Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей

Мощная база для народного хозяйства

И. Ходорченко

Брянский завод колесных тягачей (БЗКТ) до 1990-х годов специализировался на выпуске техники для Вооруженных сил России (см. «ОС» № 4, 2005 г.), однако работа в новых рыночных условиях заставила завод осваивать производство машин для народного хозяйства. Мощная производственная база и высокоинтеллектуальный корпус инженерно-технических кадров позволили заводу создавать современные и востребованные шасси и тягачи БАЗ. Сегодня БЗКТ выпускает большой модельный ряд специальных автомобильных шасси, используемых во многих отраслях народного хозяйства. На шасси БАЗ монтируют крановые установки, агрегаты и комплексы для нефтяной и газовой отраслей промышленности, цистерны и другое оборудование.

Все модели автомобилей БАЗ в значительной мере (до 90%) унифицированы между собой по узлам, агрегатам, большинству технических решений и составляют модельный ряд, в котором потребители могут легко выбрать транспортное средство для своих конкретных задач. В этот ряд входят 3-, 4-, 5- и 6-осные шасси грузоподъемностью от 14 до 36 т. Самым «легким» среди них является трехосное шасси БАЗ-69095, предназначенное для монтажа оборудования массой до 14,25 т. Монтажная длина его рамы составляет 7010 м, колесная база – 5070+1450 мм. Полная масса машины не превышает 30 т. Мощность турбонаддувного дизеля ЯМЗ-238Д-24 – 330 л.с. Шасси отличается высокой проходимостью благодаря полному приводу (колесная формула 6х6.1), независимой торсионной подвеске и возможности регулировки давления в шинах – оно может передвигаться и по дорогам всех категорий, и по бездорожью. Именно эту модель выбрал машиностроительный завод «Синергия» (г. Пермь) для монтажа единственной в своем классе выпускаемой серийно универсальной насосной установки (установки для гидроразрыва пластов) СИН31. Отметим, что на базе 3-осного шасси Брянский завод создал тягач БАЗ-64022 с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 12,5 т.

В классе 4-осных шасси особый интерес представляют две модели. Прежде всего это специальное шасси БАЗ-69098 (8х8.1), предназначенное для монтажа кранового оборудования. От шасси общего назначения оно отличается конструкцией рамы, часть которой, расположенная за второй осью, выполнена в специальном крановом исполнении. Между колесами второй и третьей осей размещаются откидные опоры крановой установки. В настоящее время на базе этого шасси ОАО «Автокран» (г. Иваново) производит автокран «Ивановец» КС-6973Б грузоподъемностью 50 т.

Отличительная черта четырехосного БАЗ-690902 – увеличенная монтажная длина рамы. Благодаря этому стало возможным его применение для монтажа целого ряда специального нефтегазового оборудования, например ремонтных агрегатов УПА-60А от ОАО «Машиностроительный завод» (г. С.-Петербург), УПР-60ТГ и УПР-60/80БГ от ОАО «СИЗ» ПО «ЕлАЗ» (г. Елабуга), А60/80М1 ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» (г. Кунгур).

Собственная масса 5-осного шасси БАЗ-69096 (10х8.1) – 19,9 т, грузоподъемность достигает 29,5 т. Мощность двигателя 8424.10 – 425 л.с. БАЗ-69096, так же как и все его «меньшие собратья», отличается высокой проходимостью. Блокируемые дифференциалы установлены на третьей, четвертой осях, межосевой дифференциал – на второй оси. Независимая подвеска, два управляемых и четыре ведущих моста делают машину особенно маневренной в сложных дорожных и погодных условиях. Благодаря этим качествам БАЗ-69096 стало идеальной базой для размещения таких установок, как АРБ-100 (ремонтно-буровой агрегат Кунгурского машзавода) и УПР-100 (ремонтно-буровой агрегат ОАО «СИЗ» ПО «ЕлАЗ»). Именно на этом шасси машиностроительный завод «Синергия» смонтировал первый отечественный универсальный передвижной комплекс для цементирования скважин СИН35.10.

Установка создана в 2004 году и уникальна тем, что может заменить до девяти специальных машин. СИН35.10 применяют для выполнения операций по цементированию скважин, приготовления различных видов технологических жидкостей, а также для выполнения отдельных операций при строительстве, освоении и капитальном ремонте скважин, в том числе для проведения гидравлического разрыва пластов и гидропескоструйной перфорации. В середине июля 2005 года установка пройдет государственные приемочные испытания и после выдачи соответствующего сертификата поступит в промышленную эксплуатацию. Кроме этой установки на БАЗ-69096 монтируется автоцистерна АЦ-56592М, разработанная в ОАО «Алексеевкахиммаш».

Грузоподъемность полноприводного 6-осного шасси БАЗ-69099 самая высокая – до 36 т. Собственная масса машины – 23,4 т, габаритная длина достигает 15,35 м. Шасси комплектуют тем же двигателем, что и предыдущую модель. Блокируемые дифференциалы расположены на четвертой, пятой, шестой осях, межосевой дифференциал – на второй оси. Как и у всех остальных шасси Брянского завода, у БАЗ-69099 высокая проходимость обеспечивается за счет независимой торсионной подвески и возможности регулирования давления в шинах. На базе шасси БАЗ-69099 Кунгурский машзавод размещает самую мощную модель буровой установки МБУ-125, предназначенную для бурения ротором и забойными двигателями эксплуатационных и разведочных скважин.

Отметим, что несколько первых образцов этих установок на шасси БАЗ получили высокую оценку специалистов. Так, в ходе эксплуатации в Майкопском управлении по добыче и транспортировке газа (УДТГ) компании «Кубаньгазпром» машина показала себя как надежный агрегат, соответствующий всем требованиям технического задания и технических условий, а также правилам безопасности.

Завершая рассказ о шасси Брянского завода колесных тягачей, нельзя не назвать последнюю, наиболее впечатляющую разработку предприятия – специальное 5-осное шасси для первого в России 100-тонного автокрана КС-8973 «Ивановец». Шасси получило индекс КШ-8973 и соединило в себе самые последние достижения брянских автозаводцев: например, гидропневматическую подвеску, которая позволяет увеличить дорожный просвет до 485 мм для движения по пересеченной местности. Шасси при работе крана, наоборот, опускается, центр масс становится ниже, а вся установка – устойчивее. Шасси имеет четыре управляемых моста (первый, второй, четвертый и пятый), что позволяет машине свободно маневрировать на узкой стройплощадке; возможен согласованный поворот передних и задних колес или передвижение «крабовым ходом», при котором средний (третий) мост поднимается и не мешает движению.

Особое внимание уделено кабине – для водителя стремились создать максимально комфортные условия. Хорошо зарекомендовавший себя дизель 8424.10-08 с турбонаддувом развивает мощность 470 л.с. Автоматическая трансмиссия значительно облегчает работу водителя, позволяя избежать многочисленных манипуляций с коробкой передач.

Эта машина стала для БЗКТ настоящим технологическим прорывом, дав серьезный импульс для дальнейшей конструкторской и технической работы. Сегодня на заводе ведется активная работа по созданию абсолютно нового поколения шасси БАЗ, первый представитель которого – шасси БАЗ-8027 для автокрана грузоподъемностью 30 т – сойдет с конвейера уже летом этого года.

И. Ходорченко Основные Средства 07'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)