Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
 1
Топ-модель
Тест телескопа JCB 540-170
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)

Unimog – рождение легенды

В. мамедов

UNIMOG – гибрид автомобиля и трактора, уникальная концепция необычной машины, доказывающая свою жизнеспособность вот уже 50 лет, прошедших с начала выпуска. О том, как и при каких обстоятельствах смог появиться этот автомобиль, и как развивалась его конструкция, мы расскажем в трех последовательных статьях.

Представьте себе разрушенную после войны Германию. Восстановление ее хозяйства началось в первую очередь с сельскохозяйственного производства, чтобы решить проблему доставки продовольствия в промышленные районы страны. Катастрофически не хватает любой техники, и небольшие семейные предприятия занимаются ремонтом и восстановлением сельскохозяйственных тракторов и орудий, используя подручные средства. Всеобщий дефицит рождает мысль о необходимости универсального агрегата, заменяющего несколько других. Появляются гибридные самодельные конструкции, порой вызывающие насмешку у профессиональных военных инженеров, оставшихся после разгрома промышленности без работы.

Альберт Фридрих, бывший начальник конструкторского отдела авиационных двигателей компании Daimler-Benz, садится за кульман, чтобы попробовать разработать свой вариант подобной машины и заинтересовать проектом тех, кому перепадают доллары, поступающие из США по плану Маршалла. Он никогда не разрабатывал ни тракторы, ни автомобили, но это обстоятельство как раз «на руку»: свежая мысль рождает оригинальное детище UNIMOG (окроним слов Universal Motor Great – «Универсальный моторный агрегат») и строит первый образец машины в мастерской на территории ювелирной фабрики.

UNIMOG с удлиненной цельнометаллической кабиной. 1957 г.

Первой компанией, заинтересовавшейся реализацией проекта, стала фирма Gebr Boehringer («Братья Берингер»), которая до войны имела неплохой станкостроительный завод в Геппингине. Она решила опробовать машину «на людях», изготовив под руководством А. Фридриха специальный выставочный образец и устроив ему презентацию на Франкфуртской сельскохозяйственной выставке 1948 г. Успех новинки превзошел все ожидания. Несмотря на солидную цену, запрошенную за машину, заказов было предостаточно. До конца года реализовали 600 машин, но рост производства сдерживался возможностями завода, и множество заказов остались невыполненными.

Вскоре внимательно наблюдавшие за деятельностью своего бывшего сотрудника руководители концерна Daimler-Benz сделали А. Фридриху предложение: продать все права на UNIMOG, да и самому перейти на работу в Daimler-Benz в качестве главного конструктора завода, который предполагалось построить специально для выпуска его творения. А. Фридрих согласился, и в мае 1951 г. заработал новейший автозавод в Гаггенау, уже к концу года сумевший изготовить 1 000 машин, а годом позже – 3 800. Немецкие фермеры получили уникального помощника для развития своего бизнеса. Вскоре на UNIMOG обратили внимание специалисты и других отраслей промышленности.

Широкое применение получил UNIMOG в сельском хозяйстве

Познакомимся с конструкцией машины подробнее. Как известно, традиционный трактор с передними маленькими и большими задними колесами из-за неподрессоренного заднего моста и наличия тормозов только на задних колесах не может двигаться по автомобильным дорогам со скоростью более 30 км/ч. Другой недостаток трактора – малая несущая способность передней оси, из-за которой все навесное оборудование на него необходимо закреплять на заднюю часть рамы. UNIMOG кардинально отличался от трактора уже тем, что, имея два моста с солидными колесами одинакового размера, он мог значительно быстрее двигаться по асфальту, а навесное оборудование к нему можно было крепить спереди, сзади и даже сбоку. Немаловажно, что в двухместной кабине со сносными удобствами можно было совершать деловые поездки, как в обычном автомобиле.

А. Фридрих поставил UNIMOG на четыре одинаковых колеса, обеспечив равные нагрузки на оси. Оба моста ведущие, но передний включался при необходимости. Кабина для получения максимальной длины грузовой платформы была предельно надвинута на двигатель, капот оказался небольшим сильно наклоненным вперед, что придавало машине оригинальный вид. Пружинная подвеска жестких балок мостов обеспечивала комфортабельную езду в автомобиле-тракторе со скоростью 60 км/ч. Низкий центр тяжести позволял обрабатывать сельскохозяйственные угодья на склонах, и это быстро оценили фермеры горных районов Германии и Австрии. Величина колеи и размер шин определялись шириной междурядий, принятой в сельском хозяйстве. Отличный обзор вперед и назад позволял точно двигаться с громоздкими сельхозагрегатами.

UNIMOG U25 с закрытой кабиной первого образца

Огромный клиренс достигался за счет колесных редукторов и конструкции блока «коробка передач – раздатка» с плоским днищем, располагавшегося вровень с нижними полками лонжеронов рамы. Практически полное отсутствие свесов и соответственно большие углы въезда/съезда обеспечивали машине отменную проходимость. Впрочем, большую роль играла также уникальная система подвесок, позволявшая мостам иметь большой взаимный перекос. Каждый из двух совершенно одинаковых мостов имел только один шарнир на карданном валу, вращающемся внутри жестко прикрепленной к балке моста трубе. Это облегчало машине преодоление тяжелых участков, например, движение по лесу, поскольку карданные валы не наматывали на себя ветки или траву, их не могли повредить камни и пни. Оба ведущих моста снабжались блокируемыми дифференциалами.

Первая модель завода в Гаггенау, получившая индекс UNIMOG U25 из-за установленного на ней 25-сильного дизеля Mercedes-Benz, имела основную шестиступенчатую коробку передач с двумя передачами заднего хода, дополненную двухскоростным редуктором. В итоге 12-ступенчатая трансмиссия обеспечивала машине уверенное движение в диапазоне скоростей от 30 м/ч до 60 км/ч. Такого универсального агрегата для фермеров в мире еще никто не создавал и не выпускал.

UNIMOG U411

UNIMOG совершил переворот в сельском хозяйстве Германии. Он играл роль трактора, комбайна (со спецоборудованием), грузовика грузоподъемностью 10 т, тягача для буксировки прицепов. Вскоре около сотни фирм начали выпуск навесных приспособлений к машине, существенно расширявших ее возможности. Завод тоже не сидел сложа руки, постоянно предлагая новые версии базовой модели, расширяя модельную гамму и совершенствуя конструкцию машины.

С сентября 1953 г. UNIMOG начал выпускаться не только с открытой брезентовой, но и с цельнометаллической кабиной. В мае 1955 г. появилась военная версия машины, обозначаемая как UNIMOG S с двигателем Mercedes-Benz мощностью 82 л.с. Модель продержалась в производстве до 1980 г. За первые 10 лет 36 000 единиц UNIMOG S получил Бундесвер, 1 100 этих машин были проданы французской армии, большое количество автомобилей до сих пор эксплуатируется в пожарных службах и лесничествах Германии.

Первый «большой» UNIMOG U406 1963 г. имел дизель мощностью 84 л. с.

В сентябре 1956 г. мощность дизеля базовой версии повышается до 30 л.с., в 1959 г. – до 32, а в 1966 г. – до 34 л.с. До 1974 г. модель U34, сменившая U25, остается основой всего модельного ряда. В сентябре 1957 г. машины получают новую, более просторную закрытую кабину, тогда же в коробке передач появились синхронизаторы. С 1963 г. завод начинает производство первой «большой» модели U406 с дизелем в 65 л.с. Мощность мотора этой модели в последующие годы постоянно растет и достигает 84 л.с. В том же, 1963 г., начинается широкое применение UNIMOG в строительстве. В 1965 г. по требованию коммунальных служб создается модель U416, оснащаемая дизелем мощностью сначала 80 л.с., а затем 90, 100 и 110 л.с. Колесная база U416 увеличена до 2 900 мм. U416 заменяет UNIMOG S в войсках Бундесвера.

Март 1966 г. ознаменован выпуском модернизированных автомобилей моделей U421 (40 л.с.), U403 (54 л.с.) с кабинами увеличенной длины. Кабины отныне для доступа к силовому агрегату откидываются вперед. В марте же 1966 г. отмечается выпуск 100-тысячного UNIMOG. Доля экспорта завода в Гаггенау достигает 70%. Кроме фермеров, лесников, военных, коммунальщиков, геологов и пожарных UNIMOG оценили железнодорожники. Они поставили его на рельсы и начали использовать в качестве маневрового локомотива. Выяснилось, что UNIMOG может все. Но на этом его история и развитие не заканчиваются.


В. мамедов Основные Средства 07'2002 11 января 2005

Комментарии (0)