Рассвет над Десной

Брянский автозавод

Станислав Протасов



Крановое спецшасси КШ-8973 (10х8) под кран г/п 100 т

Балластный тягач БАЗ-6306 (8х8)

Длиннобазное шасси высокой проходимости БАЗ-6909 (8х8)

Шасси БАЗ-69099 (12х12)

Трактор Т-180 – история БАЗа

Специальное крановое шасси БАЗ-80291 (8х4) на агрегатах КамАЗ

БАЗ-6402 легко буксировал 26-тонный полуприцеп по размокшей глинистой дороге, независимая подвеска тягача обеспечивала высокую проходимость и отлично смягчала удары и толчки

По лужам тягач шел уверенно, как по асфальту

На юго-запад от Москвы на реке Десне стоит старинный русский город Брянск. Брянский автозавод не столь известен, как гиганты российского автопрома, но за 50 лет существования (основан 4 июня 1958 г.) он внес немалую лепту в укрепление обороноспособности и развитие народного хозяйства России.

Славный путь
Предприятие всегда специализировалось на выпуске военной продукции – бронетранспортеров, автомобилей и спецшасси. Как и большинство предприятий ВПК, завод производил и гражданскую продукцию – около 1400 надежных и неприхотливых промышленных гусеничных тракторов, трубоукладчиков, бульдозеров Т-140 и Т-180 в год, а всего за годы существования завода – 30 550 ед. Ежегодный выпуск военных шасси и тягачей высокой проходимости достигал 1000 ед. В начале 1990-х годов численность работников завода достигала 18 тысяч человек.
На автомобили БАЗ монтировали многие ракетные комплексы. Вот только один пример: в начале агрессии в Северном Вьетнаме американские самолеты царили в воздухе, уничтожая все живое на земле. С прибытием во Вьетнам советских зенитно-ракетных комплексов на базе брянских автомобилей в первый же день было сбито 27 вражеских самолетов – с того дня американцам стало очень неуютно в чужом небе.
Из-за политических событий середины 1990-х годов для БАЗа наступил тяжелый период, как, впрочем, и для всего ВПК России. Пять лет предприятие практически не работало, но руководству завода удалось сохранить оборудование и кадры. В июне 1993 г. по заказу Минобороны БАЗ приступил к разработке семейства унифицированных большегрузных колесных шасси и тягачей высокой проходимости «Вощина-1».

«Вощина-1»
Именно с разработки шасси и тягачей этого семейства началось возрождение автозавода. У его руководства имелась и стратегическая цель: добиться замены «иностранных» автомобилей в составе ВС РФ, то есть КрАЗ (Украина), МАЗ и МЗКТ (Белоруссия), на машины российского производства, в частности БАЗ (пока за исключением комплексов «Тополь»), а также стать основным поставщиком автотехники в войска России.
При проектировании впервые в практике завода сразу предусматривалась возможность размещать на машинах не только многие виды оружия, но и гражданское оборудование, в основном для нефтегазового комплекса, где востребованы машины высокой проходимости и большой грузоподъемности, к тому же негабаритные, не имеющие права передвигаться по дорогам общего пользования без спецразрешения. В состав семейства первоначально включили три шасси: базовая модель БАЗ-6909 (8х8, г/п 22 т); БАЗ-6910 (с кабиной увеличенного объема, 8х8, г/п 20 т) и БАЗ-69092 (6х6, г/п 14 т); а также седельный тягач БАЗ-6402 (6х6, нагрузка на ССУ 11,5 тс) и балластный тягач БАЗ-6306 (8х8, г/п 20 т). Автомобили комплектовали дизелями мощностью 450…500 л.с. В трансмиссии применили мостовую раздачу мощности, что значительно упростило и удешевило конструкцию. За счет того, что лонжероны рамы Z-образного профиля (толщиной 8 и 10 мм), удалось уменьшить ширину машин, сделав ее примерно равной ширине автомобилей КрАЗ. Машины семейства «Вощина-1» оснащены уникальной, резко повышающей проходимость независимой подвеской колес: одноторсинной для нижних рычагов и балансирно-рессорной для верхних рычагов без амортизаторов.
Все годы не прекращаются разработка, совершенствование и освоение выпуска новых моделей и модификаций семейства «Вощина-1», соответствующих современным и перспективным (до 2015 г.) требованиям Минобороны. Так, недавно успешно завершились приемочные испытания седельного тягача БАЗ-6403 (8х8, кабина увеличенного объема, нагрузка на ССУ 20 т).
Мне предоставили возможность проехать по пересеченной местности в кабине седельного тягача БАЗ-6402. Мощная 17-тонная машина легко буксировала 26-тонный полуприцеп по разбитой грунтовой дороге, независимая подвеска обеспечивала превосходную тягу и удивительно мягкий для таких условий ход.
В составе комплексов вооружения машины семейства «Вощина-1» поставляют на экспорт. Мне рассказали, что китайские военные приемщики расстилают чистую светлую ткань, загоняют на нее автомобиль и смотрят – нет ли масляных пятен на ткани. Все машины БАЗ они приняли без замечаний.
В настоящее время все автомобили КрАЗ в Вооруженных Силах России заменены машинами БАЗ – время показало, насколько правильным было это дальновидное решение в связи с современным политическим положением на Украине. Заменяют и специальные колесные шасси и тягачи типа МАЗ-543, МЗКТ-7930 (Белоруссия), поскольку рассчитывать на ритмичность поставок оттуда при нестабильном политическом и экономическом положении на пространстве СНГ нельзя.

Вступление в НАМС
Сравнительно небольшому машиностроительному предприятию в одиночку сейчас не выжить. С 2001 г. Брянский автозавод (тогда он именовался Брянским заводом колесных тягачей) вошел в Независимую ассоциацию машиностроителей. НАМС помогла заводу избавиться от долгов и вложила в предприятие значительные средства, благодаря чему БАЗ существенно обновил оборудование, реконструировал сборочное производство и запустил конвейер для сборки крановых шасси, а также продолжил развиваться. НАМС помогла наладить работу c партнерами и определяет стратегию развития предприятия.
Средства на переоборудование предприятия поступают от НАМС. Прежде оборудование завода предназначалось и позволяло выпускать только определенные виды продукции, а современный импортный станочный парк легко переналадить, что в условиях рыночной и нестабильной экономики жизненно необходимо заводу.

Семейства машин для нефтегазового сектора и кранов
Шасси и тягачи на базе семейства «Вощина-1» используются в нефтегазовой промышленности для транспортировки буровых установок и других машин – всего более 15 комплексов. Наибольшим спросом пользуются шасси БАЗ-690902 (8х8, г/п 22 т), БАЗ-69096 (10х8; 29,5 т), БАЗ-69099 (12х12; 36,5 т), БАЗ-69095 (6х6, 15 т). Специально для нефтяников разработаны 5- и 6-осные шасси.
Для успешного развития крановым предприятиям необходим надежный поставщик шасси, способный не только их производить, но и разрабатывать. Именно таким предприятием и стал БАЗ для ОАО «Автокран» (Иваново) и ЗАО «Газпром-кран» (г. Камышин). Но для успешного развития и БАЗу надо было диверсифицировать производство, расширять сектор гражданской продукции, нужны были надежные потребители такой продукции. В такой ситуации альянс в рамках НАМС получается взаимовыгодным, а это надежнейшая гарантия прочности объединения.
БАЗ совместно с крановыми заводами в Иваново и Камышине освоил выпуск кранового шасси высокой проходимости с независимой подвеской колес БАЗ-69098 (8х8) под кран г/п 50 т, один из самых мощных в России. Подобный кран доработан и по заказу Минобороны для работы с военными грузами, в частности для погрузки ракет на подводные лодки и корабли. Это позволило отказаться от закупок кранов на Украине.
С 2003 г. серийно выпускается КШ-8973 – специальное полноприводное крановое шасси 10х10х8 для движения дорогам всех категорий, предназначенное под установку единственного в России 100-тонного крана. Кабина – Tatra, автоматическая коробка передач гидромеханическая планетарная, 6-ступенчатая с ГТД ZF Ecomat. Подвеска гидропневматическая с балансирной гидравлической связью между колесами. Максимальная скорость – 60 км/ч. Радиус поворота – 9,5 м. Надо подчеркнуть, что конструкция КШ-8973 позволяет монтировать на нем крановые установки г/п до 150 т!
Создание линейки специальных полноприводных крановых шасси автомобильного типа габаритной шириной 2550 мм для кранов г/п 32 и 50 т – одна из стратегических линий развития завода, намеченных НАМС.
С конца 2006 г. завод выпускает серийно специальные крановые шасси БАЗ-8029 (6х4) с широким использованием узлов и агрегатов автомобилей КамАЗ. Шасси предназначено для кранов г/п 25 т. Мощность двигателя – 280 л.с. КП – ZF механическая 6-ступенчатая. Подвеска зависимая рессорная, с гидравлическими амортизаторами и с передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости. Максимальная скорость – 60 км/ч.
С сентября 2007 г. на конвейере серийно изготавливают специальные крановые шасси БАЗ-80291 (8х4) с использованием узлов и агрегатов автомобилей КамАЗ, предназначенные для крановых установок г/п 50 т. По сути, крановые шасси мод. 8029 и 80291 – это шасси КамАЗ, у которых переделана рама – ее превратили в оригинальную опорно-ходовую конструкцию, совмещающую функции рамы автомобиля и опорно-поворотного устройства, благодаря чему отпадает необходимость в подрамнике и экономится до 500 кг массы. По договоренности с Камским автозаводом наименование «КамАЗ» на этих кранах нигде не используется.
В 2007 г. специалисты завода приступили к разработке моделей нового семейства БАЗ-8031 (базовая) и БАЗ-80311, в конструкции которых предусматривается широкое использование импортных комплектующих, «изготовленных по лицензиям ведущих западных производителей в Юго-Восточной Азии», как дипломатично выразился директор НТЦ и главный конструктор предприятия Альберт Анатольевич Иванюк. БАЗ изготавливает раму и все системы автомобиля. Специальные трехосные шасси под крановое оборудование по параметрам превосходят выпускаемые сейчас мод. 8029 и 80291. Опытный образец собран в мартеэтого года, у машины высокие грузоподъемные характеристики В этом семействе предполагаются и другие, в том числе четырехосные модели. Презентацию планируется провести на «СТТ-2008». Это перспективное семейство позволит заводу создать технический потенциал, гарантирующий предприятию стабильное развитие.
БАЗ-8027 – модель мало известного пока семейства, разрабатываемого заводом. Это двухосное шасси с обеими управляемыми осями для крана г/п 32 т. Кабина – собственного производства БАЗ, длина шасси уменьшена, разработана новая рама. Двигатель – Cummins Еuro 3. Осевая нагрузка на оси в транспортном положении не более 11,5 тс. В настоящее время модель проходит испытания.
КШ-59713 – двухосное крановое шасси со всеми управляемыми осями, имеющее режим движения «крабовым ходом». Предназначено для крана класса city, оборудовано объединенной кабиной водителя-крановщика и импортными комплектующими: двигатель Daimler-Benz, АКП AS-Tronic, двухконтурная система рулевого управления ZF, шины Michelin. Концепция отработана, нужны лишь некоторое время и финансовые вложения для запуска машины в серийное производство.
Объемы выпуска в соответствии с долгосрочной стратегической программой кранового направления деятельности завода по развитию модельного ряда и номенклатуры будут наращиваться. Предполагается создать крановые шасси под установки г/п до 250 т. По-видимому, это будут шестиосные шасси с повышенной нагрузкой на ось.

«Вощина-2»
Опыт эксплуатации машин семейства «Вощина-1» позволил сформулировать ряд предложений по улучшению их характеристик и расширению возможностей. В мае 2007 г. завод заключил контракт с Минобороны на создание нового семейства шасси и тягачей двойного назначения «Вощина-2». Одна из стратегических задач создания этого семейства – дальнейшая замена автомобилей зарубежного производства МАЗ и МЗКТ в российских войсках. Будет увеличена грузоподъемность и удельная мощность машин, помимо четырехосных в него войдут шасси 10х10 и 12х12. На них предполагается устанавливать двигатели мощностью до 650 л.с. и автоматические коробки передач. По плану заводские испытания первого опытного образца должны начаться в ноябре этого года. Документация для серийного производства должна быть готова в 2011 г.
Существенным отличием машин «Вощина-2» будет наличие на них системы обеспечения безопасности движения – антиблокировочная тормозов, противобуксовочная, предупреждения столкновения, контроля бодрствования водителя, а также бортовой информационно-управляющей системы (автоматическое управление холодным пуском двигателя; автоматическое управление работой двигателя, трансмиссии и тормозов, оптимизация распределения тяговых усилий, система контроля давления в шинах, система определения препятствий спереди и сзади, необходимая для движения в колонне и парковки, аварийная защита двигателя и трансмиссии, бортовая система диагностики).
Отрабатывается программное обеспечение по управлению электротрансмиссией, но, по оценке специалистов НАМС, реально электротрансмиссия может появиться лет через десять.

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Бренд БАЗ
Станислав Протасов Основные Средства 07'2008 12 марта 2009

Комментарии (1)

гость
Заменить собой иномарки-а сами сплошь из импорта благодаря НАМСу состоят
24 февраля 2015 – 16:49 Ответить
Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com