Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси

Известная техника с новым названием (малогабаритный многофункциональный погрузчик)

Д. Прохоров

Впервые идею создания малогабаритного многофункционального погрузчика с бортовым поворотом предложила американская фирма Melroe Manufacturing Company в 1958 г. для механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ в фермерских хозяйствах. Быстро растущая популярность и пожелания покупателей повысить универсальность машины побудили производителя вести дальнейшие разработки. Начали с освоения новых видов навесного оборудования для фермерских хозяйств, затем стали предлагать устройства и для других отраслей. Вторым направлением развития стало расширение модельного ряда. Конструкторы использовали двигатели разной мощности и приводы разной производительности.

Одновременно велись работы по доводке существующих конструкций. Особое внимание при этом уделяли маневренности, компактности, надежности, экономичности, простоте управления, безопасности и комфорту оператора, упрощению технического обслуживания.

Успешно развивающийся класс машин привлек внимание не только потребителей. Производство аналогичной техники разработали и освоили крупные машиностроительные компании Volvo, FIAT, Daewoo, Hyundai. Возникли и новые фирмы, специализирующиеся на изготовлении именно таких машин. На сегодняшний день уже более 20 компаний производят малогабаритные многофункциональные машины с бортовым поворотом, грузоподъемность которых составляет от 300 до 1 600 кг. Выпускается более 60 наименований различного навесного оборудования – ковши разной вместимости с фронтальной и боковой разгрузкой, траншейные и ковшовые экскаваторы, вилочные и грейферные захваты, фрезы различного назначения, гидромолоты, уборочные машины, снегоочистители, бетоносмесители, буры и многое другое.

Большие возможности новой машины позволили использовать ее в коммунальном и дорожном, садово-парковом и лесном хозяйстве, в строительстве и промышленности, на вокзалах и стадионах, в банках и в аэропортах, на рынках, складах и в морских портах. Одним словом, этот механизм уже не соответствовал определению «мини-погрузчик» (машина для выполнения погрузочно-транспортных операций с грузами массой до 1,5 т). Тракторы, используемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, также выпускают со сменным навесным оборудованием, но их невозможно использовать при ремонте дорожного покрытия и в строительстве.

В настоящий момент такую технику целесообразно было бы выделить в отдельный класс – многоцелевая коммунально-строительная машина (МКСМ). По конструкции отечественные механизмы такого типа очень похожи на зарубежные конструкции. Практически все МКСМ представляют собой четырехколесные полноприводные шасси с короткой базой, гидрообъемной трансмиссией и очень плотной компоновкой моторного отсека. Колеса левого и правого борта приводятся в движение отдельными гидромоторами и могут работать в режиме противовращения. Именно благодаря такому техническому решению машины легко маневрируют даже на небольшой площадке за счет подтормаживания колес одного из бортов или вращения колес противоположных бортов в разных направлениях. Исключением являются некоторые модели МКСМ, на которых применена комбинированная система поворота, сочетающая как традиционную систему управления с бортовым поворотом, так и систему поворота со всеми управляемыми колесами. Такой метод существенно снижает износ шин и расход топлива.

Как правило, МКСМ комплектуют колесами с бескамерными шинами с развитыми грунтозацепами для работы на грунтах. Для улучшения проходимости и снижения удельного давления на грунт их оснащают гусеницами с металлическими или резиновыми траками. Некоторые фирмы выпускают специальные модификации МКСМ на гусеничном ходу. Практически все предприятия-изготовители комплектуют свои машины экономичными дизелями со средним расходом топлива 5...6 л/ч.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что с таким набором качеств, как малые габаритные размеры, многофункциональность, экономичность, МКСМ являются одним из наиболее перспективных направлений развития коммунальной и дорожной техники как заменитель части дорогостоящих крупногабаритных узкоспециализированных машин. При мелком ямочном ремонте покрытия дорог и тротуаров одна МКСМ может заменить целый парк дорожной техники, а при ремонте дорожного покрытия автомобильных мостов, где нельзя использовать тяжеловесные машины, ей нет альтернативы.

На российском рынке представлены машины этого вида не менее чем десяти зарубежных фирм-производителей: Bobcat, Case, New Holland (США), Hyundai (Южная Корея), JCB (Великобритания), Komatsu (Япония), Detvan и Way Industry (Locust, Словакия), Novojny (Чехия), Volvo (Швеция) и др. Довольно много техники из Республики Беларусь (Амкодор-Ударник, МоАЗ, Гомельсельмаш) и из Украины (Юждормаш).

Среди российских производителей следует выделить две крупные компании: наиболее часто на улицах российских городов можно видеть МКСМ-800 Курганского машиностроительного завода и ПУМ-500, ПУМ-800 нижнетагильского «Уралвагонзавода». Реже встречаются производимые мелкими партиями КСМ-1, которые изготовляет МУН НПО «Мосгормаш», и воронежские СММ-750, СММ-950 ОАО «Тяжэкс».

Д. Прохоров Основные Средства 03'2004 2 декабря 2004

Комментарии (0)