Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
 1
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac

Мирные и армейские профессии брянских внедорожников (ч. 1)

Валерий Васильев

Брянский автозавод, в полной мере вкусивший все «прелести» либеральных реформ, благодаря настойчивости своего коллектива оказался одним из немногих отечественных предприятий оборонного комплекса, которое смогло занять прочное место в стихии рыночных преобразований.

Сегодня ООО «БАЗ» – основная российская компания по разработке и производству специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъемностью (г/п) от 14 до 40 т. Ее продукция успешно используется во многих отраслях народного хозяйства, а также в современных и перспективных комплексах вооружения. Автомобили марки БАЗ по большинству технических решений, узлам, агрегатам унифицированы и образуют широкий модельный ряд. К их особенностям по большей части относятся расположение двигателя за кабиной, прочная несущая рама, многоступенчатые трансмиссии с межосевыми и межколесными блокируемыми дифференциалами, независимая подвеска колес, система регулирования давления воздуха в шинах, большая длина грузового отсека одиночных машин, устройства отбора мощности. На предприятии действует система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 9001–2001 и ГОСТ РВ 15.002–2003.

С 2001 г. предприятие является партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Результатом тесного взаимодействия заводов ассоциации стало успешное освоение в Брянске серийного производства специальных автомобильных шасси для монтажа тяжелой крановой техники и разнообразного оборудования.

Автокран КС-7963 грузоподъемностью 50 т на шасси БАЗ-69098

Эти шасси нашли широкое применение в нефтегазовой отрасли: на их базе создают установки для капитального и текущего ремонта скважин, мобильные буровые системы, агрегаты гидроразрыва геопластов, самоходные цементировочные комплексы и другие виды спецтехники, эксплуатируемой в труднодоступной местности. В 2006 г. за разработку машин двойного назначения авторский коллектив завода отмечен премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Основу производственной программы Брянского автозавода составляют унифицированные колесные шасси и тягачи двойного назначения четвертого поколения, образующие семейство «Вощина-1». Освоение этих изделий завершилось в 2004 г.

Трехосное полноприводное шасси БАЗ-69095 используется для размещения технологического оборудования массой до 14,25 т. Автомобиль полной массой 30 т оснащен 330-сильным турбодизелем ЯМЗ-238Д-24 и механической 8-ступенчатой коробкой передач (КП) ЯМЗ-238М5. Высокие ходовые качества обеспечивают независимая двухторсионная подвеска всех колес, возможность регулирования давления в шинах и дорожный просвет 485 мм. На базе этого шасси создан тягач БАЗ-64022 с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 11,5 т.

Ремонтный агрегат А60/80М1 на базе четырехосного БАЗ-690902

В движение автопоезд полной массой до 45,8 т приводят 470-сильный турбодизель ЯМЗ-8431.10 и оригинальная механическая 9-ступенчатая КП ЯМЗ-2394 с несоосным расположением выходного вала, созданная специально для этого изделия. В отличие от БАЗ-69095 независимая подвеска второй и третьей пары колес тягача выполнена комбинированной, т. е. упругую связь нижних рычагов с рамой обеспечивают торсионы, а верхних – рессоры, играющие одновременно роль балансиров.

Шасси БАЗ-69098 (8х8) для крановой установки г/п 50 т создавалось совместно с ОАО «Автокран» (г. Иваново). Изюминкой автомобиля является оригинальная несущая система, объединившая функции рамы шасси и силовой конструкции крановой установки. Благодаря этому удалось отказаться от использования подрамника, на котором крепится поворотное устройство (погон), а в итоге заметно снижена масса и габаритная высота шасси. Правда, низкое расположение погона и значительное по сравнению с передними осями расширение рамы в месте его установки потребовали создания новой конструкции независимой двухторсионной подвески третьей и четвертой осей для сохранения заданной колеи. Размеры колесной базы 1850+3800+1450 мм позволили расположить между колесами второй и третьей осей откидные опоры крановой установки. Дизель ЯМЗ-7511.10 (Еurо 2) агрегатируется с механической 9-ступенчатой КП ЯМЗ-2393.

Не имеющий российских аналогов 100-тонный автокран КС-8973 на шасси БАЗ-8973

На четырехосном автомобиле БАЗ-690902 (8х8) увеличенная колесная база 2200+4350+1450 мм позволила довести длину грузового отсека до 8820 мм. Благодаря этому шасси можно использовать под монтаж целого ряда образцов специального нефтегазового оборудования, например ремонтных агрегатов УПА-60А (ОАО «Машиностроительный завод», С.-Петербург), УПР-60ТГ и УПР-60/80 БГ (ПО «ЕлАЗ»), А60/80М1 (Кунгурский машиностроительный завод).

На созданной агрегатной базе семейства разработан четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 для буксировки специального полуприцепа. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство достигает 19,5 т, что позволяет в зависимости от типа дорог буксировать полуприцепы полной массой от 40 до 70 т. Дальнейшим развитием модели стал трубоплетевоз БАЗ-64031 для работы с прицепом-роспуском 9040, на котором возможна транспортировка труб диаметром 1420 мм и длиной до 18 м, а также плетей длиной до 32 м по всем типам дорог и местности.

Высокими монтажно-технологическими возможностями отличается пятиосное шасси БАЗ-69096 (10х8). Его г/п 29,5 т, а длина грузового отсека 10,3 м. Благодаря таким параметрам автомобиль является подходящей базой для установки крупногабаритных ремонтно-буровых агрегатов и универсальных передвижных комплексов для цементирования скважин. Силовой агрегат аналогичен тому, что применяют на БАЗ-64022, а подвеска – как у БАЗ-69095. Управляемыми являются колеса двух первых осей.

Седельный тягач БАЗ-6403

На БАЗ-69096 размещают такие установки, как АРБ-100 (ремонтно-буровой агрегат Кунгурского машзавода) и УПР-100 (ремонтно-буровой агрегат ПО «ЕлАЗ»). На этом шасси завод «Синергия» монтирует универсальный передвижной комплекс для цементирования скважин СИН-35.10, который по своим техническим характеристикам заменяет до девяти специальных машин: осуществляет операции по цементированию скважин, приготовлению различных видов технологических жидкостей, может использоваться для выполнений отдельных видов работ в строительстве, при освоении и капитальном ремонте скважин, в том числе для проведения гидравлического разрыва пластов и гидропескоструйной перфорации. На шасси БАЗ-69096 с укороченной рамой объединение «Алексеевкахиммаш» изготовило автоцистерну АЦ-56592М вместимостью 24,3 тыс. л.

Внушительные характеристики специального пятиосного шасси БАЗ-8973 (10х8) позволили создать первый в России 100-тонный автокран «Ивановец» КС-8973. В ходе его разработки использовались самые прогрессивные материалы и технологии, ранее не применявшиеся в отечественном автостроении. Рама шасси сварена из высокопрочной шведской стали Weldох 700Е. Предпочтение отдано мостам Кеsslеr. Подвеска выполнена регулируемой гидропневматической с балансирной гидравлической связью между колесами тележки. Такое решение позволяет увеличить дорожный просвет до 485 мм при движении по пересеченной местности, а при работе крана опустить шасси, улучшая устойчивость всей установки. Из пяти мостов первый, второй, четвертый и пятый – ведущие и управляемые, это дает возможность свободно маневрировать на тесной стройплощадке.

Мобильная буровая установка МБУ-125 на шасси БАЗ-69099

В конструкции предусмотрен согласованный поворот передних и задних колес или «крабовый ход», при котором колеса третьего моста поднимаются и не препятствуют движению. Дизель ЯМЗ-8424.10-08 агрегатируется с автоматической 6-ступенчатой КП ZF Ecomat 6 HР900. Раздаточная двухступенчатая коробка Кеsslеr снабжена несимметричным блокируемым дифференциалом. Собственной кабине конструкторы БАЗа предпочли в данном случае аналогичное изделие фирмы Таtrа.

По заказу Кунгурского машиностроительного завода для монтажа мобильной буровой установки МБУ-125 разработано и серийно выпускается шестиосное полноприводное шасси БАЗ-69099 г/п 36 т. В процессе проектирования удалось реализовать ряд интересных технических решений. Несмотря на то, что длина шасси 15 350 мм, а полная масса 59,6 т, маневренность хорошая, радиус поворота – 16,45 м, максимальная скорость – 70 км/ч.

В 2006 г. брянские автостроители создали свою самую компактную модель БАЗ-8027 (4х4). Внедорожное шасси спроектировано специально под монтаж крановой установки «Ивановец» КС-59712 г/п 32 т. Полный привод, впервые примененная у нас на машинах такого класса независимая гидропневматическая подвеска типа McPherson с гидроаккумуляторами, блокировка межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке обеспечивают высокую проходимость в самых тяжелых дорожных условиях.

Специальное крановое шасси БАЗ-8973

Не последнюю роль здесь играют широкопрофильные шины КАМА-1260 425/85 Р21, давление воздуха в которых регулируется с места водителя, и дорожный просвет 381 мм. Благодаря относительно небольшим габаритным размерам (8831x2540x2783 мм) и колесной базе 3925 мм машина отличается хорошей маневренностью. Исполнение ходовой части допускает управление всеми колесами, что дает возможность улучшить маневренность и передвигаться «крабовым ходом». В базовой комплектации автомобиль оборудован двигателем ЯМЗ-236БЕ20-16 (Еurо 2) мощностью 250 л.с. и механической 8-ступенчатой КП ЯМЗ-2384. Масса монтируемого оборудования составляет 8350 кг, конструктивно допустимая нагрузка на ось – до 12 т. В дальнейшем на шасси БАЗ-8027 планируется размещать и другие надстройки, в том числе пожарные лестницы, автогидроподъемники, экскаваторы, спецоборудование для коммунального хозяйства, ремонта дорог и проч. По желанию заказчика можно устанавливать двигатели мощностью от 360 до 420 л.с.

(Окончание следует)

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран БАЗ
Валерий Васильев Основные Средства 09'2007 11 марта 2008

Комментарии (0)