Эвакуатор трамваев

Полковник В. Одарущенко, подполковник в отставке А. Протасов, подполковники В. Протасов и Ю. Добарин

Несколько лет назад никто и не подозревал, что трамваи могут ломаться, да еще и прямо на путях. Однако по мере роста транспортного потока в столице рельсовые пассажирские машины стали все чаще попадать в ДТП, да и старение парка отнюдь не способствует безотказности. А уж что такое «умерший» на путях трамвай – это московские водители и пассажиры (и не только трамваев!) успели очень хорошо прочувствовать. И для ликвидации возникшей пробки, прежде всего, необходим нерельсовый эвакуатор. По заказу столичной мэрии его изготовили военные.

Автомобиль относится к машинам двойного применения, предназначенным в мирное время буксировать вышедшие из строя трамваи, находящиеся на маршрутах, к месту ремонта в парк, а в особый период они могут использоваться в качестве военных колесных эвакуационных транспортеров.

В конструкции машины имеются особенности, относящиеся как к ее базовому шасси, так и к ее эвакуационному оборудованию.

В качестве базового шасси использован трехосный неполноприводный (6х4) грузовой автомобиль КрАЗ-65101. Его грузоподъемность (16 575 кг) допускает перевозку вышедших из строя трамваев, а погрузочная длина рамы (6 507 мм) позволяет установить необходимое оборудование. Шасси подверглось незначительной доработке. Так, кабину водителя в задней части удлинили на 1 000 мм, благодаря чему в ней может разместиться ремонтная бригада из шести человек.

В остальном шасси осталось без изменений. Кабина капотного типа, двухдверная, цельнометаллическая обеспечивает достаточный обзор дороги и местности перед машиной. В передней части рамы, под капотом установлен 8-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-2З8М2 (жидкостное охлаждение, номинальная мощность 176 кВт/240 л.с. при 2 100 мин-I), позволяющий эвакуатору двигаться с неплохой для него максимальной скоростью 80 км/ч.

Механическая трансмиссия – двухдисковое сцепление сухого трения с гидропневматическим приводом, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами, двухступенчатая раздаточная коробка и двухступенчатые главные передачи обеспечивают необходимые режимы движения.

Шасси оборудовано четырьмя независимо действующими тормозными системами: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. Колеса снабжены пневматическими шинами 12.00-20’ с дорожным рисунком протектора.

Машина имеет хорошую для ее типа проходимость. Она может преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30%, ров (канаву) шириной до 0,75 м, эскарп с высотой стенки 0,35 м и брод с твердым грунтом глубиной 0,85 м. Дорожный просвет составляет 270 мм. Запас хода по топливу по шоссе (по контрольному расходу при скорости движения 60 км/ч) довольно большой – 915 км. Все эти, казалось бы, чисто армейские возможности порою очень полезны и в «каменных джунглях» мегаполиса.

Транспортировка с городских улиц в парк аварийного трамвая предполагает выполнение следующих работ: приведение его в транспортабельное состояние, соединение с буксирными устройствами эвакуатора и буксировка в парк. Во время приведения поврежденного трамвая в транспортабельное состояние может потребоваться: отсоединение его от столкнувшегося с ним безрельсового или рельсового транспортного средства, постановка колесных пар сошедшего с рельсов трамвая на рельсы, снятие поврежденного пантографа с крыши трамвая и т.д. Соединение (сцепка) буксирных устройств эвакуатора с поврежденным трамваем проводится в зависимости от характера повреждения, а его перевозка – полупогрузкой с помощью жестких буксиров на подкатной тележке или на буксирном устройстве.

Подкатная тележка предназначена для установки на ней передней (задней) части трамвая и позволяет буксировать в парк машину с обездвиженными колесными парами. Для проведения этих работ эвакуатор оснащен специальным оборудованием, приспособлениями и инструментом. Подъем части сошедшего с рельсов трамвая с последующим его поворотом в горизонтальной плоскости для установки обратно на рельсы проводят с помощью стрелы. Доступ ремонтников на крышу трамвая для снятия поврежденного пантографа обеспечивает подвижная платформа. Выдвижение буксирного устройства из транспортного положения в рабочее производится механизмом параллелограммного типа. Для большей устойчивости машины подвески блокируют специальным механизмом.

Действие основного эвакуационного оборудования обеспечивается восемью гидроцилиндрами. Насос работает от коробки отбора мощности в трансмиссии при работающем двигателе базового шасси.

В заключение – некоторые технические подробности эвакуационного оборудования машины. Так, вертикальная расчетная нагрузка на стрелу подъемного устройства составляет 78,4 кН (8,0 тс), ход подъема ее захвата – 1,2 м, горизонтальный ход захвата – 1,25м, угол складывания между эвакуатором и перевозимым трамваем в горизонтальной плоскости +45°. Эти показатели обеспечивают перевозку полупогрузкой трамваев с довольно большой массой – до 20 т, со скоростью до 20 км/ч. Время перевода эвакуационного оборудования и принадлежностей машины из транспортного положения в рабочее (и обратно) сравнительно невелико и не превышает 3 – 5 мин.

Заводские испытания показали, что машина (ведущий конструктор В. Протасов) получилась удачной. Эвакуатор отличается простотой, надежностью в работе и неприхотливостью в эксплуатации.

Если Вас заинтересовала наша информация о тягаче-эвакуаторе, обращайтесь в редакцию.

Тел.: (095) 964-0555, 964-0556, 964-1575.

Полковник В. Одарущенко, подполковник в отставке А. Протасов, подполковники В. Протасов и Ю. Добарин Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)