Сколько прицепов нужно российской индустрии?

М. Филиппов

Российский рынок прицепной техники не считался полностью провальным даже в самые трудные для страны дни. Спрос на прицепы порой снижался до совсем смешных размеров, но существовал всегда. Некоторое оживление в производстве прицепов и полуприцепов произошло пять лет назад, и все эти годы производство наращивалось – с 1999-го по 2003 год оно увеличилось без малого в 2,5 раза, с 4800 до 11 340 ед. Разумеется, росли и объемы продаж прицепной техники. Перепроизводства до последнего времени не наблюдалось, а это означало, что спрос либо превышал предложение, либо ему соответствовал. Лишь за последние полтора года на площадках отдельных заводов появились скопления продукции, но это скорее является показателем роста производства, нежели снижения спроса.

Полуприцеп НефАЗ-93341

Одним из лидеров среди полутора десятков предприятий, выпускающих прицепную автотехнику, является сегодня ОАО «НефАЗ». Особенно интересна в его модельном ряду бортовых прицепов и полуприцепов модель НефАЗ-8332, к выпуску которой предприятие приступило в начале 2004 года. Грузоподъемность прицепа 10 т. За счет увеличения высоты борта до 710 мм и внутренних размеров платформы вместимость прицепа удалось увеличить до 10,2 м3 (у прежних моделей она составляет 7,8 м3). Замок борта новой конструкции комплектуют пологом. Прицеп оснащен влагозащитным тентом, каркасом, в стене заднего борта сделаны распашные двери. Основной тягач – КамАЗ-53215. Прицеп можно использовать для перевозки грузов по дорогам всех типов.

Модель НефАЗ-9334 грузоподъемностью до 20 т предназначена для перевозки различных грузов по дорогам общей сети, где разрешена осевая нагрузка до 8 т. Полуприцеп выполнен на металлической сварной платформе прямоугольной формы с откидными боковыми и задним бортами, тележка двухосная с двускатной ошиновкой. После отцепки от тягача передней опорой полуприцепа служат два винтовых домкрата. Тормозные механизмы всех колес – барабанного типа, оснащены антиблокировочной системой.

Из самосвальных конструкций следует обратить внимание на полуприцеп НефАЗ-9509, из-готовленный под седельный тягач КамАЗ-6460. Он предназначен для перевозки сельскохозяйственных грузов, в том числе минеральных удобрений, а также сыпучих строительных и промышленных грузов. Его максимальная грузоподъемность 28,5 т. Платформа цельнометаллическая сварная. Полуприцеп оснащен защитным козырьком, тентом и закрывающимся задним бортом. Опрокидывающий механизм платформы гидравлический с электропневматическим дистанционным управлением. Тормозные системы барабанного типа с двухпроводным пневмоприводом также оснащены АБС.

Прицеп НефАЗ-8332

Большой модельный ряд прицепной техники для автомобилей у ставропольского предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ». Среди отечественных потребителей продукция завода более известна под маркой СЗАП (Ставропольский Завод Автомобильных Прицепов). Наиболее популярная модель предприятия – трехосный тентованный прицеп СЗАП-8305 грузоподъемностью 13,5 т с передней стенкой и задними воротами, предназначенный для перевозки самых разных грузов. Он может работать с тягачами разных марок, включая зарубежные. Рама сварная, с двумя лонжеронами из швеллеров переменного сечения. Тент с каркасом, борта надставные, передний борт-стенка высокий, есть задние двери. Барабанные тормоза с пневмоприводом, выполненным по двухпроводной схеме, оснащены устройством автоматической регулировки зазора и АБС.

Ставропольское предприятие также производит одно-, двух- и трехосные бортовые и тентованные полуприцепы грузоподъемностью от 11 до 32 т и самосвальные полуприцепы грузоподъемностью 20...25 т. В последние несколько лет «Автоприцеп-КАМАЗ» выпускает ежегодно около 3,5 тыс. ед. прицепной техники. В планах – увеличение производства, и это не случайно, ведь производственные мощности предприятия позволяют изготавливать более 20 тыс. ед. техники в год.

Около 800 ед. автомобильных прицепов и полуприцепов-тяжеловозов для перевозки тяжелой дорожно-строительной техники ежегодно выпускает челябинское предприятие ОАО «Уралавтоприцеп». Сегодня на его долю приходится 6% рынка отечественной прицепной техники. Здесь производят около 100 разновидностей прицепной техники грузоподъемностью от 26,2 т (полуприцеп ЧМЗАП-93853-13) до 70 т (полуприцеп ЧМЗАП-9906.40). Предприятие разработало целое семейство одно-, двух-, трех- и шестиосных прицепов и полуприцепов грузоподъемностью от 5 до 70 т с погрузочной высотой не более 885 мм. Низкое расположение грузовой платформы достигается главным образом за счет шин малого диаметра. На такой технике можно перевозить механизмы высотой до 3,1 м. Предприятие также выпускает прицепы и полуприцепы со средней и повышенной погрузочной высотой, контейнеровозы, лесовозы, трубовозы, полуприцепы-самосвалы, бортовую и тентованную технику.

ЧМЗАП-9906

В начале 2004 года заметно увеличил производство прицепов Красноярский завод прицепной техники «Сибтрал» (г. Сосновоборск, Красноярский край), а ведь в прошлом году уже стали поговаривать о скорой кончине этого предприятия, поскольку последние три года здесь наблюдался значительный спад производства прицепов – более чем в 2 раза. Конечно, за этот год «Сибтралу» не удастся достичь прежних объемов (например, 2001 года, когда было изготовлено 1817 прицепов), но хороший задел есть – в I полугодии изготовлено 290 ед. техники. Предприятие выпускает автомобильные двухосные полуприцепы 9370 и 9385 грузоподъемностью 14,5 и 20,5 т, полуприцеп-самосвал 93701, сельскохозяйственный прицеп-самосвал, полуприцеп-рефрижератор 9772.

В числе новых изделий с маркой «Сибтрал» – полуприцепы и прицепы к автомобилям МАЗ, полуприцепы-самосвалы грузоподъемностью 20 т, лесовозный прицеп-роспуск, полуприцеп-контейнеровоз, полуприцеп-рефрижератор повышенного объема. В головном специализированном конструкторском бюро предприятия сейчас разрабатывают проекты на трехосный полуприцеп с тентом на пневмоподвеске и прицеп-шасси для перевозки электротехнических изделий.

11-тонные двухосные самосвальные прицепы 8524 и 8527, выпускаемые на Красноярском заводе, выполнены на металлической платформе и оснащены откидными боковыми бортами. Предназначены они для перевозки сыпучих грузов с тягачами, допускающими буксировку прицепов полной массой до 11,5 т и имеющими пневмо- и электровыводы, в частности с автомобилем КамАЗ-55102. Трехосный прицеп 89947 также выполнен на металлической платформе, оснащен откидными боковыми и задним бортами. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающей среды +40...–40 °С с тягачами, допускающими буксировку прицепа полной массой до 20 т. Основным тягачом для этого прицепа является МА3-53362.

Не менее интересен двухосный полуприцеп-самосвал модели 9514, предназначенный для перевозки сыпучих грузов (гравия, щебня, песка и т. п.). Он оснащен открывающимся задним бортом с верхней подвеской. Эксплуатируется полуприцеп с седельным тягачом, допускающим нагрузку на седло тягача не менее 11 т. Основным тягачом для полуприцепа-самосвала является седельный тягач КамА3-54112 (-54115), оборудованный коробкой отбора мощности с масляным насосом.

ООО «Компания «Спецприцеп», оказывая услуги по производству тяжелой нестандартной прицепной техники, планирует в этом году увеличить до 30% выпуск своей продукции. Использование импортных комплектующих и оптимальные решения проблем потребителей уже сегодня создают очередь на производство продукции на 2...3 месяца.

ООО «Тавдинский машиностроительный завод» выпускает прицепы-роспуски, прицепы-сортиментовозы, полуприцепы-сортиментовозы, прицепы-тяжеловозы «Трал», трубовозы, лесовозные автопоезда, самосвальные прицепы и полуприцепы. В прежние годы предприятие выпускало до 600 ед. прицепной техники, затем последовал спад. Однако в 2004 году у предприятия появился шанс выйти на прежний уровень по производительности. Среди полуприцепов-тяжеловозов, выпускаемых на этом предприятии, наиболее интересна модель 93623-010 с плоской рамой, предназначенная для перевозки гусеничной техники массой до 30 т. На базе этой модели предприятие выпускает разнообразные модификации: с различной длиной и шириной погрузочной платформы; с различной высотой седельно-сцепного устройства; с изменением угла заезда до 10°; с нетормозной одноосной подкатной тележкой, что позволяет использовать трал как прицеп, буксируемый колесным тягачом; с раздвижными стойками для фиксации перевозимого груза и т. д.

У полуприцепа-самосвала 9528-010 с задней разгрузкой функции другие – он предназначен для перевозки грунта и нерудных материалов. Полуприцеп выполнен для эксплуатации с седельными тягачами, допускающими нагрузку на седельно-сцепное устройство 16 200 кг. Оптимальной машиной для эксплуатации такого полуприцепа является тягач «Урал-IVECO 64291», оборудованный требуемой гидроустановкой и системой подачи отработавших газов в систему обогрева платформы полуприцепа. Рама полуприцепа сварная, состоит из двух основных лонжеронов двутаврового сечения, соединенных поперечинами. Опорное устройство механическое телескопического типа, величина хода – 480 мм. Подвеска трехосная зависимая рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Тормозные системы – рабочая с пневматическим приводом, выполненная по двухпроводной схеме, с тормозным колодочным механизмом барабанного типа на всех колесах, и стояночная: ручная с механическим приводом, воздействующим на колодки тормозных механизмов первой и второй осей. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, приборы электрооборудования рассчитаны на напряжение 24 В.

Полуприцеп «Новтрак»

В целом этот сегмент российского рынка за 2003 год заметно активизировался. Значительное увеличение производительности замечено практически у всех предприятий, производящих прицепную технику. Нарастить выпуск прицепной техники в текущем году намерены ОАО «Ирбитский автоагрегатный завод», ОАО «Ишимский машиностроительный завод», «ОЗТП-Сармат» (Орский завод тракторных прицепов), ОАО «Саранский завод автосамосвалов». Кроме того, на рынке прицепной автотехники стали появляться новые предприятия либо уже давно известные, но успешно осваивающие данную технику.

Довольно активно проявляет себя новгородская фирма «Новтрак», учрежденная в 1993 году немецкой компанией SOMMER Fahrzeugbau. «Новтрак» специализируется на изготовлении стальных и тентованных кузовов различных типоразмеров и оснащения, а также большегрузных полуприцепов семейства SW240/SG-GF240. За год с завода выходит не более 250 ед. автотехники, но вся продукция хорошего качества и выполнена с использованием высоких технологий. Основным спросом в России пользуются две модели. Первая – классический трехосный тентовый полуприцеп на пневмоподвеске грузоподъемностью 25 т. В кузове вместимостью 93 м3 можно разместить 34 европоддона. Наружная обвязка из патентованного профиля SALS позволяет крепить груз по всей длине бортов, для чего к каждому полуприцепу прикладывают 24 скобы с отверстиями для крепежных ремней, которые вставляются в профиль SALS в любом месте боковой кромки кузова, не занимая при этом погрузочную площадь. Это выгодно отличает новую систему крепления от традиционной (обычно крепежные приспособления находятся на полу и перекрываются грузом). На долю этой модели приходится 40% общего числа продаж в России. Вторая модель завода – низкорамный контейнеровоз грузоподъемностью 32,5 т, на раме которого можно крепить два 20-футовых контейнера или один 40-футовый. Предусмотрено крепление и нестандартных контейнеров.

ООО МЗ «Тонар» из Орехово-Зуевского района весьма успешно вышло на рынок грузовых автоприцепов большой грузоподъемности. Спросом пользуются тентованный полуприцеп общего назначения Тонар-97461 грузоподъемностью 26,65 т и одноосный полуприцеп 97673 грузоподъемностью 5 т для перевозки легковесных грузов. Завод намерен расширить модельный ряд – на очереди освоение производства полуприцепа-самосвала.

Сибтрал 9514

Достаточно активны также ЗАО «Авто» (Ставропольский край), КЗ «Стройтехника» (Чувашская Республика), «Уралспецтехника» (Челябинская обл.), однако благоприятная производственная обстановка наблюдается далеко не на всех предприятиях. Так, не увенчались успехом все попытки Красноярского завода прицепной техники наладить за последние три года рентабельное производство прицепов.

В последнее время заметно оживился рынок подержанной прицепной автотехники зарубежного производства. Цена 5...6-летнего зарубежного прицепа вполне сопоставима с ценой нового отечественного того же типа, что само по себе является достаточно серьезной помехой для российского производителя. За два года уровень продаж прицепной автотехники в России был ниже объема ее производства, т. е. происходит постепенное насыщение рынка прицепов. Если учитывать продолжающийся рост производительности в компаниях, выпускающих прицепную технику, то можно прогнозировать значительное накопление к концу 2004 года остатков нереализованной техники на стоянках заводов. А если учесть существенную конкуренцию со стороны многочисленных предприятий Белоруссии и западноевропейских фирм, таких как Fliegl, Kоgel, Krone, Oy Narko, Rossart, Schmitz Cargobull и др., картина получается довольно грустная.