БЗКТ для нефтегазового комплекса

М. Филиппов

Оборудование для нефтегазового комплекса устанавливают на самые разнообразные автомобильные шасси. Специфика этой сферы деятельности накладывает на машиностроителей определенные требования, порой очень жесткие. Нефтяники и газовики по большей части работают в полевых условиях, а проще говоря – в условиях полного бездорожья. Значит, требуется полноприводная техника, а еще лучше – специальная, с необходимыми техническими характеристиками. Нефтегазовое оборудование достаточно габаритное и тяжелое, а потому не всякое шасси годится для его монтажа. Нужны и надежные автомобили, ведь в поле нет ремонтных мастерских, так что при определенной удаленности от жилых объектов можно «задержаться» надолго, а такая ситуация не только нежелательна, но и в нынешних экономических условиях разорительна.

МБУ-125 на шасси БАЗ-69099

Для монтажа агрегатов нефтегазовой промышленности многие машиностроительные предприятия выбирают шасси ОАО «Брянский завод колесных тягачей» (БЗКТ). ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» выпустил несколько «пилотных» нефтегазовых агрегатов на шасси БАЗ, и реакция на них оказалась более чем положительная. Из многообразия техники примечательна самая большая модель буровой установки МБУ-125 грузоподъемностью 125 т. Это оборудование предназначено для бурения эксплуатационных и разведочных скважин ротором и забойными двигателями. Условная глубина бурения скважин 2700 м (при бурении колонной 28 кг/м). Летом 2004 года МБУ-125 поставили в Майкопское управление по добыче и транспортировке газа (УДТГ) компании «Кубаньгазпром» (дочернее предприятие АО «Газпром»). Там с ее помощью проводили работы по капитальному ремонту газовой скважины № 20 глубиной 5011 м. Машина показала себя как надежный агрегат, соответствующий всем согласованным требованиям технического задания и технических условий, а также правилам безопасности.

СИН-35-10 на шасси БАЗ-69096

МБУ-125 состоит из подъемного блока на полноприводном шасси БАЗ-69099 повышенной грузоподъемности, мобильного блока бурового основания и приемных мостков на трехосном прицепе ОЗТП84701 А. Отметим, что ее развертывание в полное рабочее состояние занимает всего несколько часов. Базирование на шестиосных шасси Брянского автозавода обеспечивает высокую проходимость в условиях бездорожья.

Достоинства другого агрегата Кунгурского машиностроительного завода – модели АРБ-100 отмечены дипломом и медалью на проходившей в сентябре 2004 года в Тюмени выставке «Нефть и Газ – 2004». У АРБ-100 такая же высокая маневренность, как у МБУ-125, но предназначена она для бурения скважин меньшей глубины. Это ремонтно-буровой агрегат для бурения ротором и забойными двигателями, освоения, ремонта и восстановления нефтяных и газовых скважин. Условная глубина скважин при ремонте и освоении – 5000 м (НКТ 14 кг/м). Условная глубина бурения скважин – 2500 м (при бурении колонной 28 кг/м). Пятиосное шасси высокой проходимости, на котором смонтирован агрегат, предназначено для транспортировки агрегата по бездорожью, а также по дорогам всех типов.

СИН-35-10 на шасси БАЗ-69096

В число наиболее востребованных входит модернизированный агрегат А60/80М1 для освоения и ремонта скважин, который также монтируют на Кунгурском машиностроительном заводе. Установка грузоподъемностью 80 т предназначена для ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин, ведения буровых работ ротором и забойными двигателями. Условная глубина скважин при ремонте и освоении – 4000 м (НКТ 14 кг/м), условная глубина бурения скважин – 2000 м (при бурении колонной 24 кг/м).

Отметим, что все агрегаты Кунгурского машиностроительного завода по качеству и надежности мало уступают иностранным аналогам. Вот почему предприниматели из Ливии, выбирая из большого числа производителей, остановились именно на машинах этого предприятия. В настоящее время завод готовит 11 установок А60/80М1 для поставки в эту страну. Первый агрегат А60/80М1 на шасси БАЗ был отгружен 3 ноября 2004 года.

На шасси БАЗ устанавливается ряд насосных агрегатов, выпускаемых заводом нефтегазового машиностроения

СИН-31
«Синергия», в том числе универсальная насосная установка СИН-31, которая пользуется особым спросом у потребителей. В своем классе она является единственной, выпускаемой в России серийно. Установка предназначена для проведения гидравлического разрыва пластов, цементирования, гидропескоструйной перфорации, нагнетания различных жидкостей при работе на нефтяных и газовых скважинах. Насос оснащен плунжерами четырех типоразмеров и комплектуется уплотнениями, предназначенными для работы с разными жидкостями, в том числе агрессивными. Коробка передач – гидромеханическая пятиступенчатая. Управление и контроль состояния основных систем установки, а также регулировка давления и расхода нагнетаемой жидкости осуществляются из кабины водителя. Эта установка нашла широкое применение в разных регионах России на предприятиях нефтегазового комплекса и имеет только положительные отзывы о своей работе.

В 2004 году впервые в России был создан универсальный передвижной комплекс для цементирования скважин. Это насосная установка СИН-35.10 (УНБ2-800х63 ГОСТ 28922–91) гидравлической мощностью до 588 кВт, с подачей до 56 л/с и максимальным давлением до 56 МПа.

КС-6973Б на шасси БАЗ-69098

По своим техническим и эксплуатационным параметрам она заменяет до девяти специальных агрегатов, а значит, сокращается количество обслуживающего персонала и улучшается удобство эксплуатации. Комплекс предназначен для выполнения операций по цементированию скважин, приготовлению технологических жидкостей разных видов, может использоваться для выполнения отдельных операций при строительстве, освоении и капитальном ремонте скважин, в том числе гидравлического разрыва пластов и гидропескоструйной перфорации. СИН-35.10 обеспечивает высокую оперативность управления технологическим процессом благодаря размещению всех механизмов на одной мобильной базе и наличию электронной системы регистрации технологических параметров, в том числе давления, расхода и плотности цементного раствора, а также оперативность приготовления стабильных цементных растворов при нескольких точках затворения. Комплекс смонтирован на пятиосном шасси БАЗ-69096, что допускает транспортировку по бездорожью, а также по дорогам всех категорий. Независимая подвеска, два управляемых и четыре ведущих моста делают комплекс особенно маневренным в сложных дорожных и погодных условиях.

На машинах БАЗ монтируется большое количество техники ОАО «Автокран». На шасси высокой проходимости БАЗ-8026 (6х6) устанавливают автомобильный кран КС-59711 грузоподъемностью 32 т.

КС-59711 на шасси БАЗ-8026 (6х6)

Высокую проходимость обеспечивают полный привод, независимая подвеска всех колес и большой клиренс. Специальное габаритное шасси предназначено под монтаж кранового оборудования и его транспортировки по дорогам всех категорий и бездорожью. Автомобильный кран КС-6973Б грузоподъемностью 50 т монтируют на шасси высокой проходимости БАЗ-69098. Это специальное шасси с независимой подвеской всех колес, также предназначенное для монтажа кранового оборудования и его транспортировки по дорогам всех категорий и бездорожью.

На шасси Брянского завода колесных тягачей устанавливают множество другой техники для нефтегазового комплекса. Например, автоцистерна АЦ-56592М, предназначенная для перевозки и сбора нефтепродуктов плотностью 960 кг/м3 по бездорожью и дорогам всех категорий, допускающих осевую нагрузку до 10 т. Автоцистерна разработана и смонтирована на базовом шасси БАЗ-69096 ОАО «Алексеевкахиммаш» (г. Алексеевка Белгородской обл.).

На шасси БАЗ выпускается автопоезд трубоплетевозный БАЗ-64031, предназначенный для перевозки труб диаметром до 1420 мм, длиной 12...18 м и плетей длиной до 36 м по дорогам всех категорий, допускающих осевую нагрузку до 10 т, и по бездорожью.

М. Филиппов Основные Средства 02'2005 28 апреля 2005

Комментарии (0)