«Универсалаш»

В. Горюнов

В конце марта 1801 г. на седьмой версте от центра столицы Российской империи Санкт-Петербурга начало действовать промышленное предприятие, которое получило название «Санкт-Петербургский казенный чугунолитейный завод». Кроме основной продукции – отливки военных снарядов и припасов, на нем делают весы, гири, пуговицы, фонари, а также первое художественное литье. Скульптуры, отлитые в те времена, до сих пор украшают город на Неве. В 1868 г. инженер Путилов покупает завод и заключает с правительством контракт на изготовление сначала железных, а потом и комбинированных рельсов, а также на производство паровозов и вагонов, которые до этого Россия покупала за границей.

Накануне Первой мировой войны Путиловский завод по своим техническим возможностям был наиболее мощным в России, представляя собой крупнейшую кузницу вооружения для армии и флота. Завод изготавливал паровые котлы и турбины, орудийные башни для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты и много других механизмов. После революции на территории предприятия строится новый завод по производству сельскохозяйственных тракторов и плугов по американской технологии. На нем выпускались тракторы «Фордзон-Путиловец», прототипом которых послужил самый распространенный в то время в мире трактор «Фордзон» фирмы Ford.

Машина имела компоновку, которая впоследствии стала классической для колесных тракторов: два задних колеса – ведущие, два передних – направляющие. Двигатель с вертикальными цилиндрами располагался продольно в передней части. Этот трактор впервые в мировом тракторостроении не имел рамы: ее функции выполняли картеры двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста, жестко скрепленные между собой. Рабочее место водителя находилось над задним мостом.

Трактор имел четырехцилиндровый, четырехтактный карбюраторный (как тогда говорили, «керосиновый») двигатель с электрическим зажиганием, для своего времени весьма быстроходный: его максимальная мощность достигалась при 1 000 мин-1. Установленные в шариковых и роликовых подшипниках шестерни и валы трехступенчатой коробки передач имели термообработку, что повысило их надежность и долговечность.

Конструкция трактора была рассчитана на массовое производство, что обеспечивало его низкую стоимость. И во второй половине 20-х годов «Фордзон-Путиловец» стал самым распространенным трактором в отечественном сельском хозяйстве.

В 1927 г. заводом был выпущен опытный паровоз серии М – самый мощный локомотив того времени, развивавший 2 200 л.с. Накануне Второй мировой войны на предприятии создан легендарный танк КВ, а в начале войны выпускается самоходная артиллерийская установка СУ-100Г, громившая броню «Тигров» и «Пантер».

Ведущим направлением деятельности предприятия в 60-е годы становится производство мощных колесных тракторов «Кировец». В 70-80-е годы завод осваивает производство турбинных установок для подводных лодок, атомных ледоколов, начинает производство танка Т-80, самоходной артиллерийской установки «Пион», зенитно-ракетного комплекса С-300. В годы перестройки происходит конверсия предприятия и связанное с ней резкое падение производства. На базе мощностей, обеспечивавших нужды обороны, родились 27 экономически самостоятельных предприятий. Одно из них – завод «Универсалмаш».

Новое предприятие было создано на базе танкового производства Кировского завода, строившего танки Т-80, самоходные орудия и другие виды военной техники. Начиная с 1992 г., на оборудовании с гибкой технологией стали изготавливаться различные виды техники на колесном и гусеничном ходу, нашедшей применение в дорожном строительстве, нефте- и газодобыче. Для нужд Газпрома начат выпуск машин на специальном гусеничном шасси для использования в труднопроходимой местности и районах Крайнего Севера.

На основе колесно-гусеничного шасси ШКГ-101 изготовлена и прошла испытания ремонтная машина. В ее конструкции использован модульный принцип. Узлы заимствованы от серийной техники: кабина – от КамАЗа, мосты – от «Урала», гидравлика, коробка передач и предпусковой подогреватель – от «Кировца». Дизель ЯМЗ-238НП мощностью 235 л.с. (172 кВт) работает с гидротрансформатором. Машина ориентирована на работу как на дорогах с твердым покрытием, так и на полное бездорожье с климатическими условиями от +40 до –45°С, для доставки бригад при строительстве, ремонте и обслуживании объектов нефтегазового комплекса, линий связи, геологоразведки в труднодоступной местности.

От редакции. Судя по звонкам читателей, тема конверсионных машин вообще и базирующихся на военных изделиях в частности вызывает огромный интерес. Несмотря на это долгую и счастливую жизнь новому ответвлению Путиловско-Кировского завода мы предсказать не рискнем. Связавшись с заводом «Универсалмаш» мы с удивлением обнаружили, что то ли рекламой и сбытом готовой продукции на предприятии занимаются на редкость некоммуникабельные люди, толи заводчане так любят свои изделия, что боятся расстаться с ними даже за деньги... Кому очень нужно, тот преодолеет все трудности и получит искомое. Мы, правда, не уверены, что на «Универсалмаше».