Основные средства сухопутных войск

В. Васильев, фото автора

Новейшие образцы военной техники в статике и динамике демонстрировались в рамках Международной выставки продукции военного назначения Сухопутных войск «МВСВ-2006» на военном полигоне 21-го Научно-исследовательского испытательного института Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны России в подмосковном городе Бронницы и на Софринском артиллерийском полигоне НИИ «Геодезия» в подмосковном Красноармейске.

Достойное место на выставке отвели машинам, которые успешно освоили широкий спектр гражданских профессий. Особый интерес вызвали перспективные образцы – предвестники мобильной наземной техники следующего поколения.

«Садко» – прародитель «Вепря» и «Егеря»

Семейство автомобилей «Садко», унаследовав от легендарного ГАЗ-66 лучшие качества по проходимости, неприхотливости, получили и новые. Речь идет о надежном минском 115-сильном дизеле Д-245, удобной кабине от грузовика ГАЗ-3309, высокой унификации деталей и узлов с массовым производством. Двухосный грузовик ГАЗ-3308 (4х4) в армейском варианте может нести различное вооружение, буксировать артиллерийские системы, специальные и транспортные прицепы, перевозить воинские грузы, кузова-контейнеры, 20 полностью экипированных солдат, кузова-фургоны К-66 и КМ-66. С грузом 2,3 т «Садко» уверенно преодолевает метровый брод и подъем крутизной 31°. Чтобы повысить плавность хода, у автомобиля изменена подвеска – установлены более длинные малолистовые рессоры. Двигатель агрегатирован с 5-ступенчатой механической коробкой передач, двухступенчатой «раздаткой», мосты оснащены межколесными дифференциалами повышенного трения. Ведутся работы по использованию дизеля ЯМЗ и увеличению прицепной нагрузки до 3 т.

На базе автомобиля «Садко» выпускают модификации «Вепрь» и «Егерь». На ГАЗ-3325 «Егерь-2» грузоподъемностью (г/п) 1,5 т установлены двухрядная 5-местная кабина и укороченная платформа со съемным тентом.

«Тигр» для спецподразделений

Компоновка многоцелевого автомобиля ГАЗ-2330 «Тигр» классическая капотная. Его оснащают силовым агрегатом Cummins мощностью от 180 л.с. и 5-ступенчатой механической либо автоматической коробкой передач. Раздаточная коробка, подвеска, рулевое управление, система охлаждения, топливные баки смонтированы на раме. Доработанная независимая подвеска с увеличенными ходами, более энергоемкими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости заимствована от БТР-80, что позволяет значительно повысить среднюю скорость на пересеченной местности и улучшить плавность хода. Динамические характеристики машины высокие – максимальная скорость до 140 км/ч. «Тигр» разработан в двух вариантах по колесной базе (3100 и 3300 мм) и нескольких вариантах исполнения кузова.

Уже завершены государственные испытания и готовится к выпуску вторая партия автомобилей для нужд МВД в двух модификациях СПМ-1 и СПМ-2. Они различаются уровнем защиты корпуса. Заканчиваются государственные испытания автомобиля для нужд Минобороны, разработан вариант внедорожника с правым рулем. Два автомобиля с механической и автоматической коробкой передач проходят приемосдаточные испытания на ГАЗе.

Грозный ГАЗ-29651 «Каратель»

При создании ГАЗ-29651 «Каратель» преследовалась важная цель – создать перспективное (на период 2010–2015 гг.) семейство армейских внедорожников многоцелевого назначения г/п 1,0...2,5 т. Эти машины двойного назначения максимально унифицированы с моделями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное отечественное серийное производство. Для Вооруженных Сил страны будут выпускать образцы, способные выполнять весь круг армейских задач в пределах заданной грузоподъемности с обеспечением противопульной и противоминной защиты. Для гражданских заказчиков предназначены модели упрощенной конструкции. Внедорожник рассчитан на эксплуатацию по всем видам дорог и местности независимо от времени года, суток и метеорологических условий и может преодолевать препятствия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автомобилям этой категории.

Вездеход «Бобр» с комфортом

Комфортабельный малогабаритный снегоболотоход ГАЗ-3409 «Бобр» г/п 600 кг Заволжского завода гусеничных тягачей хорошо себя зарекомендовал в летних и зимних пробегах по пересеченной местности на Крайнем Севере, в средней полосе России и в условиях горных курортов национальных парков-заповедников Чехии. Установленные на снегоболотоходе дизель ГАЗ-5601 мощностью 125 л.с., сцепление и 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач, унифицированные с силовым агрегатом «ГАЗели», а также удельное давление на грунт 16,8 кПа позволяют передвигаться со скоростью до 40 км/ч по снегу любой плотности и глубины.

Машина может буксировать прицеп полной массой 1300 кг. Высокая унификация снегоболотохода по узлам электрооборудования, приборам, сиденьям, органам управления, интерьеру с автомобилями массового производства «ГАЗель» и «Соболь» делает особенно выгодным его производство и сравнительно недорогой эксплуатацию.

«Урал» с увеличенными монтажными возможностями

Автомобиль многоцелевого назначения «Мотовоз-1» автозавода «Урал» – это базовые модели 4х4, 6х6 и 8х8 г/п от 2,7 до 24 т. Их оснащают дизелями ЯМЗ мощностью от 180 до 400 л.с. и многоступенчатыми трансмиссиями. Учитывая наработки по радиальным шинам современной конструкции, появилась возможность повысить грузоподъемность многоцелевого автомобиля семейства до 7,5 т без снижения ранее достигнутого уровня проходимости. На основании этих работ разработан и с 2006 г. производится «Урал-4320-31» с увеличенными монтажными возможностями.

Создание цельнокорпусной бронекабины для новейшего автомобиля «Урал-4320-01» является попыткой решить задачу защищенности экипажа на принципах блочности и модульности. Кабина, кузов, мотоотсек, топливные баки, аккумуляторные батареи защищены броней толщиной от 6,5 до 13 мм, а окна – 56-мм бронестеклами. Автомобилю г/п 5 т не страшны обстрелы из стрелкового оружия калибром 7,62 мм. Максимальная скорость – 80 км/ч, запас хода – 890 км, мощность дизеля – 240 л.с.

ЗИЛ в защитной раскраске

АМО ЗИЛ представил опытные образцы армейских грузовиков ЗИЛ-4327А1 (4х4) полезной нагрузкой 2,5 т и ЗИЛ-4334А1 (6х6) г/п 4 т семейства «КАЛАМ-1». Их основные достоинства – оригинальные агрегаты трансмиссии, в том числе механические 5-ступенчатые коробки передач, блокируемые дифференциалы, независимая торсионная подвеска всех колес модульного типа, увеличенная колея, усовершенствованное электрооборудование, четырех- и шестицилиндровые дизели ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 мощностью 160 и 230 л.с. соответственно. Ветровое стекло кабины для установки прозрачного бронирования сделано плоским.

Пятиосный тяжеловозс управляемыми колесами

Пятиосный грузовик г/п до 24 т, предназначенный для монтажа тяжелого оборудования, крановых установок, понтонных парков, транспортно-заряжающих машин и другого оборудования, производит сильное впечатление. Под кабиной у него находится 300-сильный дизель ЯМЗ-7601.10, который передает свою мощь на механическую 9-ступенчатую коробку передач ЯМЗ-2391 и двухскоростную раздаточную коробку с понижающей ступенью и блокируемым дифференциалом. Управляемыми являются колеса первых трех осей, монтажная длина рамы – 7 м. Один из автомобилей – «Урал-692341-10» представлял собой шасси 10х10, а на образце «Урал-692341» (10х8) установили систему самопогрузки-выгрузки типа «мультилифт» МЛ-20, с помощью которой можно транспортировать различную технику массой до 18,1 т.

Автомобили КамАЗ учатся летать

Бронированный автомобиль сопровождения КамАЗ-43269 (4х4) «Выстрел» на шасси базового автомобиля семейства «Мустанг» с колесной формулой 4x4 предназначен для перевозки личного состава и различных грузов, буксировки прицепных устройств по всем видам дорог и монтажа тяжелого стрелкового и легкого артиллерийского вооружения. У грузовика стальной несущий закрытый корпус с довольно просторным отсеком для экипажа из 2 человек и отделением для 8 десантников с кормовыми распашными дверями и двумя бортовыми люками для спешивания десанта. Полная масса бронеавтомобиля – 12 т, г/п – 2,5 т. Машина оснащена дизелем с турбонаддувом мощностью 240 л.с. Максимальная скорость – 90 км/ч, максимальный преодолеваемый подъем – 31°, максимальная глубина преодолеваемого брода – 1,75 м.

ОАО «КАМАЗ» ведет работы по расширению семейства «Мустанг». Создание автомобиля КамАЗ-43501, изначально предназначавшегося для замены устаревших и снятых с производства автомобилей ГАЗ-66, позволило предложить его для оснащения воздушно-десантных войск. На заводе при поддержке Минобороны России разработана специальная комплектация автомобиля, приспособленная для авиадесантирования. Автомобиль уже прошел все виды копровых испытаний и подготовлен для проведения сбросовых испытаний по методике воздушно-десантных войск.

Супертягач для артиллерии

Артиллерийский тягач на шасси КамАЗ-6350 (8х8) может перевозить в кузове до 5 т груза и буксировать прицепные системы массой до 12 т. Обитаемый отсек на 6 человек – бронированный фургонного типа, с термоизоляцией из сэндвич-панелей, с двумя люками в крыше отсека и двумя дверями. Внутри находятся фильтровентиляционная отопительная установка, двухъярусные лежаки, откидной столик и два дополнительных откидных сиденья. В боковых стенках обитаемого отсека предусмотрены по две герметично закрывающиеся бойницы с каждой стороны с бронестеклами над ними. Тягач оснащен краном-манипулятором ИМ-50 г/п 2 т. В движение машину приводит 360-сильный дизель КамАЗ-740.50-360 (Euro 2). Внушительное впечатление произвел седельный тягач КамАЗ-65225 (6х6), способный буксировать полуприцеп массой до 48 т. При этом нагрузка на седло достигает 17 т.

Внедорожник «Бархан-КамАЗ»

На Камском заводе тормозной аппаратуры и агрегатов на базе КамАЗ-43501 изготовлен интересный полноприводный внедорожник «Бархан-КамАЗ» капотной компоновки с кузовом типа универсал, вмещающим до 12 человек. Если автомобиль завязнет на бездорожье, в его передней части для самовытаскивания установлена лебедка с максимальным тяговым усилием 14 тс. Для надежного запуска двигателя в холодное время есть предпусковой подогреватель, обеспечивающий программное управление процессом подогрева двигателя и салона. Подогреватели установлены и в салоне автомобиля: один электрический – в топливном баке, для подогрева топлива непосредственно перед запуском двигателя, второй подогревает топливо в топливном баке постоянно, используя тепло охлаждающей жидкости.

Скоростные мосты, установленные на внедорожнике, позволяют разгоняться на дорогах с твердым покрытием до 120 км/ч, широкие шины и наличие блокировок трансмиссии обеспечивают высокую проходимость по бездорожью.

Балластный тягач высокой проходимости

БАЗ-6306 используется для транспортировки тяжелых артиллерийских систем типа «Гиацинт». Недавно специалисты завода создали новую модификацию этого тягача – БАЗ-6306У (6х6). В отличие от своего предшественника он оборудован увеличенной 7-местной кабиной для размещения артиллерийского расчета. Полная масса автопоезда может достигать 55 т при буксировке 15-тонного прицепа или 90 т при буксировке 50-тонного самолета. Высокая проходимость БАЗ-6306У характерна для всех представителей семейства «Вощина-1». На выставке этот тягач в сцепке с артиллерийским орудием калибром 152 мм демонстрировал «динамическую» программу.

Уникальный эвакуационный тягач КЭТ-Т

Седельный тягач КЗКТ-74281 АО «Русич» Курганского завода колесных тягачей предназначен для буксировки полуприцепов г/п до 52 т. В его моторном отсеке расположен ЯМЗ-8401 мощностью 650 л. с. На базе этого автомобиля создан уникальный тяжелый эвакуационный тягач КЭТ-Т с максимальным усилием вытаскивания 75 тс.

В нашей стране стало традицией, что самые совершенные образцы техники появляются в структурах Минобороны для военных нужд. Лишь многие годы спустя оборудование доходило до гражданского пользователя, когда уже переставало представлять интерес для армии. Сейчас другое время – хорошие машины одинаково доступны и военным, и гражданским. При наличии необходимых средств обладателем уникальных машин может стать любой хозяйственник, даже частное лицо. Именно поэтому выставки военной техники перестали носить приватный характер и все больше привлекают внимание широкой общественности.

В. Васильев, фото автора Основные Средства 10'2006 30 марта 2007

Комментарии (0)