1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Коробки передач грузовых автомобилей
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт

Мирные и армейские профессии брянских внедорожников (ч. 1)

Валерий Васильев

Брянский автозавод, в полной мере вкусивший все «прелести» либеральных реформ, благодаря настойчивости своего коллектива оказался одним из немногих отечественных предприятий оборонного комплекса, которое смогло занять прочное место в стихии рыночных преобразований.

Сегодня ООО «БАЗ» – основная российская компания по разработке и производству специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъемностью (г/п) от 14 до 40 т. Ее продукция успешно используется во многих отраслях народного хозяйства, а также в современных и перспективных комплексах вооружения. Автомобили марки БАЗ по большинству технических решений, узлам, агрегатам унифицированы и образуют широкий модельный ряд. К их особенностям по большей части относятся расположение двигателя за кабиной, прочная несущая рама, многоступенчатые трансмиссии с межосевыми и межколесными блокируемыми дифференциалами, независимая подвеска колес, система регулирования давления воздуха в шинах, большая длина грузового отсека одиночных машин, устройства отбора мощности. На предприятии действует система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 9001–2001 и ГОСТ РВ 15.002–2003.

С 2001 г. предприятие является партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Результатом тесного взаимодействия заводов ассоциации стало успешное освоение в Брянске серийного производства специальных автомобильных шасси для монтажа тяжелой крановой техники и разнообразного оборудования.

Автокран КС-7963 грузоподъемностью 50 т на шасси БАЗ-69098

Эти шасси нашли широкое применение в нефтегазовой отрасли: на их базе создают установки для капитального и текущего ремонта скважин, мобильные буровые системы, агрегаты гидроразрыва геопластов, самоходные цементировочные комплексы и другие виды спецтехники, эксплуатируемой в труднодоступной местности. В 2006 г. за разработку машин двойного назначения авторский коллектив завода отмечен премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Основу производственной программы Брянского автозавода составляют унифицированные колесные шасси и тягачи двойного назначения четвертого поколения, образующие семейство «Вощина-1». Освоение этих изделий завершилось в 2004 г.

Трехосное полноприводное шасси БАЗ-69095 используется для размещения технологического оборудования массой до 14,25 т. Автомобиль полной массой 30 т оснащен 330-сильным турбодизелем ЯМЗ-238Д-24 и механической 8-ступенчатой коробкой передач (КП) ЯМЗ-238М5. Высокие ходовые качества обеспечивают независимая двухторсионная подвеска всех колес, возможность регулирования давления в шинах и дорожный просвет 485 мм. На базе этого шасси создан тягач БАЗ-64022 с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 11,5 т.

Ремонтный агрегат А60/80М1 на базе четырехосного БАЗ-690902

В движение автопоезд полной массой до 45,8 т приводят 470-сильный турбодизель ЯМЗ-8431.10 и оригинальная механическая 9-ступенчатая КП ЯМЗ-2394 с несоосным расположением выходного вала, созданная специально для этого изделия. В отличие от БАЗ-69095 независимая подвеска второй и третьей пары колес тягача выполнена комбинированной, т. е. упругую связь нижних рычагов с рамой обеспечивают торсионы, а верхних – рессоры, играющие одновременно роль балансиров.

Шасси БАЗ-69098 (8х8) для крановой установки г/п 50 т создавалось совместно с ОАО «Автокран» (г. Иваново). Изюминкой автомобиля является оригинальная несущая система, объединившая функции рамы шасси и силовой конструкции крановой установки. Благодаря этому удалось отказаться от использования подрамника, на котором крепится поворотное устройство (погон), а в итоге заметно снижена масса и габаритная высота шасси. Правда, низкое расположение погона и значительное по сравнению с передними осями расширение рамы в месте его установки потребовали создания новой конструкции независимой двухторсионной подвески третьей и четвертой осей для сохранения заданной колеи. Размеры колесной базы 1850+3800+1450 мм позволили расположить между колесами второй и третьей осей откидные опоры крановой установки. Дизель ЯМЗ-7511.10 (Еurо 2) агрегатируется с механической 9-ступенчатой КП ЯМЗ-2393.

Не имеющий российских аналогов 100-тонный автокран КС-8973 на шасси БАЗ-8973

На четырехосном автомобиле БАЗ-690902 (8х8) увеличенная колесная база 2200+4350+1450 мм позволила довести длину грузового отсека до 8820 мм. Благодаря этому шасси можно использовать под монтаж целого ряда образцов специального нефтегазового оборудования, например ремонтных агрегатов УПА-60А (ОАО «Машиностроительный завод», С.-Петербург), УПР-60ТГ и УПР-60/80 БГ (ПО «ЕлАЗ»), А60/80М1 (Кунгурский машиностроительный завод).

На созданной агрегатной базе семейства разработан четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 для буксировки специального полуприцепа. Максимальная нагрузка на седельно-сцепное устройство достигает 19,5 т, что позволяет в зависимости от типа дорог буксировать полуприцепы полной массой от 40 до 70 т. Дальнейшим развитием модели стал трубоплетевоз БАЗ-64031 для работы с прицепом-роспуском 9040, на котором возможна транспортировка труб диаметром 1420 мм и длиной до 18 м, а также плетей длиной до 32 м по всем типам дорог и местности.

Высокими монтажно-технологическими возможностями отличается пятиосное шасси БАЗ-69096 (10х8). Его г/п 29,5 т, а длина грузового отсека 10,3 м. Благодаря таким параметрам автомобиль является подходящей базой для установки крупногабаритных ремонтно-буровых агрегатов и универсальных передвижных комплексов для цементирования скважин. Силовой агрегат аналогичен тому, что применяют на БАЗ-64022, а подвеска – как у БАЗ-69095. Управляемыми являются колеса двух первых осей.

Седельный тягач БАЗ-6403

На БАЗ-69096 размещают такие установки, как АРБ-100 (ремонтно-буровой агрегат Кунгурского машзавода) и УПР-100 (ремонтно-буровой агрегат ПО «ЕлАЗ»). На этом шасси завод «Синергия» монтирует универсальный передвижной комплекс для цементирования скважин СИН-35.10, который по своим техническим характеристикам заменяет до девяти специальных машин: осуществляет операции по цементированию скважин, приготовлению различных видов технологических жидкостей, может использоваться для выполнений отдельных видов работ в строительстве, при освоении и капитальном ремонте скважин, в том числе для проведения гидравлического разрыва пластов и гидропескоструйной перфорации. На шасси БАЗ-69096 с укороченной рамой объединение «Алексеевкахиммаш» изготовило автоцистерну АЦ-56592М вместимостью 24,3 тыс. л.

Внушительные характеристики специального пятиосного шасси БАЗ-8973 (10х8) позволили создать первый в России 100-тонный автокран «Ивановец» КС-8973. В ходе его разработки использовались самые прогрессивные материалы и технологии, ранее не применявшиеся в отечественном автостроении. Рама шасси сварена из высокопрочной шведской стали Weldох 700Е. Предпочтение отдано мостам Кеsslеr. Подвеска выполнена регулируемой гидропневматической с балансирной гидравлической связью между колесами тележки. Такое решение позволяет увеличить дорожный просвет до 485 мм при движении по пересеченной местности, а при работе крана опустить шасси, улучшая устойчивость всей установки. Из пяти мостов первый, второй, четвертый и пятый – ведущие и управляемые, это дает возможность свободно маневрировать на тесной стройплощадке.

Мобильная буровая установка МБУ-125 на шасси БАЗ-69099

В конструкции предусмотрен согласованный поворот передних и задних колес или «крабовый ход», при котором колеса третьего моста поднимаются и не препятствуют движению. Дизель ЯМЗ-8424.10-08 агрегатируется с автоматической 6-ступенчатой КП ZF Ecomat 6 HР900. Раздаточная двухступенчатая коробка Кеsslеr снабжена несимметричным блокируемым дифференциалом. Собственной кабине конструкторы БАЗа предпочли в данном случае аналогичное изделие фирмы Таtrа.

По заказу Кунгурского машиностроительного завода для монтажа мобильной буровой установки МБУ-125 разработано и серийно выпускается шестиосное полноприводное шасси БАЗ-69099 г/п 36 т. В процессе проектирования удалось реализовать ряд интересных технических решений. Несмотря на то, что длина шасси 15 350 мм, а полная масса 59,6 т, маневренность хорошая, радиус поворота – 16,45 м, максимальная скорость – 70 км/ч.

В 2006 г. брянские автостроители создали свою самую компактную модель БАЗ-8027 (4х4). Внедорожное шасси спроектировано специально под монтаж крановой установки «Ивановец» КС-59712 г/п 32 т. Полный привод, впервые примененная у нас на машинах такого класса независимая гидропневматическая подвеска типа McPherson с гидроаккумуляторами, блокировка межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке обеспечивают высокую проходимость в самых тяжелых дорожных условиях.

Специальное крановое шасси БАЗ-8973

Не последнюю роль здесь играют широкопрофильные шины КАМА-1260 425/85 Р21, давление воздуха в которых регулируется с места водителя, и дорожный просвет 381 мм. Благодаря относительно небольшим габаритным размерам (8831x2540x2783 мм) и колесной базе 3925 мм машина отличается хорошей маневренностью. Исполнение ходовой части допускает управление всеми колесами, что дает возможность улучшить маневренность и передвигаться «крабовым ходом». В базовой комплектации автомобиль оборудован двигателем ЯМЗ-236БЕ20-16 (Еurо 2) мощностью 250 л.с. и механической 8-ступенчатой КП ЯМЗ-2384. Масса монтируемого оборудования составляет 8350 кг, конструктивно допустимая нагрузка на ось – до 12 т. В дальнейшем на шасси БАЗ-8027 планируется размещать и другие надстройки, в том числе пожарные лестницы, автогидроподъемники, экскаваторы, спецоборудование для коммунального хозяйства, ремонта дорог и проч. По желанию заказчика можно устанавливать двигатели мощностью от 360 до 420 л.с.

(Окончание следует)

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран БАЗ
Валерий Васильев Основные Средства 09'2007 11 марта 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com