1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Коробки передач компании EATON
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные

«ГАЗПРОМ»: больше газа

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова

Как показывает статистика, Россия занимает 9-е место в мире (из 27 стран) по уровню перевода автомобильного транспорта на природный газ. По данным экспертов, в стране насчитывается 31 тыс. газифицированных коммерческих автомобилей и 207 газонаполнительных станций. Ежегодный прирост парка составляет более 15%.

Одним из активных участников процесса перевода транспорта на альтернативные виды топлива является «Газпром», который недавно провел очередную крупную выставку, посвященную «газификации» не только автомобилей, но и коммунальной и строительной техники. Участие в ней приняли несколько крупных разработчиков и изготовителей автомобильного газобаллонного оборудования (АГБО) для сжиженного (пропан-бутановые смеси) и сжатого газа (метан), его заправки и обслуживания.

Выставка получилась интересной и во многом неожиданной. На ней было представлено несколько десятков грузовых и легковых автомобилей, автобусов, коммунальных машин и тракторов, оснащенных АГБО. «Газпром» продемонстрировал оригинальные отечественные разработки на базе оборудования, выпускаемого в Пензе, Казани, Волгограде, Орске, Рязани и других городах. По существу, он заявил о готовности приступить к системной работе по газификации транспорта. Справедливости ради, надо отметить, что часть экспонатов уже перешла в разряд ветеранов, но все же основная масса образцов показана впервые.

Одной из важнейших проблем эксплуатации городского газифицированного транспорта является его заправка – в Москве, например, автомобильные газонаполнительные станции (АГНС) регулярно открывают, и столь же регулярно выселяют за пределы МКАД «по соображениям безопасности». Это приводит к тому, что автобусным паркам становится нерентабельно ежедневно гонять десятки автобусов на заправку. КБ «Союз» и ОАО «Автогаз» из Казани разработали мобильную станцию, способную доставить в крупное автохозяйство до 5 тыс. м3 сжиженного газа, «упакованного» в 48 емкостей под давлением 25 атм. Раздаточный пост позволяет одновременно заправлять три машины. Мобильная АГНС смонтирована на шасси нижнекамского полуприцепа и седельного тягача КамАЗ. Вторая ее версия – бортовой ЗИЛ-4331 с прицепом. Автопоезд рассчитан на доставку непосредственно к потребителю 1 000 кубов газа в баллонах из стали или композитных материалов. Появление таких мобильных станций позволяет значительно расширить возможности перевода на природный газ общественного и грузового транспорта, коммунальной и специальной техники, работающих в условиях города.

Были продемонстрированы и почти все типы легковых автомобилей отечественного производства, оснащенных двухтопливными системами питания. ВАЗ-1113 «Ока», переведенная на пропан, вполне может обслуживать административные округа, службы социальной поддержки, коммунальное хозяйство.

За последние годы отечественные конструкторы, технологи и производственники смогли разработать и наладить выпуск нового поколения баллонов, в том числе металлопластиковых, клапанов, редукторов, испарителей, отличающихся повышенной надежностью и экономичностью. Среди лидеров новой отрасли стоит назвать московскую компанию «САГА». За несколько лет работы на рынке автогазовых систем ее специалисты разработали системы автоматического перехода с одного вида топлива на другое, позволившие, в свою очередь, разработать комплексные решения для всех типов легковых и грузовых автомобилей, работающий на пропане. А комплекс «САГА-7» рассчитан уже на перевод автомобилей семейства ВАЗ-2110 на более экономичный метан. Срок окупаемости перевода на альтернативное топливо малотоннажного грузового автомобиля «Газель», как правило, не превышает одного года при месячном пробеге 5 – 6 тыс. км.

На выставке были показаны микроавтобусы семейства «Газель», оборудованные системами питания на метане. На нем же может работать и Ikarus-280, подготовленный специалистами «Мостранса» совместно с «Газпромом». Перевод на метан большого количества автомобилей, работающих в городских условиях, гораздо выгоднее работы на пропан-бутановой смеси, но этот процесс требует применения баллонов, рассчитанных на более высокое давление.

С появлением емкостей новых типов, способных обеспечить безопасную эксплуатацию газодизельных силовых агрегатов, стал возможным переход на новые виды топлива не только грузовых автомобилей, но и коммунальной и дорожно-строительной техники. Эти категории были представлены на выставке мусоровозом на шасси КамАЗа, подметально-уборочной машиной на базе ЗИЛ-433362, гидромеханическим трехзвенным подъемником ПМС-212 на шасси ГАЗ-3301 «Газель».

Кроме автомобилей была также представлена гамма сельскохозяйственных и промышленных тракторов с двухтопливными системами питания, позволяющими значительно расширить область их применения. Эти работы успешно проводятся в саратовском ООО «Югтрансгаз». И если разработки на базе тракторов Т-150К и К-701 уже хорошо известны, то минский трактор с размещенными на крыше кабины баллонами показал, как можно избежать габаритных ограничений. Они обусловлены необходимостью навески на эти машины специального оборудования, например, фронтального погрузчика, стогометателя, крана или экскаваторного комплекса.

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова Основные Средства 01'2003 26 января 2005

Комментарии (0)