ТТМ-1901 «Беркут»: тоже птица!

Т. Докучаев, фото автора

На выставках «Россия единая-2005» и «Россия единая-2006» посетители Нижегородской ярмарки стали свидетелями двух премьер – впервые были представлены две модификации лыжно-гусеничного снегохода ТТМ-1901 «Беркут», который, правда, не летает, зато способен очень быстро передвигаться по снегу любой толщины.

Первый опытный образец такого снегохода, оснащенного двухместной кабиной автомобильного типа и открытой грузовой площадкой, сконструировал и построил Нижегородский завод транспортно-технологических машин (ЗАО «Транспорт») в 2005 г. Его назначение определили как «транспортное средство для обслуживания и визуального осмотра линейной части магистральных трубопроводов, линий электропередачи и связи, охраны различных объектов, например лесных угодий, средство передвижения для любителей охоты и рыбалки».

На отечественном рынке сегодня присутствует немало моделей снегоходов, и российских, и импортных, но «Беркут» в сравнении с традиционными машинами имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, это применение не мотоциклетного, а четырехтактного автомобильного двигателя. Во-вторых, герметичная, полностью изолированная от воздействия атмосферных условий кабина от микролитражки «Ока» с комфортабельными креслами, укомплектованными ремнями безопасности, с большой площадью остекления и возможностью отопления салона и от двигателя, и от автономного отопителя типа Webasto, благодаря чему ТТМ-1901 превращается в удобное транспортное средство, неплохо приспособленное для длительных поездок даже при низких температурах воздуха.

С конструктивной точки зрения «Беркут» – это ходовая часть производимого в России (г. Рыбинск, Ярославская обл.) снегохода «Тайга», включая две задние гусеницы и две передние опорно-поворотные лыжи, а также мостообразную раму и сварной несущий корпус из стали. Снегоход комплектуют 80-сильным двигателем ВАЗ-21213, расположенным в задней части кузова, развернутой на 180° пятиступенчатой коробкой передач от автомобиля ВАЗ-2107 и центральным редуктором моста от «уазика». Гусеницы представляют собой бесконечную резинокордную ленту шириной 500 мм и длиной 4440 мм. Маневрирование осуществляется за счет поворота передних стальных лыж с телескопическими амортизаторами и пружинами с помощью рулевого механизма, оснащенного приводом автомобильного типа. Задние гусеничные тележки также имеют упругую связь с корпусом через цилиндрические пружины с амортизаторами.

Ходовая часть ТТМ-1901 обеспечивает уверенное передвижение по снежной целине с неограниченной глубиной снежного покрова, высокую устойчивость, управляемость и маневренность. Максимальная скорость по плотному снегу может достигать 60 км/ч. Значительная ширина «Беркута» и его удачная компоновка позволяют машине сохранять устойчивость при движении по косогору с боковым креном до 32° и угле подъема не менее 30°.

Вслед за ТТМ-1901 с двухдверной кабиной и открытой грузовой площадкой была разработана модификация с трехдверным цельнометаллическим кузовом. Грузоподъемность этих машин составляет 250 кг (2 чел. + 50 кг груза), при этом «Беркут» может буксировать также прицепные сани, рассчитанные на перевозку 300 кг груза.


Т. Докучаев, фото автора Основные Средства 08'2007 27 февраля 2008

Комментарии (0)