях «золотой середины» – S3 и S4 – состав участников по сравнению с Звенигородом не изменился. Зато среди самых больших и самых маленьких автомобилей (S5 и S2) нашим водителям приходилось ох как нелегко – окруженные стайкой Унимогов и МАNов, они вполне смогли сопоставить достоинства и недостатки своей техники и зарубежной.

Впрочем, дело было не только в машинах: «рассудительные», «уравновешенные» немцы очертя голову бросались штурмовать даже такие препятствия, которые наши спортсмены благоразумно предпочитали объезжать. И там, где один из экипажей не мог проехать, другой, не внемля «гласу разума», устремлялся напролом и... совершал невозможное – переплывал залив, поднимался на гору, разворачивался буквально на пятачке.

По окончании соревнований организаторы приготовили еще один сюрприз – публика могла прокатиться по специально разработанной секции на месте штурмана, чтобы «на своей шкуре» испытать то, что до этого они могли видеть только со стороны. От желающих примерить на себя шлем и прочувствовать все прелести экстремального спорта не было отбоя.

В конце второго дня соревнований и после подведения итогов состоялось торжественное награждение победителей.

В 4-м этапе ими стали: в категории S2 – Wolfgang Alfers и Gerd Fehr (Unimog U 1300 с двигателем Mersedes 136 л.с.), в категории S3 – Виктор Московских и Андрей Рудницкий (МАЗ-531639 с двигателем Deutz 406 л.с.), в категории S4 – Сергей Крук и Дмитрий Запорощенко (МАЗ-631739 с двигателем Deutz-1045 406 л.с.), в категории S5 – Mario Westergerling и Daniel Waldheim (Tatra 813).

Кроме того, по результатам всех четырех прошедших этапов были подведены общие итоги Чемпионата Содружества России и Белоруссии по трак-триалу. Что касается общекомандного зачета, то здесь на первом месте «МАЗ-Яровит», вторые – ОАО «ГАЗ» и замыкает тройку лидеров команда ОАО «УралАЗ».

Результаты обнародованы, призы вручены, спортивный сезон окончен. Теперь – «время собирать камни». Делать выводы. И готовиться к Чемпионату-2001...