По странам и континентам

М. Акимова, по материалам INTERNET, фото INTERNET

США: спорт или шоу?

Американцы способны из любого мероприятия сделать грандиозное шоу. Тут спору нет, они – «впереди планеты всей». В понятие «трак рейсинг» в Америке входит все, что на четырех колесах и несется по трассе с огромной скоростью или с надрывным ревом мотора скачет через неимоверные препятствия. В основном это – специально подготовленные автомобили, и даже в классе грузовиков предпочтение отдается «легкой весовой категории». Наиболее впечатляющее зрелище – соревнования на монстртраках (Monster Truck), с которыми российский телезритель знаком по передаче «Возможно, они сошли с ума».

Пиком этих выступлений стал всеамериканский фестиваль траков, который с огромным успехом прошел в городе Шарлотта (штат Северная Каролина).

Более 40 монстртраков на радость поклонникам не только со всех концов США и Канады, но даже из Европы творили на арене нечто невообразимое. Особый интерес у зрителей вызвали соревнования по так называемому трак-пуллингу (Truck pulling) – перетаскиванию тяжелого груза на расстояние с помощью разного рода автомобилей и тракторов. Об этих соревнованиях – рассказ отдельный. Что же касается самого фестиваля, то все прошло так, как и положено происходить на подобных мероприятиях: гонщики, представляющие команды с порой чудными и экзотическими названиями, постарались, чтобы захватывающих зрелищ было в избытке, гремела музыка в стиле «кантри», завлекали стенды изготовителей автомобильной техники и, конечно, невозможно было не отведать чудесных творений кулинаров и производителей крепких и прочих напитков.

Участники соревнований на монстр-траках пользуются в стране необычайной популярностью, и болельщики хотят знать о своих национальных героях практически все. Вот выдержки из материалов американских газет и журналов. «В марте 1998 года команда Big Foot вернула себе звание рекордсмена мира по самому длинному прыжку, совершенному на монстртраке. На этом соревновании, организованном PACE Motorsports, присутствовало 66 322 зрителя. Произошло это событие во время проведения авиасалона Cox Communications в городе Меса (штат Аризона). Дан Рунте (Dun Runte) совершил прыжок на своем автомобиле ... и преодолел расстояние в 141 фут 10 дюймов (42,55 метра). Это на 9 дюймов больше предыдущего рекорда, принадлежавшего Фреду Шаферу (Fred Shafer) из команды Bear Foot в ноябре 1996 года».

Надо заметить, что Фред Шафер – личность легендарная. Последние 18 лет он неизменно принимал участие в монстртраке, а, кроме того, 15 лет выходил на старт драг-рейсинга (это некий симбиоз спидвея и трековых автогонок). В свои 50 лет, являясь самым «старым» и самым титулованным гонщиком на монстртраках в стране, Фред Шафер к огорчению своих поклонников неожиданно заявил о том, что собирается «уйти на пенсию» и даже продает свою команду Bear Foot однофамильцу по имени Пол.

Название команды останется прежним, однако, изменится эмблема и цветовая гамма, а гонщиком номер один станет 34-летний Тод Фролик (Todd Frolik), который выступает за Bear Foot с 1994 года. Кстати, Пол Шафер владеет также командой Monster Patrol из штата Индиана и теперь у обладателя сразу двух команд хлопот явно прибавится.

Сам Фред Шафер и его жена Катти построили красивый дом во Флориде и будут там жить. Однако расставаться навсегда с любимым делом Фред не собирается, и заверил своих болельщиков, что будет время от времени появляться на спортивных аренах, чтобы помогать молодым гонщикам.

Словом, автомобильная жизнь за океаном кипит и по самым скромным подсчетам по всей стране только стартов монстртраков проходит около 300 (!) в год.

Уже упомянутые соревнования по трак пуллингу можно с уверенностью назвать одним из любимых американских национальных развлечений. Идея этих состязаний проста – необходимо перетащить некую конструкцию, напоминающую скрепер, как можно дальше по песчано-земляной дороге. Чем длиннее будет расстояние, на которое передвинулась эта конструкция, тем больше земли попадает внутрь нее, увеличивая вес прицепа, и тем, естественно, тяжелее ее тащить. Кто набрал большее количество очков, начисляющихся за продвижение вперед, тот и выиграл.

В качестве тянущего средства используется все, что приводится в движение мотором – от садовых тракторов и мотоциклов до полноприводных грузовиков и тракторов, оснащенных не только дизелями, а порой и реактивными двигателями. Хотя такие соревнования, проходящие на местном и национальном уровне в США, широкого распространения в мире не получили. Иногда, для экзотики, они проводятся в некоторых европейских странах и Австралии. Бурю эмоций вызывают, естественно, старты «тяжелых классов» грузовиков. На прошлогоднем чемпионате NTPA (Национальная ассоциация трак пуллинга) победителем среди гонщиков, выступавших на заднеприводных грузовиках, стал Роджер Саймон (Roger Simon) из команды Simon Sez. Первая победа досталась ему в 1993 году, а вообще за свою 20-летнюю карьеру выступлений он четырежды становился первым, предпочитая для участия в соревнованиях сначала Dodge Dakota (1994), а затем Chevy (Chevrolet) S-10, оснащенные специально подготовленными двигателями фирмы Sussy Racing Engines.

В классе полноприводных грузовиков не было равных братьям Джиму и Полу Холманам (Jim and Paul Holman) представляющих команду Holman Bros. 4-Play. Они стали пятикратными чемпионами национальной серии, выступая на полноприводном грузовике Chevy (Chevrolet) (модель 1960 года), который оснащен двигателем мощностью около 1000 л.с.

А вот в свободном классе мужчинам вновь пришлось потесниться на пьедестале почета – победителем стала симпатяга Родалин Нокс (Rodalyn Knox) из команды Country Girls (Деревенские девушки). Чемпионское звание она завоевала в третий раз, а до этого выигрывала сначала в 1995, а затем в 1997 годах.

Удивляет тот факт, что при обилии соревнований с участием легких грузовиков, в Северной Америке практически не проводятся старты тяжелых грузовиков. А такая известная в мире американская фирма, как Caterpillar, является спонсором команды, выступающей в Кубке Европы по трак рейсингу. У себя на родине Caterpillar спонсирует чемпионат NASCAR – Winston Cup – популярные в американском мире моторного спорта соревнования по кольцевым гонкам на специально подготовленных легковых автомобилях, которые имеют мощность до 700 л.с. и скорость более 200 миль в час. Более 50 команд участвуют в 33 гонках чемпионата, проходящих по всем штатам США, а один из этапов – показательная гонка – будет проводиться в Японии.

Европа: в почете настоящий спорт!

Большинство европейских болельщиков, предпочитающих настоящую спортивную борьбу, к зрелищам, скорее напоминающим шоу, чем соревнования, похоже не совсем готово. Только этим можно объяснить провал задуманного с большим размахом европейского турне американских монстртраков в середине августа прошлого года. Незадолго до этого показательные выступления с восторгом встретили зрители Пуэрто-Рико и Австралии. Сначала планировалось провести четыре шоу в Англии, три – в Германии и по одному – в Бельгии и Голландии. Но после первого же шоу на земле туманного Альбиона тур был неожиданно прерван, а обратная доставка техники в Америку обошлась в 60 тысяч долларов. Такое решение организаторы вынуждены были принять из-за низкой посещаемос- ти. Пресса объяснила этот факт непомерно высокой ценой на входные билеты. Кроме того, болельщики Старого Света оказались недостаточно подготовленными именно к таким зрелищам. Вопрос спорный, но на том и расстались. Хотя на традиционные для Европы автомобильные соревнования народ валом валит и на цены никто не жалуется – на трибунах зачастую яблоку негде упасть.

Первое в сезоне подобное «столпотворение» состоится на первом этапе Европейского Кубка по кольцевым гонкам грузовиков, который стартует 1 мая на испанской трассе Circuit De Catalunya недалеко от Барселоны. Мы постараемся подробно рассказать об этом этапе и о последующих стартах, поскольку в них будет принимать участие российская команда RTE AUTORACING. Наши поклонники автоспорта смогут побывать на этих соревнованиях, поскольку фан-клубом команды запланированы выезды на этапы Кубка.

Австралия: здесь понимают европейцев с полуслова

Ближе всего к Европе не по расстоянию, конечно, а по отношению к гонкам на тяжелых грузовиках оказалась Австралия.

Трак рейсинг впервые «появился» в этой стране в 1988 году, когда местные энтузиасты решили продублировать быстро «набирающие обороты» европейские гонки. Переняв опыт Старого Света – характер трассы, задний привод на спортивных автомобилях – они организовали все это у себя. Многое с тех пор изменилось. Ушли в прошлое стандартные автомобили – их заменили грузовики класса Super мощностью более чем 1000 л.с., но идея по духу осталась прежней, европейской.

Национальный чемпионат проводится в 4 этапа: два круга – в Новом Южном Уэльсе, один в Виктории и один в Квинсленде. Большая часть побед принадлежит команде Shell Rimula Super, в составе которой два известных гонщика: Родней Криг (Rodney Crick) и Кол Ловетт (Col Lovett). Трехкратный чемпион Австралии (92-го, 94-го и 95 годов), обладатель рекорда круга на трассе в Oran Park, Родней Криг – сильнейший гонщик континента. Ему принадлежат еще два своеобразных рекорда в истории трак-рейсинга Австралии: в 1995 году он выиграл чемпионат, на 100 очков опередив второго призера, а в 1995 победил в каждом из этапов.

Когда Родней Криг рвется к победе, его ничто не может остановить. Об этом свидетельствует такой факт: во время последней гонки 1998 года в Oran Park команда делала упор на увеличение мощности двигателя и Криг, пытаясь выжать из автомобиля все возможное, умудрился «сжечь» 5 турбин, но, несмотря на это, стал победителем.

Зритель, зритель, чего же ты ждешь?

Если задаться таким вопросом, за ответом лучше всего обратиться к всезнающей статистике с ее «массовыми опросами населения». Кто же они -– зрители, заполняющие трибуны? Как выяснилось, болельщиков автомобильных соревнований можно условно разделить на две основные категории.

Одних привлекает азарт спортивной борьбы на трассе, другие с жадностью стервятников жаждут острых ощущений от самого вида аварий. Большинство же, конечно, ожидает и того и другого понемногу. И если в течение всей гонки не произошло ничего «эдакого», кое-кто уходит искренне огорченным. Учитывая подобные пристрастия, хотим «порадовать» кадрами, вошедшими в историю кольцевых гонок на грузовиках как наиболее драматичные, к счастью только для техники. Во всех случаях сами гонщики отделались, как это принято говорить, «незначительными царапинами и легким испугом». Словом, обошлось без трагедий.

Эти события произошли перед началом первого раунда на австралийской трассе Oran Park в 1997 году. Сначала, буквально протаранив бетонную стену отбойника, на обочине трассы замер один «очень больной» Volvo, а чуть позже в такой же ситуации оказался молодой Дэниэл Бажема (Daniel Bajema) на своем Kenworth. Как видите, в погоне за лучшим временем на трассах возникают весьма яркие сцены.