Мини-погрузчики в зимний период

Леонид Малютин

Экстремальная зима 2005/2006 г. показала, чего на деле стоят те или иные технические решения. Хозяйства – обладатели мини-погрузчика, пусть даже только с одним универсальным ковшом, в полной мере оценили его полезность, можно сказать, незаменимость при ликвидации «чрезвычайных» снежных завалов. Погрузчик с бортовым поворотом – машина всесезонная и «многосторонняя», целая совокупность достоинств выделяет ее из ряда строительной и коммунальной техники: разворот на месте, компактность, подкупающая простота управления, достаточная для самосвала высота выгрузки, возможность применения разнообразной сменной навески, включая гидрофицированную.

МКСМ-800 с поворотным отвалом

Его главные зимние «инструменты» – основной, или универсальный, ковш, зачастую остающийся единственным и зимой, и летом, а также вcесезонный поворотный отвал, дорожная щетка в сезонных исполнениях и сугубо зимний фрезерно-роторный снегоочиститель.

Наиболее доступный и потому распространенный вариант погрузчика с бортовым поворотом – МКСМ-800, изделие Курганмашзавода, дополняемое довольно внушительным шлейфом навесного оборудования: 17 видов плюс изготовленное специально для МКСМ либо совместимое с ним по креплению оборудование других производителей. В зимний «набор» помимо обязательного основного ковша вместимостью 0,5 м3 и шириной 1730 мм входит поворотный отвал шириной 2000 мм – простая, эффективная и универсальная навеска, применимая в любой сезон и на многих видах земляных и уборочных работ. Специализированное зимнее оборудование – фрезерно-роторный снегоуборщик, который согласно технической характеристике работает на ширину 1745 мм со снегом, слой которого не превышает 250 мм, исходя из диаметра фрезы 500 мм. Он способен отбрасывать основную массу снега не менее чем на 5 м со скоростью 80 т/ч. Регулировку угла наклона желоба проводят вручную. Для окончательного наведения лоска на только что убранную территорию либо уборки тонкого слоя свежевыпавшего снега можно использовать дорожную щетку. Курганмашзавод предлагает агрегат, укомплектованный водяным баком и системой орошения, который вполне можно применять и зимой. Ширина захвата щетки – 1800 мм, а при установке ее под углом 30° – 1500 мм.

Гусеничная лента для МКСМ-800

Этот инструментарий можно расширить агрегатом для разбрасывания противогололедных материалов. Например, Михневский ремонтно-механический завод предлагает агрегат с бункером вместимостью 0,4 м3 и шириной разбрасывания 3...15 м. Проходимость по снегу и льду можно улучшить, «обув» погрузчик в гусеничные ленты.

При всем этом МКСМ не свободен от недостатков, среди которых особо подчеркивают шумность и ставшую уже притчей во языцех ненадежность гидропривода, что, к сожалению, пока является неразрешимой задачей для отечественного машиностроения. Недостатки становятся причиной того, что пользователи с повышенными требованиями обращают взоры на импортную технику.

Среди изобилия зарубежных торговых марок, которых что ни день прибывает, хотелось бы выделить словацкие погрузчики Locust: рост их продаж свидетельствует о хорошем соотношении цена/качество. Кроме того, Locust – «родственник» МКСМ, также ведущего родословную от погрузчика Detva, и совместим с ним по навесному оборудованию – еще один и весьма существенный плюс в пользу Locust. При этом словацкие машины предлагают совершенно иной уровень функциональности и комфорта, в том числе акустического – в 2005 г. по-грузчики Locust сертифицированы по европейским стандартам эмиссии шума. К отличительным чертам семейства Locust можно отнести дизайн – высокая, удобная для входа дверь вместо типового «танкового» люка, легкое и острое управление джойстиками с сервоприводом, гидропривод с LUDV-системой распределения потока независимо от давления нагрузки и зубчатая бортовая передача вместо цепной. Гамма навесного оборудования шире, прежде всего за счет второго, дополнительного гидроконтура навесного оборудования, позволяющего использовать сложную гидрофицированную навеску – экскаватор, грейдер и т. п.

Снегоочиститель

Для Locust предлагают также основной ковш, поворотный отвал, снегоуборщик (такой же, как на МКСМ) и дорожную щетку, но в зимнем исполнении. Характерным итогом последней зимы стало то, что вместе с погрузчиками Locust или дополнительно к уже эксплуатируемым приобретают больше навесок.

По мере роста парка погрузчиков Locust будет расти и предложение навесного оборудования, прежде всего за счет многовариантности всех видов навески, различающихся как размерами, так и конструктивно. Сегодня разработкой и изготовлением навески занимается уже несколько фирм в Европе, и их число и география будут расширяться. Конечно, до такого изобилия, как у Bobcat – родоначальника погрузчиков с бортовым поворотом, о котором речь пойдет ниже, не дойдет, все-таки надо меру знать, но интересные решения можно и перенять.

На российском рынке импортных по-грузчиков с бортовым поворотом Bobcat лидирует, и пока с большим отрывом от ближайшего преследователя. Bobcat предлагает самый развитый модельный ряд по-грузчиков с бортовым поворотом, с комбинированным поворотом и гусеничных мини-погрузчиков.

Bobcat S250
с поворотным отвалом

Модельный ряд разбит на группы по массогабаритным показателям, для каждой группы свой набор навесного оборудования. Только сама фирма Bobcat предлагает около 60 типов навесок. Наверное, столько же разрабатывают, изготавливают и продают преимущественно малые американские предприятия. Безусловно, на отечественный рынок поставляют определенный набор самого необходимого оборудования, а кроме того, наши умельцы освоили производство некоторых навесок, например дорожных щеток. И разница в цене между импортной и отечественной навеской весьма ощутима.

Как правило, погрузчик Bobcat не покупают только с одной навеской, а выбирают две-три, и прослеживается тенденция к увеличению их числа. Для зимней эксплуатации погрузчиков Bobcat есть такой же «джентльменский набор», как описывалось выше, но возможны варианты исполнений, например, с разной степенью гидрофикации.