2
Приборы безопасности автокранов
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России

Каковы достоинства наших самосвалов?

С. Протасов

По грузоподъемности и некоторым другим параметрам большегрузные самосвалы, производимые в России и СНГ, отстают от продукции ведущих мировых компаний (см. статью «Генералы карьеров», журнал «ОС», №9, 2003 г.). Однако у них есть и достоинства. Простота эксплуатации, когда для техобслуживания и ремонта не требуется сложного, насыщенного электроникой оборудования, несложная конструкция, разобраться в которой может даже не очень опытный механик или водитель, не прошедший специального обучения, а также стоимость этих машин – она порой на порядок меньше, чем у ведущих мировых компаний. Поэтому при закупке и эксплуатации карьерной техники, в том числе и самосвалов, сложилось своеобразное «разделение труда»: более дешевая оте-чественная техника не используется на самых ответственных участках, а работает там, где режим не очень напряженный, и можно сэкономить на затратах.

Самосвал БелАЗ-75132

Производственное объединение «БЕЛАЗ» (Жодино, Белоруссия) специализируется на выпуске большегрузной техники еще со времен СССР. Как и прежде, гамма производимой предприятием продукции довольно велика. Борясь за выживание, предприятию пришлось развивать производство, совершенствовать модельный ряд, расширять номенклатуру механизмов, проникая в ранее не охваченные смежные секторы рынка тяжелых машин.

Бесспорно, наиболее известной продукцией БелАЗа являются карьерные самосвалы. Завод выпускает их уже много лет и все время совершенствует. В 1995 – 1998 гг. БелАЗом были получены несколько международных премий за высокое качество продукции. Среди последних нововведений на автомобилях системы самодиагностики, автоматического взвешивания груза и централизованной смазки, а также новые двигатели. В модельном ряду самая большая грузоподъемность у модернизированного в 2000 г. БелАЗ-75303 (200 т). Немного меньше груза (180 т) способна перевозить модель «75215». Эти дизель-электрические машины оборудованы двигателями мощностью 1 765 и 1 691 кВт. Их кузова подогреваются выхлопными газами. Максимальный объем перевозимого сыпучего груза у «75303» составляет 125 м3, у «75215» – 110 м3. Погрузочная высота соответственно 5 800 и 6 050 мм. Подвеска пневмогидравлическая на современных масло-азотовых амортизаторах.

МЗКТ-65151

ПО «БЕЛАЗ» выпускает карьерные самосвалы и меньшей грузоподъемности: модель «7513» способна перевозить до 130 т груза, модель «7514» – 120 т, есть модели и еще меньшей грузоподъемности, например, БелАЗ-7540 рассчитан на 30 т груза.

Сегодня предприятие активно занимается разработкой самосвалов грузоподъемностью 280 – 320 т, а в 2003 г. запланирован выпуск 420-тонного тяжеловоза (БелАЗ-7570).

МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) самостоятельным предприятием является с 1991 г. Он возник на базе производства Минского автомобильного завода, специализировавшегося на выпуске полноприводных колесных тягачей для мобильных ракетных комплексов СССР. Воплощенные в них технические решения наглядно показали большие возможности этой техники, а созданные в 70-х годах на базе четырехосных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми для нефтяников, газовиков, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии.

Самосвал КамАЗ-6520

Располагая современным оборудованием, специалистами высокой квалификации, завод успешно осуществил конверсию. Он выпускает серию самосвалов тяжелого класса, получившую название «Волат» («Богатырь»). Наиболее мощными являются модели МЗКТ-6515 (8х4) и МЗКТ-75165 (8х8) грузоподъемностью 25 и 24,5 т. Масса автомобилей 16 и 22,5 т, мощность двигателя 400 и 410 л.с., скорость соответственно 80 и 70 км/ч. Вместимость кузова у обоих самосвалов 16,5 м3. Несколько меньшей грузоподъемностью обладает самосвал с кабиной необычной для предприятия компоновки – капотной, это модель МЗКТ-6525, способная перевозить сразу 21 т груза.

МоАЗ (Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова) изготавливает самосвал МоАЗ-7505 и его модификации МоАЗ-75051, МоАЗ-750511, отличающиеся двигателями и некоторыми узлами. Автомобиль предназначен для транспортировки грунта на строительстве гидротехнических сооружений, шоссейных и железных дорог, производстве вскрышных и рекультивационных работ в горнорудной промышленности и для перевозки стройматериалов в тяжелых условиях при отсутствии подготовленных дорог с твердым покрытием. Имея короткую базу, привод на два моста, гидравлическое рулевое управление, широкопрофильные односкатные шины низкого давления, повышенный дорожный просвет, этот самосвал является высокопроходимой и маневренной машиной, способной работать в период осенней и весенней распутицы.

Седельный тягач МАЗ с полуприцепом САТ-118

В зависимости от требований потребителя и условий эксплуатации, автомобиль может комплектоваться двигателем ЯМЗ-8481, ЯМЗ-238Б или Cummins M11C-350 мощностью 261 кВт (350 л.с.). Масса самосвала 19,6 т, грузоподъемность 23 т, вместимость кузова составляет 15,5 м3. Максимальная скорость движения 50 км/ч. Погрузочная высота 2 900 мм. Максимальный преодолеваемый подъем 12°.

Предприятие также выпускает две модели подземного автопоезда-самосвала – 7405-9586 и 7529. Эти машины предназначены для работы в шахтах, тоннелях и других стесненных условиях, поэтому оборудованы дублирующими органами управления, обеспечивающими самосвалу возможность движения вперед и назад без разворотов, а также оснащены системой двухступенчатой нейтрализации выхлопных газов.

В самосвале МоАЗ-7529 применены отработанные на подземных машинах конструктивные решения: двигатель ЯМЗ-238БН пониженной токсичности с двухступенчатой системой очистки выхлопных газов; шарнирно-сочлененная в двух плоскостях рама; гидроруль; два ведущих моста на шинах 18.00-25”; многодисковые рабочие тормоза, охлаждаемые маслом; шестиступенчатая гидромеханическая коробка передач. Подвеска переднего моста МоАЗ-7529 на качающейся в продольной плоскости балке, задний мост крепится жестко. Полный привод позволяет груженому шахтному самосвалу преодолевать подъемы до 15°, а значит, обеспечивает экономичную технологию подземной проходки (с вывозом руды на поверхность). Наличие дублирующих органов управления позволяет самосвалу работать по «челночной» схеме. На автопоезде предусмотрена установка кабины открытого или закрытого типа. Эта машина способна развивать скорость до 40 км/ч.

КрАЗ-65032

МАЗ (Минский автомобильный завод) серийно выпускает большое количество моделей большегрузных самосвалов, выполненных на общей базе из модульных узлов. Такая современная организация производства позволяет собирать множество модификаций самосвалов, исходя из потребностей конкретных заказчиков. Примерно на 60% автомобили собираются из российских комплектующих, однако самосвалы могут укомплектовываться узлами и агрегатами ведущих европейских фирм, все зависит от желания конкретного клиента и его платежеспособности.

Из всего семейства самосвалов наиболее мощными являются МАЗ-5516 (6х4) и относительно новая модель МАЗ-55165 (6х6). Их грузоподъемность 20 и 19,5 т соответственно, вместимость кузова у обеих 10,5 м3, рабочая масса 12,3 и 13,5 т, погрузочная высота 1 550 и 1 750 мм соответственно. Мощность двигателя у обеих машин 243 кВт, модель МАЗ-5516 способна передвигаться со скоростью 88 км/ч, МАЗ-55165 развивает только 74 км/ч.

Урал-ИВЕКО-6529

Минским автомобильным заводом совместно с заводом «Спецавтотехника» (Бобруйск, Белоруссия) выпускается самосвальный автопоезд, состоящий из минского седельного тягача и полуприцепа САТ-118 грузоподъемностью до 34 т с вместимостью кузова 19 м3. САТ-118 предназначен в основном для перевозки сыпучих инертных материалов (песок, гравий), а также для транспортировки зерна, угля, корнеплодов, металлолома, руды. Кузов – полукруглой формы. Из него груз лучше ссыпается при разгрузке, не застревает в углах, при перевозке гравия или кусков породы днище кузова более износоустойчиво (при их загрузке куски падают по касательной к днищу). По заказу он изготавливается из трех продольных листов из стали HARDOX 450 (вместо 10ХСНД или 09Г2С), что значительно повышает прочность и долговечность. Полная высота полуприцепа 3 200 мм, вес 9 т. По заявке с ноября 2003 г. на него устанавливается пневмоподвеска. Для грузов, требующих плоского дна, может устанавливаться и кузов с коробчатым сечением.

Предприятие «Белавтоприцеп», входящее в объединение МАЗ, изготавливает для седельных тягачей МАЗ двухосный самосвальный полуприцеп МАЗ-9506 грузоподъемностью 26 т, предназначенный для перевозки различных строительных грузов в составе автопоезда с автомобилем-тягачом, имеющим соответствующее гидрооборудование. Масса полуприцепа 8,5 т, объем кузова 18,42 м3, угол подъема кузова 50°, подвеска рессорная. Кузов цельнометаллический, сварной с ровным полом, с разгрузкой назад через автоматически открывающийся задний борт.

КамАЗ-6520 под загрузкой

Самосвал 651668, производимый на совместном белорусско-германском предприятии МАЗ-MAN, при собственной массе 12,5 т способен перевезти за один раз 21 т груза. Эта машина оснащена двигателем мощностью 302 кВт, вместимость ее кузова 10,5 м3. Автомобиль на 2/3 собран из немецких узлов и деталей и соответствует всем европейским нормам. В 2002 г. МАЗ-МАN-651668 стал победителем среди продукции совместных производств на ежегодном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль в России». Автомобиль МАЗ-МАN-651668 с колесной формулой 6х4 характеризуется высокой энерговооруженностью (двигатель MAN D 2866 LF31, Euro-2, 410 л.с.) и экономичностью. Он вобрал в себя весь опыт эксплуатации аналогичных автомобилей в условиях стран СНГ.

Один из наиболее мощных самосвалов Камского автозавода – новинка последних лет, КамАЗ-6540 с колесной формулой 8х4. Его грузоподъемность 18,5 т, вместимость кузова 11 м3, масса автомобиля 11,85 т. Он оснащен 10-ступенчатой коробкой передач, двигателем мощностью 191 кВт (Euro-2) и может развивать скорость до 85 км/ч.

Новый самосвал КрАЗ-7133С4

Завод стремится занять нишу тяжелых грузовых автомобилей, в том числе самосвалов. Камские автомобилисты также выпускают модель КамАЗ-6520 массой 13 т, вместимостью кузова 12 м3 и грузоподъемностью 20 т. Эта машина оснащена двигателем мощностью 235 кВт и может развивать скорость 80 км/ч.

ОАО «Красноярский завод прицепной техники» выпускает для седельного тягача КамАЗ самосвальный полуприцеп Сибтрал-9514 грузоподъемностью 20 т. Также для седельных тягачей КамАЗ «Нефтекамским автомобильным заводом» выпускается полуприцеп-самосвал Нефаз-9509 грузоподъемностью 28,5 т.

Больше половины автомобилей, выпускаемых украинским предприятием ОАО «ХК АвтоКрАЗ» (Кременчуг, Полтавская обл.), составляют самосвалы. Наибольшим по грузоподъемности (18 т) является КрАЗ-65034, оснащенный двигателем мощностью 221 кВт. Самосвал имеет колесную формулу 6х6 и пригоден для перевозок по дорогам всех типов. Эксплуатационная масса машины 13,5 т.

Седельный тягач МАЗ с двухосным самосвальным полуприцепом МАЗ-9506

В программе автостроителей ОАО АЗ «Урал» (Миасс, Челябинская обл.) наи-большим по грузоподъемности является самосвальный автопоезд «Урал»-44202-31, состоящий из трехосного полноприводного седельного тягача и самосвального полуприцепа. Эта машина массой 15,4 т способна перевозить до 15 т груза. Вместимость ее кузова 14 м3, колесная формула 6х6, мощность двигателя 177 кВт, максимальная скорость передвижения 72 км/ч. В этой модели налицо характерное для автомобилей повышенной проходимости с высокопрочными несущими конструкциями и приводом на все колеса соотношение грузоподъемность/собственная масса. Применение такого автомобиля экономически целесообразно только в условиях сильнопересеченной труднопроходимой местности. В нашей стране, где интенсивно ведутся разработки нефти, газа и других полезных ископаемых в отдаленных северных районах, такие автомобили пользуются повышенным спросом.

Большегрузные самосвалы выпускает и совместное предприятие «ИВЕКО-УралАЗ». В этих машинах доля российских узлов и деталей составляет не более 25%. Урал-ИВЕКО-6529 с колесной формулой 6х4 (или 6х6) способен перевозить 20 т груза, масса автомобиля 15,5 т, мощность двигателя 225 кВт, скорость передвижения 85 км/ч, вместимость кузова 12 м3.

Новинка 2001 г. – полноприводный самосвал ЗИЛ-452900 с колесной формулой 6х6 – перевозит до 10 т груза. Он оснащается двигателем мощностью 154 кВт, а вместимость его кузова 7 м3. Такой автомобиль может использоваться в небольших карьерах, где разрабатываются строительные материалы.

Остальные отечественные модели самосвалов на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и т.д., предприятий ММЗ, САЗ, НЕФАЗ и других, главным образом предназначены для работ с меньшими грузами, поэтому в нашем обзоре рассматриваться не будут.

Хотелось бы надеяться, что изобилие иностранной карьерной и большегрузной техники на российском рынке не приведет к «свертыванию» отечественной автостроительной промышленности.

С. Протасов Основные Средства 10'2003 22 февраля 2005

Комментарии (0)