Огнеборцы ХХI века (ч. 2)

Новинки противопожарного оборудования

Валерий Васильев

(Окончание. Начало см. «ОС» № 2, 2006 г.)

Уральское нашествие

 

ОАО «Уральский завод пожарной техники» из Миасса создает свои изделия на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, «Урал», КамАЗ. Вместимость противопожарной автоцистерны АЦП-8/6-40 на шасси «Урал-55571-1252-30» (6х6) – 8000 л, пенобака – 400 л. Боевой расчет из 6 чел. перевозят в двухрядной кабине, на крыше которой установлен лафетный водопенный ствол. Необходимую динамику автомобилю полной массой 20,4 т обеспечивает дизель мощностью 240 л.с.

Пожарная насосная станция повышенной проходимости ПНС-110 на шасси трехосного «Урала-5557» (6х6) служит для подачи воды и воздушно-механической пены из закрытого или открытого источника, т. е. отовсюду. Использование двух насосов ПН-60 суммарной подачей воды 110 л/с с приводом от отдельных двигателей ЯМЗ-236 повышает надежность работы и позволяет оптимально выбрать расход огнетушащих веществ. В кузове три отсека: для пожарно-технического вооружения, для моторной и насосной установок. Скорость автомобиля полной массой 12 т – 75 км/ч.

Вполне достойно выглядит автоцистерна АЦ-8-40 на шасси полноприводного КамАЗ-43118 (6х6) с удобной кабиной салонного типа на 6 чел., цистерной на 8 м3 для воды, пенобаком на 400 л, центробежным насосом ПН-40УВ с подачей 40 л/с, мощным лафетным стволом, трехколенной лестницей, комплектом вспомогательного оборудования. Дизель мощностью 260 л.с. обеспечивает максимальную скорость 90 км/ч.

Базовый автофургон ГАЗ-270527 «Соболь» (4х4) уральские специалисты превратили в автомобиль АШ-5 для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения, его доставки к месту пожара, а также и комплекта спецоборудования (средств индивидуальной защиты, средств связи и оповещения, осветительного оборудования, первичных средств пожаротушения – огнетушителей ОП-2 и ОУ-2, оборудования для работы штаба и др.). Энергетические потребности обеспечивает 98-сильный двигатель, он разгоняет 3-тонную машину до 120 км/ч. Полноприводная схема позволяет преодолевать подъемы крутизной до 29°.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40-8ВП на шасси ЗИЛ-4331

Панельный фургон ГАЗ-33027 «Газель» с двухрядной 6-местной кабиной уральцы умело переоборудовали в автомобиль первого хода АПП-0,4-2/400. Высокие скоростные качества машины, оборудование и комплект специального оснащения позволяют приступить к ликвидации очагов пожаров до прибытия более тяжелых пожарных автомобилей основных сил.

Весомую роль в борьбе с огнем играет продукция варгашинского ОАО «Завод противопожарного и специального оборудования» (Курганская обл.). Предприятие производит пожарную технику на шасси автомобилей ЗИЛ, «Урал», КамАЗ, ГАЗ.

Кабина новейшей автоцистерны АЦ-4,0-40-14ВР на шасси «Урал-43206» (4х4) также вмещает шестерых полностью экипированных бойцов, но вместимость цистерны не превышает 4000 л, а пенобака – 240 л. Это компенсируется тем, что маневренность автомобиля повышена, а это особенно важно при работе в стесненных условиях.

Транспортная база еще одного огнеборца варгашинских машиностроителей – автоцистерны АЦ-5,0-40-22ВР – это шасси КамАЗ-43253 (4х2). В распоряжении боевого расчета из 7 чел. – 5-кубовая цистерна для воды, пенобак на 300 л, центробежный насос с подачей 40 л/с, лафетный ствол с напором 50 м, запас напорных рукавов длиной 360 м, ручные огнетушители, дыхательные аппараты, специнструмент. Дизель в 260 л.с. разгоняет автомобиль до 90 км/ч. Эта автоцистерна, как и другие описываемые образцы, предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях и других объектах.

Пожарная насосная станция ПНС-110 на шасси «Урал-5557» (6х6)

Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40-8ВП представляет собой среднетоннажный автомобиль ЗИЛ-4331 с двухрядной кабиной для семи пожарных, цистерной на 3200 л и 180-литровым пенобаком. Насос с подачей 40 л/с и 360-метровые напорные рукава помогут начать ликвидацию пожара с расстояния 50 м, если используется вода, и 40 м, если применяется пена. Полная масса автомобиля – 11,4 т, мощность двигателя – 150 л.с., максимальная скорость – 95 км/ч. Длиннобазное шасси трехосного полноприводного «Урала-4320» послужило основой для пожарной автоцистерны АЦ-8,0-40-25ВР. Боевой расчет находится в двухрядной 6-местной кабине, позади которой разместилась 8-кубовая цистерна, пенобак на 500 л и насос с подачей 40 л/с. Напор при подаче лафетным стволом воды достигает 50 м, пены – 40 м. Машина оснащена также напорными рукавами длиной 360 м.

Маленькие, да удаленькие

Компактные пожарные автомобили серии МАП-2-0,1 производства столичного ООО «Темперо» предназначены для несения постоянной службы в составе противопожарной службы объекта, сил быстрого реагирования МЧС, аварийно-спасательных частей и др. Их задача – в кратчайшее время прибыть к очагу пожара и, используя преимущества применяемой технологии, ликвидировать его или в случае крупного возгорания сдерживать развитие пожара до прибытия основных сил и средств пожарной части. Для этих малогабаритных машин специально разработано легкое шасси. В открытом кузове спереди находятся места для 2 чел. боевого расчета, один из которых водитель, а сзади – пожарно-техническое оборудование.

Автоцистерна АЦ 8-40 на шасси полноприводного КамАЗ-43118

Базовый вариант оснащен стационарной установкой подачи огнетушащей жидкости и двумя ранцевыми установками РУТП-1-0,4, что позволяет эффективно бороться с огнем как в пределах площади, ограниченной длиной пожарного рукава, так и за ее пределами, а также в труднодоступных местах. Специальное оснащение микроавтомобиля с применением технологии тушения тонкораспыленной водой обеспечивает максимальную сохранность документов, электронного и другого ценного оборудования в районе возгорания. Бортовое оборудование позволяет подавлять очаги возгорания твердых горючих веществ площадью до 360 м2, легковоспламеняющихся жидкостей площадью до 40 м2 и электрооборудования напряжением до 36 кВ. В установке использован вытеснительный принцип подачи тушащей жидкости. Сжатый воздух под давлением 300 атм находится в специальном баллоне во взрывобезопасном исполнении. Установка не требует предварительной подготовки к работе. Заправка баллонов может производиться унифицированным компрессором. В другой версии автомобиль комплектуют насосной системой подачи огнетушащей жидкости с возможностью забора от внешнего источника. По желанию заказчика устанавливают осветительную мачту, электрогенератор, портативный компрессор, дополнительные напорные рукава и др. Полная масса каждого 2-местного малыша габаритными размерами 2700х1400х1700 мм – не более 780 кг, запас тушащей жидкости – 100 л, напор, развиваемый насосом, – не менее 20 м, максимальная скорость – до 55 км/ч.

Спасательно-пожарный автомобиль АСМ-48-02 «Барьер» на базе ГАЗ-27527-114

Несколько более крупный автомобиль первой помощи АПП-2 на шасси ГАЗ-33023 «ГАЗель» компании «Темперо» представляет собой высокомобильный малогабаритный комплекс для ликвидации наиболее часто встречающихся пожаров площадью до 100 м2. Область его применения – тушение возгораний на объектах, находящихся в пределах нормативной дальности от места базирования, и предотвращение дальнейшего распространения огня до прибытия основных сил. В кузове смонтированы цистерна на 500 л воды и пенобак на 30 л. На крыше кабины на 6 чел. установлена лафетная система подачи мелкодисперсной огнетушащей жидкости, работа которой контролируется микропроцессорной системой управления. С выносного пульта манипулируют линейным перемещением и скоростью разворота ствола, а также управляют клапанами насоса. Заданные оператором параметры запоминаются, а затем их можно воспроизвести в автоматическом режиме. В холодное время рабочий отсек автомобиля обогревается. Напор воды достигает 50 м, давление на выходе из насоса – 16 атм. Дизель ГАЗ-560 (Еurо 2) мощностью 95 л.с. обеспечивает машине массой 3,6 т максимальную скорость 105 км/ч.

Огнеборцы из Белоруссии

Заслуженно высоко специалисты оценивают изделия Белорусского завода внедорожной техники. Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления легко идут по проселочным дорогам, глубокому снегу, тонкому льду, преодолевают болота, пески, овраги, водные препятствия. Шестиколесный полноприводный образец с закрытым кузовом и его трехколесный «собрат» – мотоцикл с прицепом можно с успехом применять в подразделениях МЧС, для тушения лесных, торфяных и других пожаров, эвакуации потерпевших бедствие и др.

Компактный пожарный автомобиль МАП-2-0,1

Полная масса первой модели в зависимости от модификации (патрульная или грузопассажирская) – от 800 до 1200 кг, масса буксируемого прицепа – от 400 до 500 кг. Мотоцикл весит 200 кг и буксирует такой же по массе прицеп. Размер шин 1300х500 мм, 1650х700 мм и 16,5х18. Дизельный или бензиновый двигатель (по усмотрению заказчика) разгоняет снегоболотоход до 60...90 км/ч. Перечень дополнительного оснащения большой.

Белорусская компания «Падмога» спроектировала автомобиль быстрого реагирования, под который переоборудовали «трехтонку» ЗИЛ-5301. Боевой расчет находится в двухрядной 7-местной кабине, позади которой в специальном отсеке со шторными дверями установлены 800-литровая цистерна, бак для пенообразователя и центробежный насос. Экипаж может воспользоваться рукавной катушкой с лафетными стволами, раздвижной трехколенной лестницей, лебедкой, переносными огнетушителями, дыхательными аппаратами, осветительной мачтой, аварийно-спасательным инструментом.

Для пожарников и спасателей>

Научно-производственный центр «Средства спасения» (г. Москва) может гордиться своей аварийно-спасательной машиной АСМ-41-02-2М2 на шасси ГАЗ-27057-34 и спасательно-пожарным автомобилем АСМ-48-02 «Барьер» на базе ГАЗ-27527-114. АСМ-41-02-2М2 используется для оперативной доставки спасателей и спецоборудования к месту катастроф, возникновения чрезвычайных ситуаций и т. п. АСМ-48-02 «Барьер» применяют для быстрой доставки спасательно-пожарного расчета к месту пожара, локализации и тушения пожара площадью до 100 м2 без дозаправки, выполнения аварийно-спасательных и других специальных задач при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Шестиколесный полноприводный снегоболотоход Белорусского завода внедорожной техники

В стандартную комплектацию входят ранцевые установки импульсного тушения, огнетушители, оборудование для тушения пожара от гидранта, спецснаряжение и инструмент, гидравлический и ручной аварийно-спасательный инструмент, средства связи и медицинской защиты, альпинистское снаряжение, компрессор для зарядки воздухом баллонов высокого давления, боевая и теплозащитная одежда пожарных и др.

Компания «Простор» из подмосковного Красноармейска наладила выпуск полноприводного УАЗ-39094 с двухрядной 6-местной кабиной, оснастив его спецоборудованием. Мобильная аварийно-спасательная машина с обозначением СПМ ПП предназначена для выполнения спецзадач и оснащена гидравлическими разжим-кусачками, насосной станцией, домкратами двойного действия, рукавной катушкой, теплозащитной одеждой для пожарных, комплектом цепей и др.


 

Решающий фактор противодействия пожарам

Мобильная аварийно-спасательная машина СПМ ПП компании «Простор» на шасси УАЗ-39094

Для успешной борьбы с огненной стихией огромное значение имеет техническое обеспечение противопожарной службы. Сейчас в государственной противопожарной службе МВД России эксплуатируется более 15 тыс. основных пожарных автомобилей, свыше 3,5 тыс. специальных пожарных автомобилей и около 14 тыс. ед. оперативно-служебного транспорта. На вооружении в подразделениях находится также более 200 наименований пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования.

Тревожная ситуация

Около половины парка пожарной техники России подлежит списанию ввиду выработки установленных сроков эксплуатации, а 75% находящихся на вооружении средств связи физически устарело и подлежит списанию. Для поддержания нужного уровня парка пожарной автомобильной техники необходимо ежегодно приобретать до 2,5 тыс. ед. основных и специальных пожарных автомобилей. По прогнозам специалистов, при существующем объеме финансирования к 2010 году 88% парка основных и 98% специальных пожарных автомобилей израсходуют нормативный ресурс и станут неработоспособными.

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Пожарная техника
Валерий Васильев Основные Средства 08'2006 26 февраля 2007

Комментарии (0)