КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Курьер для опасного груза
Бензовозы
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси

Огонь им не страшен

Алексей Стариков
На традиционной, уже 7-й международной специализированной выставке «Пожарная безопасность XXI века», которая прошла в конце прошлого лета в Москве, фирмы-участники продемонстрировали растущий интерес общества к технике «укротителей огня». Подтвердилась тенденция неуклонного развития технических средств противопожарной защиты всех классов.
 
Новый «аэродромник» от «Пожтехники» не отличается революционной внешностью
Стандартная машина на полноприводном шасси популярна во многих российских городах
Популярный у пожарных средний КамАЗ с надстройкой украинского «Пожспецмаша»
Представитель аэродромных машин от миасской «Пожтехники» на шасси КамАЗ
Новая цистерна от «Варгашей» необычна как снаружи, так и внутри
Автолестница на шасси Тatra Т815 отличается пониженной высотой и завидной проходимостью
Мобильный штаб на шасси «Волжанин-52851» оснащен мотопомпой
ПО «Берег» продолжает оставаться «законодателем мод» – его АЦ-2,5-50/5,5 исполнена на шасси IVECO EuroCargo
Самый впечатляющий 90-метровый пожарный подъемник от Bronto-Skylift на 5-осном шасси работает в Москве
Жаль, что этот экспериментальный ЗИЛ лишь кочует с одной выставки на другую
У технического «аэродромника» на шасси «Мустанга» аналогов в России пока нет
Аэродромная машина СП «Урал-IVECO»

Рассказ о новинках логично начать со стенда отечественного лидера пожарного оборудования торжокской компании «Пожтехника». Одним из самых мощных ее экспонатов на выставке был, безусловно, аэродромный пожарный автомобиль АА-15/100-50/3. Появление «аэродромников» большого класса – крайняя редкость: их стоимость очень высока, и потому замене они подлежат не часто. АА-15/100-50/3 построен на полноприводном шасси МЗКТ-6902 Volat Минского завода колесных тягачей, укомплектованном двигателем Caterpillar C-18 мощностью 630 л.с., что позволяет развить максимальную скорость 110 км/ч менее чем за 10 с, а это перекрывает нормы ИКАО. Вместимость цистерн – 13 500 л воды и 1150 л пенообразователя. Дальность подачи водяной струи лафетного ствола – 90 м. Машина оснащена бамперной лафетной установкой для тушения самолетов с дальностью подачи воды до 45 м. Предусмотрена возможность навески штанговой системы для покрытия взлетно-посадочной полосы пеной. Двойная кабина от стандартного МАЗа вмещает 5 человек.

Для помощи пожарным современных аэропортов предназначена другая машина торжокцев – ААТС-5-40-200-50. Сложное название означает «автомобиль аэродромный технической службы». Фактически это 10-метровый спасательный трап, однако он оснащен лафетным стволом с дистанционным управлением, 5-тонным водяным баком, 200-литровым порошковым баком и установкой газового тушения. Смонтирована сложная надстройка, оснащенная автономным насосом, на трехосном военном шасси КамАЗ-53501 семейства «Мустанг». Уже несколько десятков таких спецмашин заказано Министерством обороны.

«Пожтехника» продолжает развивать и гамму автолестниц, причем были представлены варианты на импортных полноприводных шасси. Тридцатиметровая автолестница АЛ-30 установлена на двухосном шасси Mercedes-Benz Unimog габаритной длиной всего 8 м, что позволяет эвакуировать людей в стесненных городских условиях. Новая АЛ-37 размещена на трехосном шасси Tatra T815 с низкой кабиной, что позволяет понизить центр тяжести и габаритную высоту всей машины, а хребтовая рама и постоянный полный привод шасси обеспечивают высочайшую проходимость практически в любых условиях. Это не первый случай выбора Tatra в качестве носителя автолестницы, несколько лет назад на выставках уже демонстрировалась подобная конструкция на двухосном шасси чешского производства.

«Пожтехника» представила и обычные пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ-3310 «Валдай» вместимостью 2000 л и на шассии КамАЗ-4308 вместимостью 3200 л.

Следует отметить наработки по аэродромной технике миасской компании «Уралпожтехника». Именно она еще в 2003 г. первой представила свою версию аэродромной машины на базе четырехосного КамАЗа. В 2008 г. дебютировала свежая версия АА-13/60(6560). Изменилось базовое шасси, увеличена до 400 л.с. мощность двигателя и вместимость цистерны до 12 200 л. Да и кабина экипажа, представляющая собой две стандартные кабины КамАЗа, сваренные по задним стенкам, теперь заметно стала лучше. Пожарный насос с подачей 60 л/с имеет дистанционное управление и автономную силовую установку мощностью 240 л.с., что позволяет производить тушение пожара на ходу.

Автомобиль АА-12/60 на шасси «Урал-IVECO-6339» «Уралпожтехника» построила на строительном шасси. У него несколько меньше вместимость цистерны (11 300 л), а кабина стандартная, которая тем не менее вмещает экипаж из пяти человек. Оснащение импортное: насос Wilo NP 100/315A (Германия), лафетный ствол Hurricane RU RC и бамперная установка Tornado RC (США).

Самый, пожалуй, выразительный экстерьер был у представленного Варгашинским заводом противопожарного оборудования автомобиля первой помощи АПП-1,8-10-(33104)-87ВР на шасси «ГАЗели». Это машина с совершенно необычным дизайном надстройки аэродинамической формы с целью снижения расхода топлива, да и в конструкции машины немало нестандартных технических решений. Так, установлен не один, а два бака для воды вместимостью по 900 л, по форме напоминающих емкости для порошка. Внутри этих водобаков создается давление 6…8 атм, а экспериментальная насосная установка работает от сжатого воздуха.

Еще две варгашинские машины – 5-тонная автоцистерна АЦ-5,0-40(43114)-20ВР на шасси полноприводного трехосного КамАЗ-43114 и 2,5-тонная АЦ-2,5-40(433362)-7ВР на шасси классического ЗИЛ-4331 подверглись лишь небольшим, «косметическим» изменениям.

В свое время подмосковное ПО «Берег» стало первым предприятием, построившим пожарную машину на шасси среднетоннажника КамАЗ-4308. В 2008 г. фирма вновь представила автоцистерну на базе той же машины. По сравнению с версией трехлетней давности изменен дизайн надстройки – по бокам теперь не два, а три отсека для порошковых тушащих веществ. Увеличилась длина кабины боевого расчета. Однако из-за этих нововведений пришлось сократить вместимость бака для воды с 3200 до 2500 л.

В соответствии с тенденцией «Берег» представил потенциальным клиентам такой же аналог, но на импортном шасси. В этом случае донором послужил IVECO EuroCargo. Автоцистерна АЦ-2,5-50/5,5 на этом шасси несколько компактнее «камазовской», имеет более мощный двигатель и комбинированный насос высокого и нормального давления. Соответственно выше и стоимость готовой машины по сравнению с вариантом на шасси КамАЗ.

Завод противопожарного машиностроения из г. Ливны Орловской области, наоборот, демонстрирует приверженность бюджетным моделям. Он привез следущую версию своего прицепа-цистерны ПЦ-3,2-40, который выполняет все функции пожарного автомобиля такого же класса, но дешевле в несколько раз. Это идеальное изделие для обеспечения пожарной безопасности в условиях поселков, сельской местности, регионов с большими лесными массивами. Транспортировать пожарный прицеп-цистерну может автомобиль, трактор и любое другое транспортное средство соответствующей грузоподъемности.

Также ливенцы привезли и комплектную машину на короткобазном ЗИЛ-433362 с баком на 3200 л. Как и на версии 2007 г., пожарный насос приводится в действие автономным двигателем ЗМЗ мощностью 130 л.с.

После длительного отсутствия в Москве была представлена продукция в прошлом одного из крупнейших в СССР производителей пожарного оборудования – прилукского завода «Пожспецмаш» (Украина, Черниговская обл.). Завод основан 80 лет назад, начинал с огнетушителей, и сейчас это одно из крупнейших предприятий Украины подобного профиля. На московской выставке завод представил автомобиль первой помощи на базе «Валдая» АППД-2(3310)274 и пожарную автоцистерну АЦ-40-4(43253)247.01 на базе двухосного КамАЗ-43253. Ничего революционного, но в России продукция представляется впервые.

Надо сказать несколько слов и об отдельных экспонатах небольших производителей. Это автоцистерна АЦ-3,0-40(43206)1-МИ на шасси двухосного «Урал-43206» из Златоуста, пожарный автомобиль азотного тушения АГТ-4000 от подмосковного ОКБ «Гранат», пожарный автобус «Волжанин». К сожалению, отсутствовал «КАМАЗинструментспецмаш», а отделение специальных машин московского ЗИЛа снова показало лишь свою экспериментальную цистерну на шасси с бескапотной кабиной.

Были в экспозиции и рабочие машины, в основном зарубежного производства. Это подъемники и автолестницы именитой марки IVECO-Magirus, несущие службу в частях Минобороны, а также различные коленчатые подъемники производства финской Bronto-Skylift.

Выставка в очередной раз продемонстрировала двойственность в развитии пожарной техники. С одной стороны, в крупных городах усиливается тенденция к применению самых передовых решений мировых производителей. Эту потребность пытаются обеспечить и отечественные фирмы, используя импортные комплектующие, а также применяя шасси зарубежного производства. С другой – большинство населенных пунктов как России, так и стран СНГ вынуждено ориентироваться на классические отечественные решения, отличающиеся бюджетной ценой.

ТЕХНИКА (обзоры) ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Пожарная техника
Алексей Стариков Основные Средства 04'2009 22 июня 2010

Комментарии (0)