Низкорослые КамАЗы из Торжка

Л. Кузнецов, фото автора

Сенсационная премьера семейства пожарных автомобилей из Торжка на шасси КамАЗ с опущенной кабиной, состоявшаяся в конце мая этого года на ВВЦ, как ни странно, осталась незамеченной российской автомобильной прессой. Создаётся впечатление, что, благодаря огромному количеству появившихся за последние годы мертворождённых российских концептов, факт появления нового и технически прогрессивного отечественного автомобиля воспринимается или как нечто из области ненаучной фантастики, или как очередной PRикол. Тем не менее, ЭТО действительно произошло. Впервые на российском рынке представлено отечественное шасси с низкой кабиной для монтажа специальных надстроек. И вот мы снова пошли на ВВЦ посмотреть его и поближе познакомиться, а с результатами хотим ознакомить вас.

История создания машины такова. Один из заказчиков 50-метровой автолестницы на шасси КамАЗ-53229 попросил заводских конструкторов уменьшить габаритную высоту машины – в стандартном исполнении такой монстр не проходил в ворота пожарного депо, построенного по нормам советских ГОСТов. Растущий вверх город требует пожарных лестниц с всё большей высотой подъема, как следствие увеличивается и высота всего автомобиля в транспортном положении. Решение проблемы новым не назовешь: по Европе уже давно ползают пожарные «Мерседесы», «МАНы», «Скании» (такие машины есть у большинства западных производителей грузовиков) с выдвинутой вперёд и опущенной вниз кабиной.

Преимущества подобной компоновки трудно переоценить при эксплуатации машины в условиях плотной исторической застройки и наличия разветвлённой воздушной электросети. Водитель машины с такой кабиной может, не опасаясь проезжать под низкими сводами средневековых арок (строители современных фешенебельных многоэтажек обожают прорубать такие же арки в каменных заборах вокруг своих небоскрёбов), под контактными проводами троллейбуса и трамвая, под любыми мостами – в нашем случае высота автолестницы всего 2 700 мм.

Интерьер кабины не изменился

Понижается центр тяжести машины, следовательно, можно развить более высокую скорость без риска перевернуться, прибыть к месту пожара на минуту-другую раньше. Для пожарного автомобиля это качество трудно переоценить. А если отвлечься от «огненной» темы и посмотреть на проблему глазами, скажем, коммунальщиков, то такое шасси незаменимо для установки мусоровоза с передней загрузкой. А ещё глаза есть у строителей, дорожников, наземных служб аэропортов...

Желание заказчика – закон для производителя (если он заинтересован в деньгах заказчика). Лонжероны рамы в передней части удлинили, внесли изменения в гидроусилитель руля и привод коробки, само рулевое управление оснастили дополнительным карданным валом и сдвинутая вперёд кабина плавно сползла вниз, уменьшив габаритную высоту шасси почти на метр. При этом двигатель благополучно очутился позади кабины, существенно снизив в ней уровень шума. Доступ к двигателю осуществляется через две большие боковые дверцы на капоте оригинальной конструкции.

Изменились приводы рулевого механизма к коробки передач

Как и на «нормальном» КамАЗе, кабину можно без труда откинуть – запорный рычаг находится сразу за её задней стенкой, над передним крылом. Даже на бампере предусмотрены резиновые подушки, позволяющие исключить риск поцарапать краску при откидывании кабины. Мелочь, а приятно. Конструкция в целом получилась практичной и надёжной, позволяющая оснащать «низкой» кабиной любое камское шасси. Кстати, на автоцистерне использовано шасси 53215, и кабина двойная – тоже торжокская работа.

Готовую машину отвезли в Набережные Челны, потому как внесение в конструкцию изменений такого рода требует технической экспертизы и разрешения на эксплуатацию от завода-изготовителя. «КАМАЗ» автомобиль испытал и свое одобрение дал. По безопасности и надёжности шасси полностью соответствует стандартам этого предприятия. Однако на предложение торжокцев освоить выпуск таких машин на производственных мощностях самого «КАМАЗа» завод ответил отказом: «Вот если бы вы смогли гарантированно покупать у нас восемь-десять таких шасси в месяц, тогда...». А Торжку таких шасси нужно максимум одно в месяц, а то и в два. Пока...

P.S. Стоимость автолестницы с низкой кабиной равна стоимости такой же лестницы с кабиной, расположенной нормально.

Л. Кузнецов, фото автора Основные Средства 11'2002 26 января 2005

Комментарии (0)