Генералы карьеров

С. Протасов

Для России, в основе экономики которой лежит экспорт и переработка полезных ископаемых, карьерная техника имеет огромное значение. Горнодобывающая промышленность в нашей стране всегда была на особом положении. Даже во времена Советского Союза, когда царило «плановое снабжение» и характерные для него трудности, снабжение горнодобывающей отрасли являлось одним из приоритетов нашей экономики. Даже тогда в северные и сибирские карьеры поступали иностранные карьерные самосвалы, надежность и высокая грузоподъемность которых заслужили признание наших горняков. С приходом новых экономических отношений количество иностранных фирм, предлагающих на отечественном рынке такие машины, заметно выросло. В нашу страну стали проникать компании, о которых раньше знали только специалисты.

Liebherr-America, Inc., входящая в группу компаний Liebherr (всего более 60 фирм), производит и поставляет предприятиям горнодобывающей промышленности дизель-электрические карьерные самосвалы, полностью отвечающие современному уровню. Модельный ряд включает в себя машины T 252, T 262, T 282. В зависимости от модели и модификации они могут оснащаться двигателями DDC/MTU или Cummins, грузоподъемность самосвалов составляет 173 – 364 т, рабочая масса машин 129,3 – 203,3 т. Кузов вмещает от 76,5 до 183,5 м3, мощность двигателя от 1 286 до 2 050 кВт, скорость движения таких машин 51 – 64 км/ч. Электрическая часть самосвалов Liebherr создана в сотрудничестве с компаниями Siemens и General Electric.

Ряд карьерных самосвалов Caterpillar состоит из девяти моделей, самыми большегрузными из которых являются 797B и 793С, их грузоподъемность составляет 327 т и 218 т. Машины оборудованы двигателями мощностью соответственно 2 648 и 1 715 кВт. Максимальная скорость движения груженых самосвалов составляет: для самосвала 797В – 67,6 км/ч, для 793С – 54,3 км/ч.

Самый мощный самосвал Libherr – T 282

Модельный ряд сочлененных самосвалов Caterpillar представлен моделями 725, 730, 735 и 740. По желанию заказчика модель 740 может комплектоваться выталкивателем для принудительной разгрузки кузова без его подъема. Грузоподъемность сочлененных самосвалов и мощность двигателей составляет соответственно 22,7 т/209 кВт, 27,2/228, 31,8/272 и 36 т/310 кВт.

Одна из крупнейших американских корпораций Terex пока мало известна на восточноевропейском рынке. Однако в связи со спадом продаж большегрузной техники на американском континенте вполне возможно более активное продвижение этой мощной корпорации в Европу. Уже сейчас она приобрела ряд европейских фирм и торговых марок.

В составе Terex есть несколько фирм, выпускающих карьерные самосвалы. Самые мощные машины производит Unit Rig (в России эту марку представляет «Глобал Технолоджи Групп»). Модельный ряд ТМТ состоит из девяти дизель-электрических самосвалов грузоподъемностью 109–326 т.

Сочлененный самосвал Caterpillar, модель 730

Новинкой являются дизель-электрические автомобили с приводом колес, работающим на переменном токе (индекс моделей АС). Такие агрегаты более компактны и экологичны, чем применявшиеся ранее приводы постоянного тока. Они резко уменьшают расход масел для охлаждения и защиты от износа механических передач трансмиссии, меньше требуют быстроизнашиваемых электротехнических деталей: щеток, коллекторов, выпрямителей. Масса перевозимого груза в зависимости от модели варьируется от 109 до 326 т. Мощность двигателей этих моделей составляет от 895 до 2 090 кВт.

Автомобили имеют надежную жесткую раму укороченного типа, в которой отсутствуют изогнутые элементы – потенциальные концентраторы напряжений. Это позволяет заводу обеспечивать гарантированную безаварийную работу рамы в течение не менее 40 тыс. моточасов. Гарантийный срок службы дизелей, приводов колес и усиленных колесных подшипников около 20 тыс. моточасов. Днище кузова изготовлено из листового металла толщиной 19 мм, толщина бортов – 10 мм. В зависимости от модели в кузовах этих машин можно перевозить от 69,6 до 218 м3 сыпучего материала.

Карьерный самосвал Komatsu HD1200-1D

Компания Unit Rig также выпускает серию BD из трех карьерных тягачей с самосвальными полуприцепами и донной разгрузкой. Эти машины способны перевозить до 245 т груза. Самая крупная модель BD-270 оснащается двигателями мощностью от 1 195 до 1 490 кВт. Вес машины 188 т, в кузове такого самосвала можно перевозить до 271 м3 сыпучего груза.

Самосвалы большой грузоподъемности также выпускают входящие в состав Terex компании Payhauler и Terex Equipment. Так, компания Payhauler производит одну модель карьерного самосвала грузоподъемностью 45–50 т в нескольких модификациях. Предназначены эти машины для перевозки материалов с различным удельным весом. В зависимости от модификации вместимость кузова «с горкой» у этого самосвала составляет от 27,2 до 59,6 м3. Автомобиль оснащен дизелем Cummins или Caterpillar, а привод на все колеса осуществляется через гидротрансформатор.

Terex Equipment с 1985 г. производит серию сочлененных самосвалов ТА грузоподъемностью от 23 до 36,5 т на дизельной или дизель-электрической тяге. Этот тип автомобилей имеет ряд преимуществ перед обычными самосвалами. Прежде всего, это маневренность и более рациональное использование оборудования. Эта же компания выпускает серию ТR, состоящую из шести модификаций карьерных самосвалов повышенной проходимости, грузоподъемностью от 31,75 до 91 т.

Самосвал Case 228 с жесткой рамой

Среди карьерных дизель-электрических самосвалов Komatsu имеются машины, которые без преувеличения можно назвать «горами на колесах». Это модели 930Е и 830Е грузоподъемностью соответственно 290 и 231 т. Машины оснащены двигателями мощностью 1 902 и 1 865 кВт. Две меньшие в этом модельном ряду машины – 730Е и 630Е. Еще одна, более легкая, серия моделей HD включает в себя десять машин. Наиболее крупные в ней – самосвалы HD1500-5. Их грузоподъемность составляет 136 т. На автомобиль устанавливают двигатель мощностью 1 102 кВт. Машины серии HD оснащены высокоэкономичной системой дизель-электрического привода, задние мотор-колеса – ведущие. Подвеска машин гидропневматическая, на масляно-азотных амортизаторах. Кузов V-образной конструкции с подогревом выхлопными газами. В машинах имеется автоматическая система, обеспечивающая регулярную смазку от 8 до 37 точек.

Сейчас на смену снятым с производства HD1200 пришли самосвалы нового поколения HD785-5 грузоподъемностью 91 т. Данная машина оснащена двигателем мощностью 1 010 л.с. (753 кВт) и 7-ступенчатой полностью автоматической трансмиссией K-Atomics, обеспечивающей безударное переключение передач.

Сочлененный самосвал 3566 компании Terex Equipment

Первый большегрузный самосвал Case 228 был представлен в 2000 г. Его грузоподъемность 28 т, объем перевозимой породы до 15 м3, эксплуатационная масса 17,5 т, мощность 6-цилиндрового дизеля с турбонаддувом и промежуточным охлаждением составляет 223 кВт. Это самый узкий самосвал в своем классе – ширина всего 3 м, что позволяет ему работать на узких трассах и в небольших карьерах. На машине установлена автоматическая коробка передач Allison, пять передач переднего хода и одна – заднего. Максимальная скорость переднего хода 51,2 км/ч, заднего хода 10,9 км/ч. Время подъема кузова 12 с. Сразу за первенцем была выпущена модель большего типоразмера Case 240. Грузоподъемность этого самосвала 40 т, объем перевозимой породы 24,2 м3, рабочая масса 28,5 т, мощность двигателя IVECO – 368 кВт. Максимальная скорость переднего хода 59,4, заднего – 7,8 км/ч.

Время подъема кузова 13 с. Толщина пола стального кузова составляет 20 мм. У обеих моделей независимые передняя и задняя подвески.

Карьерный тягач серии BD-270 с донной разгрузкой

В апреле 2001 г. на выставке Bauma-2001 была представлена модель Case 325 с шарнирно-сочлененной рамой. Несколько позднее компания представила и другие модели этого ряда: 330, 330Е и 340. Грузоподъемность этих моделей от 23 до 36 т. Компания планирует выпустить такой автомобиль с грузоподъемностью 40 т.

Сочлененный самосвал Case 325 имеет колесную формулу 6х6, оборудован двигателем мощностью 190 кВт, обеспечивающим машине максимальную скорость 47,6 км/ч. Грузоподъемность машины 23 т, а вместимость кузова 13,3 м3. Она снабжена осевыми и межосевыми блокирующимися дифференциалами, что вместе со специальной трансмиссией обеспечивает самосвалу исключительную способность преодолевать подъемы и проходимость на пересеченной местности. КП обеспечивает шесть передач переднего хода и три – заднего. Максимальный преодолеваемый подъем 18° (40%).

Самосвал Case 325 с шарнирно-сочлененной рамой

Сочлененные самосвалы сегодня очень популярный класс автомобилей, обладающий рядом достоинств, важнейшее из которых – высокая проходимость в тяжелых дорожных условиях. Первой в мире начала производство самосвалов этого типа компания Volvo Construction Equipment. Она и по сей день остается лидером в их конструировании, производстве и продаже. Достаточно сказать, что более половины работающих се-
годня в мире машин такого типа сошло с конвейера именно этой шведской компании.

Одна из особенностей силовой передачи этих машин – независимо включаемые полный привод и полная блокировка межосевых дифференциалов и дифференциалов всех мостов, т.е. в зависимости от условий движения водитель может выбирать оптимальный режим работы привода: 6х4 или 6х6 с блокировкой или без блокировки дифференциалов.

На сегодняшний день Volvo обновила весь модельный ряд сочлененных самосвалов. Это A25D, A30D, A35D и A40D с колесной формулой 6х6, рабочей массой от 18 до 31 т, вместимостью кузова 15 – 22,5 м3. Они обладают грузоподъемностью 24 – 37 т и располагают мощностью двигателя от 225 до 309 кВт, а передвигаются со скоростью 54 – 56 км/ч.

Самосвал Volvo на базе седельного тягача NH 12

Как известно, основополагающим требованием легкого и быстрого обслуживания техники является доступность узлов и агрегатов. В этом отношении инженеры Volvo предлагают много интересных технических решений. Так, у шарнирно-сочлененных самосвалов капот поднимается электрогидравлическим устройством, при этом открываются точки ТО, расположенные по внешнему периметру подкапотного пространства.

Свои автомобили Volvo изготавливает по модульной технологии, принятой во многих крупных западных машиностроительных компаниях. В основе каждой модели лежит ряд конструктивных модулей. Например, ряд двигателей разной мощности, ряд деталей, из которых можно изготавливать автомобильные рамы различной длины и т.д. По заказу конкретного клиента компания собирает автомобиль с нужными характеристиками и параметрами. Поэтому модельные ряды самосвалов Volvo включают в себя огромное количество модификаций, описать которые можно только некими осредненными характеристиками. Карьерные и больше-грузные самосвалы серий FM10 и FM12 с колесной формулой 6х4 и 8х4 обладают грузоподъемностью до 28,7 т, скоростью 85 км/ч (с ограничителем), вместимостью кузова до 18 м3 и оснащаются двигателями мощностью до 309 кВт.

Сочлененный самосвал Volvo A35D

Серию тяжелых самосвалов и седельных тягачей с самосвальными прицепами Kerax выпускает французская компания Renault V.I. Грузоподъемность машин этого модельного ряда достигает 29,2 т при эксплуатационной массе до 11 т. Вместимость кузова до 23 м3. Машины оборудуют двигателями мощностью 255 – 288 кВт. Соотношение грузоподъемность/эксплуатационная масса примерно такое же, как и у их «собратьев» – машин DAF. Понятно, что при жесткой конкуренции все ведущие европейские автостроительные компании не желают отставать друг от друга, поэтому по многим показателям их машины имеют схожие характеристики.

Совсем недавно Renault выпустила еще две модели самосвала. Их поступление в Россию ожидается во второй половине 2003 г. Обе модели (33G и 33A) весьма похожи между собой. Разница заметна только в используемых кузовах и грузоподъемности машин. Если самосвал 33G способен перевозить 27,0 т, то 33А – 32,2 т. Несколько различается и собственная масса автомобилей: у 33G она составляет 13,1 т, а у 33А более чем на 2 т больше (15,9 т).

Карьерный самосвал Tamrock Toro Supra 0012R

Среди шахтных самосвалов компании Tamrock Loaders Inc. интересна модель Toro Supra 0012R. Это самый крупный самосвал для подземных работ. Хотя машина предназначена для передвижения в шахтах и тоннелях, тем не менее, ее можно использовать для работы в открытых карьерах и на строительных объектах.

Также примечательны модели EJC416D и Toro 40D. Машины имеют характерную для данного вида техники конструкцию: небольшие габариты, сочлененную раму и мощный двигатель Caterpillar или Deutz. Кузов – подъемный, что на шахтных самосвалах встречается нечасто. Время разгрузки кузова 13 – 14 с. В нашей стране, где горнодобывающая отрасль является одной из бюджетообразующих, можно уверенно предсказывать, что эти машины не останутся без внимания отечественного потребителя.

Выпускает и активно пытается продвигать на российский рынок шахтные самосвалы крупная немецкая компания Hermann Paus Maschinenfabrik GmbH. Наиболее мощные машины PKMT10.000, PSW F20 и PSW F10.000, грузоподъемность которых достигает 25 т. Это полноприводные самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой, предназначенные для работ в шахтах и тоннелях. Удобны они и в промышленном строительстве.

Самосвал Kerax компании Renault

Давно и хорошо знакомая нашему потребителю, проверенная в суровых условиях Сибири и русского Севера техника чешской компании Tatra a.s. по-прежнему пользуется у нас спросом. Северные стройки, карьеры и горные разработки своими успехами в немалой степени обязаны этим несложным, прочным, неприхотливым и мощным машинам. В борьбе за выживание для чешских машиностроителей российский рынок является большим подспорьем, ведь после изменений 1990-х годов, произошедших в политической и экономической жизни восточноевропейских стран, мощные западные конкуренты стали теснить чешских автомобилестроителей.

В техническом отношении самосвалы Tatra примечательны хребтовой рамой, коренным образом отличающей этот автомобиль от всех других современных машин. В первой половине ХХ века такая конструкция была распространена довольно широко, но в настоящее время она сохранилась и с успехом применяется только на чешских машинах. Благодаря чрезвычайно прочному и жесткому «хребту» самосвалы приобретают прекрасную проходимость при большой грузоподъемности.

Трехосный самосвал MAN F2000

В настоящее время в заводской производственной программе множество машин с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 гражданского и военного назначения. Новейшая серия самосвалов Jamal специально разработана для условий российского Севера. Jamal 360SK8/373 – это машина с односторонней разгрузкой грузоподъемностью 23,8 т, масса автомобиля 14,2 т, вместимость кузова 14 м3, колесная формула 6х6, мощность двигателя 270 кВт. Модель оснащена трансмиссией с 10 передачами переднего
хода и двумя – заднего. При помощи демультипликатора количество передач удваивается. Подвеска машины комбинированная – на пневмобаллонах и листовых рессорах. Скорость движения – до 80 км/ч.

По-прежнему выпускается и пользуется популярностью самосвал более ранней серии – Tatra 815-260S81. Его грузоподъемность 20,5 т, масса 15,5 т, вместимость кузова 13 м3, колесная формула 8х8, мощность двигателя 255 кВт, подвеска на листовых рессорах, трансмиссия обеспечивает 10 передач переднего хода и две – заднего. Скорость движения самосвала 85 км/ч.

Самосвал IVECO Cursor

В настоящее время Tatra стоит на пороге больших перемен, так как это предприятие купила американская группа компаний Terex. Какую политику поведет новый владелец – покажет ближайшее будущее.

Тяжелые самосвалы ведущей немецкой компании MAN Nutzfahrzeuge AG относятся к тому же типоразмеру. При массе самосвала 12,2 т, грузоподъемность машин серии F2000 достигает 27 т, мощность двигателя 338 кВт.

Примерно такие же по грузоподъемности, качеству и уровню технического совершенства большегрузные самосвалы выпускают и другие ведущие компании: Mercedes-Benz, DAF, Scania АВ, IVECO S.p.А., Hyundai и многие другие.

С. Протасов Основные Средства 09'2003 17 февраля 2005

Комментарии (0)