Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт

У нас свои особенности

Э. Стрельцов

Исторически сложилось так, что у российского машиностроения есть свои особенности, не всегда совпадающие с мировыми тенденциями. Отечественные лесопромышленные тракторы и лесозаготовительные машины создавали для выполнения узкоспециализированных операций по заготовке и вывозу деревьев или хлыстов. Заготовка древесины выполнялась в тяжелых природно-климатических и производственных условиях, что требовало оптимального компоновочного решения этих технических средств.

Скиддер ТТ-4М ОАО «Алттрак»

Россия первой создала в 1947 г. специализированный гусеничный лесозаготовительный трактор – КТ-12, классическая компоновка которого (переднее расположение кабины и двигателя мощностью 27 кВт, заднее расположение лебедки, погрузочного щита и трансмиссии) и конструктивное исполнение шасси рычажно-балансирного типа в достаточной мере обеспечивали его эффективную работу при трелевке древесины в полупогруженном положении. Применение щита для укладки на него комлевой части деревьев исключало процесс волочения, характерный для трелевки деревьев тракторами промышленного и сельскохозяйственного назначения, и позволяло увеличить массу перевозимой древесины. Рычажно-балансирная подвеска обеспечивала устойчивое движение трактора через пни и поваленные деревья и удовлетворительное распределение нагрузки на опорные элементы ходовой системы. Трактор выпускали в небольших количествах на Кировском заводе в Ленинграде.

В 1960-е годы по классической схеме трактора КТ-12 разработаны модели ТДТ-40 и ТДТ-60 с двигателем мощностью 29,6 и 44,5 кВт соответственно. Их производство было налажено на Онежском и Алтайском тракторных заводах. Внедрение специализированных трелевочных тракторов дало толчок по реализации программы машинизации трудоемких технологических операций на лесозаготовках. Тракторы производства Онежского тракторного завода были ориентированы для работы в лесонасаждениях с крупномерностью древостоя до 0,5 м3, тракторы производства Алтайского тракторного завода – для древостоя крупномерностью свыше 0,5 м3.

Первый лесозаготовительный трактор – КТ-12 (1947 г.) с газогенераторным двигателем

Разработка лесозаготовительного оборудования была сосредоточена в научно-исследовательских и проектных институтах лесной отрасли. В качестве базовых технических средств агрегатирования лесотехнологического оборудования в основном использовали отечественные гусеничные трелевочные тракторы. В 1961–1980 годах были разработаны и внедрены в производство лесозаготовительные машины валочно-пакетирующего типа ЛП-19 и валочно-трелевочного ВТМ-4, тракторы бесчокерного типа ТБ-1, ЛП-18, ЛТ-89, ЛТ-154 и сучкорезные машины ЛП-30, ЛП-33. В этот период осуществлялся процесс ускоренного технологического перевооружения лесозаготовок. В лесной отрасли эксплуатировалось 37 тысяч трелевочных тракторов и 13 тысяч различных погрузочных механизмов.

Производством лесозаготовительной техники занималось восемь предприятий. Так, Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения освоил выпуск валочно-пакетирующей машины ЛП-19, Абаканский опытно-механический – валочно-трелевочной машины ВТМ-4, Пермский завод «Коммунар» – тракторов ЛП-18 бесчокерного типа, Онежский тракторный – Тб-1, Плесецкий и Монетный заводы – ЛТ-154, Свердловский и Сыктывкарский заводы лесного машиностроения – сучкорезных машин ЛП-30 и ЛП-33.

Созданный на базе КТ-12 лесозаготовительный трактор ТДТ-40 с дизельным двигателем

Опыт эксплуатации первых партий отечественных лесозаготовительных машин, созданных на базе трелевочных тракторов, выявил их недостаточную энергонасыщенность и надежность. Проблема была в том, что масса навесного оборудования достигала 50% массы шасси трактора, и мощности двигателя было недостаточно для эффективной работы лесотехнологического оборудования и машины в целом. Для решения проблемы тракторные заводы разработали и освоили производство новых моделей тракторов ТДТ-55 мощностью 59 кВт и ТТ-4 с двигателем мощностью 81,4 кВт. Общие показатели технического уровня машин несколько улучшились по сравнению с зарубежными аналогами, но в целом это проблему не решило, так как диапазон требуемой мощности двигателя практически не дифференцировался в зависимости от технологического процесса лесозаготовок, выполняемого трактором или машиной. Специализированные трелевочные тракторы на колесном шасси отечественные заводы не выпускали. Были попытки изготовить небольшие партии модификаций трактора Т-157 на Харьковском тракторном и К-703 на Кировском заводе, которые являлись модификациями с.-х. тракторов Т-150К и К-700А.

Для выполнения плановых заданий по объемам заготовки древесины тракторные заводы и заводы лесного машиностроения наращивали объемы выпускаемой продукции, которую не продавали, а распределяли. Импорт тракторов и машин зарубежного производства был ограничен, а на внутреннем рынке конкуренции практически не было.

Трелевочный трактор ТДТ-55А ОАО «Онежский тракторный завод»

Отечественное лесное машиностроение было ориентировано на создание лесозаготовительных тракторов и машин в основном для заготовки древесины в хлыстах. На базе трелевочного трактора ОАО «Алтайский трактор» и Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения, ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» и Абаканский опытно-механический завод создали машины валочно-пакетирующего типа ЛП-19А, МЛ-119А и ЛП-60-01А с едиными массо-геометрическими и массо-мощностными параметрами. Захватно-срезающее устройство – общего конструктивного исполнения и типоразмера для срезки деревьев диаметром до 90 см, масса машин – 23,5...27 т, мощность двигателя – 96...125 кВт. Делались попытки создать на их базе машины харвестерного типа, заменив штатное захватно-срезающее устройство зарубежными харвестерными головками для срезания деревьев диаметром 50...70 см.

ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» для работы в лесонасаждениях со средним объемом до 0,4 м3 производит валочно-пакетирующую машину МЛ-135 массой 22,2 т с двигателем мощностью 165 кВт, созданную на базе экскаватора ЭО-4225А. Захватно-срезающее устройство с пильным диском и накопителем может осуществлять повал деревьев диаметром до 56 см. Абаканский механический завод предлагает валочно-трелевочную машину ВМ-4Б на базе трактора ТТ-4М, ее срезающий механизм обеспечивает повал деревьев диаметром до 100 см.

Бульдозер с пачковым захватом Б10.43В2С ОАО «ЧТЗ-Уралтрак»

Для трелевки деревьев используются гусеничные трелевочные тракторы ОАО «Алттрак» и ОАО «Онежский тракторный завод» с тросочокерным оборудованием ТДТ-55А, ТЛТ-100, ТТ-4М и разработанные на их базе тракторы бесчокерного типа ЛТ-89Б, ТБ-1М-15, ЛТ-230, МЛ-136, ЛП-18К, ЛТ-187. Курганмашзавод разработал и предлагает трелевщик бесчокерного типа МЛ-107, созданный на гусеничном шасси военного транспортера. Компоновочное построение трактора и исполнение ходовой системы с торсионной подвеской катков аналогично конструкции американских тракторов такого типа FMC 220 и FT 180. Масса трактора составляет 18,7 т, мощность двигателя – 243 кВт. Тракторы на колесном шасси предлагают Онежский (ТЛК-4-01) и Петербургский тракторные заводы (МЛ-56). «ЧТЗ-Уралтрак» производит две модели тракторов чокерного (Б10.432 Л) и бесчокерного (Б10.432С) типов, созданные на базе бульдозера Б10.02. Лесотехнологическое оборудование бесчокерного типа (пачковые захваты) четырех типоразмеров, устанавливаемое на отечественные тракторы, обеспечивает трелевку пачек деревьев объемом 7...10 м3. На базе трелевочных тракторов созданы и выпускаются на Сыктывкарском и Свердловском заводах лесного машиностроения машины ЛП-30Г и ЛП-33Б для обрезки сучьев с поваленных деревьев, для разделки хлыстов на сортименты – машины ЛО-120 и ЛО-126.

Скиддер МЛ-107 ОАО «Курганмашзавод»

Сортиментный метод заготовки древесины осуществляется в ограниченных объемах, в основном машинами (харвестерами) импортного производства. Отечественные производители разработали и предлагают для транспортировки сортиментов четыре модели погрузочно-транспортных машин – форвардеров на колесном шасси и одну модель на базе трактора ТБ-1М. ЗАО ОПК «Дормаш» (г. Орёл) предлагает сортиментовоз ЛТ-189М массой 11 т с двигателем мощностью 60 кВт, Арзамасский машзавод – МЛ-104 массой 14,5 т с двигателем мощностью 90 кВт, Онежский тракторный – ШЛК6-04 массой 12,8 т с двигателем мощностью 105 кВт и гусеничный сортиментовоз ТБ-1М-16 массой 22,5 т, завод «Велмаш» (г. Великие Луки) – ТЛ-60Ф-04 массой 6,5 т с двигателем мощностью 44 кВт, ХТЗ и МТЗ предлагают форвардеры МЛ-74А, МЛ-124 и МЛ-131.

Распределение по типоразмерным классам (по массе) лесозаготовительных тракторов и машин всех типов на колесных и гусеничных шасси, предложенных потребителям зарубежными фирмами и отечественными заводами за 10-летний период, таково: 19 моделей тракторов и машин легкого класса (массой 5...10 т), из них на гусеничном шасси две модели; 89 моделей среднего класса (массой 10...15 т), из них восемь на гусеничном шасси; 131 модель тяжелого класса (массой 15...25 т и свыше 30 т), из них 72 на гусеничном шасси.

Валочно-пакетирующая машина МЛ-135

Анализ показывает, что к 1996 году четко обозначилась следующая картина: технику массой 10...20 т выпускают зарубежные фирмы, а технику массой 15...25 т – отечественные заводы. Это распределение практически не изменилось к 2004 году и в настоящее время определяет состав парка лесозаготовительной техники. Такое положение объясняется тем, что отечественные лесозаготовительные машины валочно-пакетирующего и валочно-трелевочного типа оснащают захватно-срезающими устройствами трех типоразмеров (массой 1470...2300 кг) для срезания деревьев диаметром 56, 65 и до 90 см, тракторы бесчокерного типа – захватами четырех типоразмеров для трелевки пачки деревьев объемом 7...10 м3. В свою очередь зарубежные фирмы предлагают тракторы и машины с широкой гаммой лесотехнологического оборудования: захватно-срезающие устройства (харвестерные головки) девяти типоразмеров для срезки деревьев диаметром 35...95 см и пачковые захваты 20 типоразмеров для трелевки пачек деревьев объемом 3,2...9,4 м3.

Валочно-пакетирующая машина ЛП-60-01А ОАО «Абаканский опытно-механический завод

Производительность техники и оборудования в лесозаготовительном производстве, как и в любом другом, определяется в основном энергоемкостью технологических операций и массо-мощностными параметрами лесотехнологического оборудования и машин. Главные факторы, влияющие на энергоемкость, – это параметры дерева (диаметр, длина и средний объем) и метод заготовки древесины. Российские тракторы и машины по массо-геометрическим и мощностным параметрам ориентированы на заготовку крупномерного древостоя по объемным показателям, запасы которого в России ограничены и составляют примерно 31%, тогда как запасы мелкотоварной древесины (объемные группы от 0,18 до 0,39 м3) – примерно 35%. По нашему мнению, это и должно лечь в основу подбора параметров и масс лесотехнологического оборудования и лесозаготовительных машин в целом, что позволит реализовать их высокую производительность, оправдает затраты (в условиях постоянного роста цен на технику) и обеспечит минимальное воздействие на лес. Эти критерии следует учитывать в первую очередь при разработке комплексов лесозаготовительной техники.

Э. Стрельцов Основные Средства 12'2004 1 марта 2005

Комментарии (0)