Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Ремонтопригодность экскаваторов
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники

Огнеборцы ХХI века (ч. 1)

Новинки противопожарного оборудования

Валерий Васильев

Борьба с пожарами является важной государственной задачей, решение которой вносит важный вклад в обеспечение национальной безопасности России. Предотвращение пожаров и борьба с ними, несомненно, представляет одну из труднейших научно-технических проблем.

Развитие пожарных автомобилей идет по трем основным направлениям. Наибольшее распространение получило самое технически и экономически обоснованное направление, когда на базовое шасси устанавливают специальный кузов с оборудованием и средствами тушения – так называемую пожарную надстройку. В качестве транспортной базы используются шасси серийных грузовиков, лишь незначительно доработанные. Представители второго направления – легкие пожарные машины и автомобили специального назначения (штабные, передвижные лаборатории, машины связи, освещения и т. п.). В этом случае пожарная надстройка отсутствует, а существенным изменениям подвергается лишь внутренняя компоновка стандартного кузова, в котором устанавливают необходимые агрегаты и механизмы. Основой для создания подобных машин служат панельные автофургоны, автобусы малого, среднего и большого классов. При разработке пожарных автомобилей, относящихся к третьему направлению, главным стимулом служит стремление конструкторов улучшить характеристики серийных грузовиков, которые не обеспечивают выполнение компоновочных, скоростных и иных требований, предъявляемых к пожарным машинам определенных категорий.

«Пурга», «Ураган» и другие

Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 на комбинированном ходу с установкой «Пурга»

Специалистам пожаротушения хорошо известны разработки питерского Научно-производственного объединения «Сопот». Созданная специалистами этого предприятия технология пожаротушения не имеет мировых аналогов. Новый принцип генерирования и совместной транспортировки огнетушащих пен разного состава позволяет в кратчайшие сроки ликвидировать пожар нефтепродуктов в резервуарах, пролив на больших площадях, крупномасштабные послеаварийные пожары авиационной техники в аэропортах, танках и на борту морского, речного и железнодорожного транспорта, в ангарах, на складах боеприпасов и сильнодействующих ядовитых веществ.

Созданные для реализации данной технологии установки комбинированного тушения «Пурга» обеспечивают тушение пожара на площади 1000 м2 и более за 1…2 мин. Применение этих устройств на серийно выпускаемой технике повышает ее эффективность в 5…10 раз. Напор, развиваемый самым компактным стволом «Пурга-5» при использовании пены, составляет 25 м, а наиболее мощного образца «Пурга-240» – 100 м. Диапазон производительности – от 21 до 360 тыс. л/мин. Установки комбинированного тушения «Пурга» монтируют на пожарных колесных и гусеничных машинах (мобильные цистерны, коленчатые подъемники, автолестницы), речных и морских судах, стационарных установках.

Мобильная установка порошкового тушения УПТ-600М «Ураган» на шасси ГАЗ-3302

Лафетные стволы подобного типа были смонтированы и на пожарной машине ГАЗ-59402, недавно созданной Горьковской железной дорогой на шасси плавающего бронетранспортера БТР-80 (8х8). Машина оснащена комбинированным ходом – специальные подъемные катки, установленные спереди и сзади, позволяют передвигаться по рельсам. Сверху смонтирована полноповоротная башня для оператора с установленной на ней спаренной системой «Пурга-20». Подачу огнетушащих средств обеспечивает насос ПН-40УВ с подачей 40 л/с. Вместимость бака с пенообразователем – 1000 л, напор – 55 м. В задней части машины расположен 260-сильный дизель, разгоняющий 15-тонную установку до скорости 80 км/ч на шоссе и до 50 км/ч при движении по рельсам.

Защищенный герметичный корпус ГАЗ-59402, в котором размещается пожарная бригада, обеспечивает и плавучесть, и защиту машины, позволяет приближаться к очагу пожара на расстояние до 50 м. Картину дополняют независимая торсионная подвеска колес, система регулирования давления воздуха в шинах, лебедка самовытаскивания, фильтровентиляционная установка, термошумоизоляция.

АЦ-0,8-30/2 (ЗИЛ-530104) на базе доработанного шасси ЗИЛ-5301 c импортными шторными дверями

В научно-техническом комплексе «Пламя» из подмосковного города Реутов создали мобильную установку порошкового тушения УПТ-600М «Ураган», смонтированную на шасси ГАЗ-3302. Небольшие размеры машины и хорошая маневренность позволяют использовать ее в производственных помещениях, цехах, на складах, в торговых павильонах. Напор лафетного ствола – до 30 м, а ручного ствола – не менее 10 м. Система «Ураган» используется для тушения разливов топливно-смазочных материалов, крупных складов, ее включают в сопровождение колонн боевой техники.

АМО ЗИЛ против пожаров

В число изготовителей пожарной техники входит столичное предприятие АМО ЗИЛ. Автоцистерна «первого хода» АЦ-0,8-40/2 (ЗИЛ-530104) разработана на базе доработанного шасси ЗИЛ-5301 малотоннажного грузовика «Бычок». В двухрядной кабине размещается боевой расчет из семи человек, спецоборудование располагается на шасси с полезной нагрузкой 3,75 т. На раме закреплены цистерна для воды на 800 л, 80-литровый пенобак и центробежный насос НЦПК-40/100-4/400. Подавление огня производится с помощью 60-метрового напорного рукава. Кроме этого в комплект оснащения входят ручные огнетушители, универсальный гидравлический инструмент, средства связи, осветительная аппаратура и др. До скорости 90 км/ч автомобиль разгоняет 136-сильный дизель ММЗ Д-245.9 Е2. Маневренные качества машины позволяют работать в стесненных городских условиях.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40 (ЗИЛ-433104)

АЦ-0,8-40/2 может не только тушить пожары, но и работать в качестве автомобиля быстрого реагирования при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Комбинированные пожарные насосы дают возможность тушить высотные здания, применяя малый объем воды, не заливая при этом нижние помещения, что заметно снижает стоимость восстановительных мероприятий. Электровакуумный насос позволяет воду для тушения пожара забирать из открытых источников. Помимо пожарно-технического вооружения в состав возимого оборудования входят аварийно-спасательные инструменты «Спрут», «Эконт» или «Простор», бензогенератор «Вепрь», осветительная мачта с прожекторами и ранцевая установка пожаротушения «Игла».

Еще один образец Завода им. Лихачева с обозначением АЦ-3,2-40 (ЗИЛ-433104) представляет собой пожарную автоцистерну на доработанном шасси среднетоннажного грузовика с дизельным двигателем ММЗ Д-260.11Е2 мощностью 178 л.с. Машина оснащена 7-местной кабиной, 3,2-кубовой цистерной для воды из нержавеющей стали, 200-литровым баком для пенообразователя, центробежным комбинированным насосом ПН-40УВ с подачей 40 л/с и катушкой с рукавом высокого давления длиной 60 м. Полная масса автомобиля – 11,7 т, максимальная скорость – 95 км/ч. Предприятие выпускает еще две модификации АЦ-3,2-40. Одна из них – ЗИЛ-433114 снабжена бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с., а ее разновидность 433114-02 оборудована карбюраторным 175-сильным мотором ЗИЛ-509.10.

Пожарная автолестница АЛ-30 (6х6) из Торжка

Азот против огня

Государственное предприятие «Гранат» построило не имеющий мировых аналогов спецавтомобиль газового тушения АГТ-4000, транспортной базой которого послужило длиннобазное шасси ЗИЛ-133Г42. Машина для тушения локальных пожаров на атомных электростанциях, переливочных пунктах, складах легковоспламеняемых жидкостей, в автопарках и др. наряду с этим обеспечивает ликвидацию возгораний в помещениях объемом до 5 тыс. м3, на элеваторах, в зернохранилищах и других помещениях, где невозможно применение огнетушащих веществ, приводящих к порче дорогостоящего оборудования и материалов. «Изюминкой» установки является использование для ликвидации пожаров газообразного азота, подаваемого лафетным стволом с интенсивностью 30 кг/с. Запаса азота (4000 кг) хватает на 130 секунд тушения, однако и этого вполне достаточно, чтобы ликвидировать пожары, перед которыми другие типы противопожарных средств оказываются бессильными. Подача ручного ствола составляет 2 кг/с.

Брандмейстеры из Торжка

Несколько интересных новинок есть в арсенале торжокского ОАО «Пожтехника» – крупнейшего в России производителя пожарной техники. Машины АЛ-30 и АЛ-50 доставляют боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и различное оборудование к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ. С их помощью боевой расчет обеспечивает весь комплекс спасательных, аварийно-восстановительных мер и тушение очагов пожаров на высоте.

Специальный автомобиль газового тушения АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42

Подъемное оборудование АЛ-30 смонтировано на полноприводном трехосном шасси ЗИЛ-433440. Высота подъема лестницы составляет 30 м, нагрузка на ее вершину – 160 кг, максимальный вылет достигает 16 м. Комплект колен состоит из четырех секций. На верхнем колене лестницы возможна установка электроуправляемого лафетного ствола. Рукав к лафетному стволу прокладывается по лестничному маршу и крепится к ступеням. Пульт управления лестницой и сиденье оператора находятся на поворотном круге с левой стороны автомобиля. Бензиновый 150-сильный двигатель разгоняет машину полной массой 10,2 т до 85 км/ч. В качестве альтернативы используется многотопливный дизель мощностью 170 л.с.

Максимальная высота подъема еще одной оригинальной автолестницы АЛ-50 достигает 50 м. От аналогичных моделей этот образец отличается тем, что модифицированную кабину базового шасси КамАЗ-53229 для уменьшения габаритной высоты разместили в переднем свесе. Такая компоновка обеспечивает беспрепятственный проезд автомобиля в условиях старой городской застройки, да и посадка экипажа стала значительно удобней. Поворотный круг выдвижных лестниц расположен в задней части шасси. Комплект колен из шести секций выполнен в виде открытой сверху телескопической конструкции. Грузоподъемность съемной люльки и лифта, используемого при наклоне лестницы на 45° и более, составляет 200 кг. В пол подъемной платформы встроен кронштейн для установки спасательного рукава длиной до 50 м.

Пожарная автоцистерна АЦ-8-40 на шасси КамАЗ-53215

Для тушения на высоте предусмотрены водопенные коммуникации и лафетный ствол с электроуправлением с подачей 20 л/с. Управляется лестница с пульта, расположенного на поворотном основании, или с пульта, находящегося на платформе. АЛ-50 оснащена пропорциональными гидравлическими распределителями, позволяющими плавно управлять движениями с автоматическим замедлением в конце подъема, выдвижения, подхода к границе поля безопасности. Все механизмы и гидравлические агрегаты размещены в легкодоступных местах опорной и поворотной рам. Большое внимание уделено вопросам безопасности, к которым относятся создание опорного контура, наличие стабилизирующих устройств, встроенных систем оптико-электронной диагностики и др. В движение машину полной массой 22 т приводит 240-сильный дизель.

Пожарная цистерна АЦ-4-40 на шасси среднетоннажного ЗИЛ-43112 (4х2) предназначена для тушения пожаров на промышленных и гражданских объектах, в аэропортах, на нефте- и газоперерабатывающих предпрятиях. Машина доставляет к очагу возгорания боевой расчет из пяти человек, а также 4000 л воды, 300 л пенообразователя и необходимый аварийно-спасательный инструмент.

Пожарная цистерна АЦ-4-40 на шасси ЗИЛ-43112

В качестве базы для пожарного аэродромного автомобиля АЦ-8-60-50/3 выбрано полноприводное трехосное шасси КамАЗ-43118. Это наделило его большими функциональными возможностями. Машина оснащена 7,5-кубовой цистерной для воды, 500-литровым баком для пенообразователя, центробежным насосом с подачей 60 л/с, мощным лафетным стволом и напорными рукавами. В дополнение к этому есть 50-килограммовая углекислотная установка. Полная масса машины – 21 т, мощность дизеля – 260 л.с.

Пожарная автоцистерна АЦ-8-40 установлена на шасси грузовика КамАЗ-53215 (6х4), оснащена двухрядной кабиной и вмещает 7 человек. Из оборудования эффективную работу экипажа обеспечивает цистерна на 8000 л, бак для пенообразователя на 500 л, насос с подачей 40 л/с, напорные рукава и ручные огнетушители.

(Окончание cледует)

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Пожарная техника
Валерий Васильев Основные Средства 02'2006 17 мая 2006

Комментарии (0)