John Deere на новом витке развития

Э. Стрельцов, заведующий лабораторией ОАО «НАТИ»

В последние годы ситуация на международном рынке машин для лесной промышленности заметно изменилась. Как правило, это бывает вызвано расширением номенклатуры и производства, однако сейчас причины тому иные: появилась новая структура, которая заявила о намерении объединить все маркетинговые и производственные операции, связанные с дорожно-строительными машинами и лесозаготовительной техникой в рамках одной организации.

Следствием такого решения должно стать увеличение объема продаж и повышение качества обслуживания потенциальных клиентов. Возмутителем спокойствия выступила американская компания John Deere, которая, объединившись с финской фирмой Timberjack, приняла на себя груз ответственности за производство всех видов продукции, управление производственными и материальными запасами, ведение проектно-конструкторских работ в области дорожно-строительных машин и лесозаготовительной техники.

Первые симптомы слияния американской фирмы John Deere и Timberjack появились еще в 2000 г., а завершился процесс только к концу 2005 г. За этот период прояснилась ситуация с распределением сегментов рынка по продажам машин в разных регионах мира. Наблюдаемый расклад должен обеспечить новой объединенной структуре некоторые преимущества при восстановлении деловой активности на отдельных рынках и полнее удовлетворять потребности старых и новых клиентов.

Лесозаготовительная техника фирмы Timberjack реализовывалась в 80 странах мира и удовлетворяла примерно 80% всех потребностей в этой сфере деятельности. Доля российского рынка составляла 60%. Передовых позиций в развитии номенклатурного ряда финская компания добилась на фоне жесткой конкуренции с другими ведущими производителями этого вида техники, такими как Valmet, Caterpillar, Ponsse Oyj и др. К 2005 г. компания Timberjack предлагала потребителям 26 новых и 16 модернизированных тракторов и машин на гусеничном и колесном шасси массой 8,4...35 т с двигателями мощностью 75...190 кВт. Компания ориентировалась в основном на создание специализированной лесозаготовительной техники для хлыстовой и сортиментной технологии заготовки древесины.

Успехи компании John Deere в сфере создания техники для лесозаготовительного производства на мировом рынке менее ощутимы. В период 1970–1990 гг. она предложила потребителям 23 модели тракторов и машин, из них 19 моделей колесных скиддеров массой 5,4...9,15 т с двигателями мощностью 52...88 кВт и четыре модели харвестеров массой 9,77...18,8 т с двигателями мощностью 78...112 кВт. Все эти машины созданы на базе колесных погрузчиков фронтального типа и предназначались для хлыстовой технологии заготовки древесины.

После завершения интеграции компаний Timberjack и John Deere дорожно-строительные машины и лесозаготовительную технику стали выпускать только под торговой маркой John Deere. Помимо организационных изменений в каждом сегменте продукции произошли изменения технической политики, особенно это затронуло лесозаготовительную технику в плане ассортимента и массовых и мощностных параметров.

К 2000 г. типоразмерный ряд лесозаготовительной техники по номенклатуре, массовым и мощностным параметрам практически был сформирован и определялся наличием наибольшего числа моделей тракторов и машин в среднем и тяжелом классах. Ключевая роль в формировании этого ряда принадлежала фирме Timberjack, которая занимала доминирующее положение среди всех зарубежных фирм и оказывала влияние на качественные характеристики выпускаемой продукции. Это объяснялось необходимостью привлечь потребителя перспективой дальнейшего совершенствования поставляемого оборудования и машин, повышения их возможностей и эффективности путем перехода на модели с более высокими технико-экономическими показателями. К 2005 г. типоразмерный ряд тракторов и машин включал 42 модели и выпускался под товарным знаком Timberjack.

Об изменении товарного знака Timberjack на название John Deere впервые было объявлено в ходе выставки «Интерлес», проходившей в июне 2005 г. в Санкт-Петербурге, а в октябре того же года John Deere провела в Финляндии пресс-тур для специалистов и ведущих отраслевых изданий. Компания впервые познакомила общественность с планами развития бизнеса и организации производства лесозаготовительной техники, а также предоставила предварительную информацию по формированию модельного ряда тракторов и машин.

Следует отметить, что John Deere внесла изменения в систему индексации колесных тракторов и гусеничных валочно-пакетирующих машин, а модельный ряд колесных харвестеров и форвардеров предполагает формировать из серии D машин компании Timberjack. При этом модельный ряд всех типов машин сократился вдвое, в том числе исключены модели гусеничных машин валочно-сучкорезно-раскряжевочного типа (харвестеры) для сортиментной заготовки древесины.

Анализируя данные таблиц, можно сделать вывод, что фирма John Deere исключила из модельного ряда скиддер легкого класса (модель 240С) и сократила модельный ряд скиддеров на пять моделей, харвестеров на семь и форвардеров на девять моделей. Наиболее значительно сокращен модельный ряд форвардеров. По всей видимости, современная тенденция фирмы по формированию модельного ряда техники для лесозаготовительного производства будет ориентирована на выпуск тракторов и машин массой 10...20 т с двигателями мощностью 80...160 кВт, за исключением номенклатуры гусеничных валочно-пакетирующих машин, для которых предполагается использование двигателя мощностью 205 кВт независимо от массы машины.

Принципиальных конструктивных изменений лесозаготовительных тракторов и машин за время переходного периода не отмечено. Модельный ряд техники оснащается семейством дизелей John Deere нового поколения, с усовершенствованной системой впрыска топлива с электронным управлением, благодаря которой двигатель развивает более высокий крутящий момент в зависимости от требований. При снижении оборотов под действием нагрузки происходит автоматическое увеличение мощности, что способствует более рациональному ее использованию в каждом рабочем цикле и снижению эксплуатационных расходов. Тракторы и машины оснащают различными типами трансмиссий, ведущих мостов, кабинами разной комфортности и лесотехнологическим оборудованием широких типоразмеров.

В стандартной комплектации скиддеры оснащены захватами четырех типоразмеров для трелевки деревьев объемом от 4,5 до 8,5 м3. Валочно-пакетирующие машины оснащают захватно-срезающими устройствами дискового типа с накопителем 0,38 и 0,45 м для повала деревьев диаметром 56 и 61 см. При этом предлагается использование валочных головок с увеличенным углом бокового наклона, что позволяет оператору спиливать больше деревьев, не меняя местоположение машины, и подготавливать пачки максимального объема для загрузки скиддера. Модельный ряд форвардеров по исполнению и массовым и мощностным параметрам остался без изменений.

Процесс интеграции и реорганизации производства лесозаготовительной техники происходил за счет перераспределения внутри-производственных мощностей, что предполагало централизацию производства узлов, агрегатов и машин в целом с использованием высокотехнологичного оборудования.

В результате этих мероприятий получены обнадеживающие результаты, которые подтвердили основную цель этого процесса по расширению бизнеса. Если в 1999 г. одну машину собирали на заводе за 26 дней, то сейчас этот цикл производства сократился до 11 дней. При этом если в 2003 г. выпуск составлял 800 машин в год, то в 2005 г. – 2500 и это, по мнению John Deere, не предел и в планах компании предполагается его наращивание.

Такие позитивные изменения произошли еще и потому, что изменилась философия фирмы – теперь подавляющее число лесозаготовительных машин (95%) собирают под конкретный заказ и только 5% предназначено для дальнейшей реализации дилерами. Такая схема позволяет компании сохранить свое присутствие на рынке в условиях сегодняшнего циклического спада в лесозаготовительной промышленности и обеспечить себе еще большую долю рынка к моменту начала подъема индустрии.