Идущие в огонь и в воду

Л. Никифоров, фото компании Saurus

Название компании Sammutin Oy из небольшой деревушки Saynatsalo даже в самой Финляндии знают далеко не все. Зато марка Saurus известна в десятках стран мира. Именно под этой маркой 32 человека(!), включая руководство фирмы и проектно-конструкторскую группу, работающих в компании, ежегодно выпускают до 60 автомобилей самой мирной и одновременно опасной профессии – аварийно-спасательных.

Скорая «водолазная» помощь

В наше неспокойное время беда может прийти с любой стороны, и службы спасения должны оснащаться по последнему слову техники. Взять, к примеру, не имеющий аналогов автомобиль для оказания срочной водолазной помощи. Базой для него послужил MB Atego 917 (4x4), на шасси которого установлен комфортабельный утепленный кузов из нержавеющей стали, предназначенный для подготовки к экстренному погружению 4 – 6 водолазов. При необходимости герметичный кузов может служить камерой для декомпрессии. В штатное оборудование входит автономный генератор мощностью до 40 кВт, компрессор для зарядки дыхательных баллонов, укрепленная на крыше надувная спасательная лодка, кран-балка для спуска лодки на воду непосредственно с автомобиля, выносное освещение и многое другое.

Совсем иное назначение у спасательного комплекса, смонтированного на шасси MAN 14.2284 LA LF (4x4), построенного для Латвии. С его помощью проводится экстренная эвакуация пострадавших с верхних этажей жилых и промышленных зданий. В специальный ящик с прочными боковыми стенками, подвешенный к трехзвенному гидравлическому подъемнику, можно поместить до трех раненых в лежачем положении. Два двухкиловаттных осветителя, установленных на телескопической мачте десятиметровой высоты, обеспечивают комфортные условия работы спасателей.

Actros для борьбы с техногенными катастрофами

Среди новинок спасательного дела – автоматическая лебедка, расположенная в центральной части рамы между лонжеронами. На переднем бампере закреплен блок натяжения троса. По специальному заказу такой автомобиль можно оборудовать компрессором для подачи в рабочую зону свежего воздуха, в том числе подогретого.

Еще один образец мощного спасательного комплекса – автомобиль для ликвидации техногенных катастроф на нефтеперерабатывающих предприятиях. Он смонтирован на шасси MB Actros 1831 АК (4х4). Каркас кузова выполнен из нержавеющей стали по усиленной схеме. В нем установлен автономный генератор, компрессор, закреплен комплект гидравлических инструментов для резки и разделки стальных конструкций, дополнительные осветители, дыхательные приборы и многое другое. Полная масса автомобиля 18 т. Предусмотрено, кажется, все. Мощный гидравлический кран-манипулятор и автоматическую лебедку можно использовать при ликвидации завалов. Крыша кузова представляет собой рабочую площадку на уровне второго этажа. Для доступа на нее за кабиной установлена защищенная лестница.

«Начинка» скорой «водолазной» помощи

Даже небольшим машинам, таким как MB Sprinter, находится применение в условиях чрезвычайных ситуаций. Например, в качестве мобильного осветителя большой мощности. В этом случае в нем монтируются два телескопических подъемника высотой до 10 м. На каждый из них установлено по четыре прожектора мощностью по 1,5 кВт. Управление подъемом, поворотом и углом наклона прожекторов осуществляется с места водителя-оператора. На длиннобазном шасси того же Sprinter выпускается автомобиль химической разведки при работе в зоне химических поражений.

Учитывая географическое положение и особенности климата Финляндии, Sammutin Oy уделяет большое внимание автомобилям быстрого реагирования RIV (Rapid Intervention Vechile) для береговых спасательных служб. Так, на длиннобазном шасси пикапа Ford F-150 (4х4) выпускается необычный комплекс для спасения рыбаков. Самое интересное в его комплектации – это своеобразные пластиковые сани-волокуши, закрепленные на крыше. Они предназначены для перемещения по тонкому льду к полынье или промоине. Эвакуируют пострадавших с помощью лебедки, установленной на переднем бампере. В большой утепленной кабине, рассчитанной на четырех членов экипажа, можно оказывать экстренную медицинскую помощь, работать с водолазным оборудованием. При необходимости автомобиль может въезжать в воду, так как каркасу кузова, изготовленному из нержавеющей стали, коррозия не грозит. Спасатели же могут работать стоя на высоких подножках или на крыше автомобиля.

В категорию RIV входят также и автомобили для обслуживания аэропортов. Компактные и динамичные, с двигателями мощностью до 360 л.с., они предназначены для оказания экстренной помощи при наземных авариях авиалайнеров, в том числе для сопровождения самолета по взлетной полосе при аварийной посадке. Установленное в этих машинах оборудование позволяет в считанные минуты разворачивать аварийные трапы, обеспечивать подачу свежего воздуха в салон поврежденного самолета, разрезать его корпус, тушить локальные очаги возгорания. Усиленные бамперы помогают автомобилям пробиваться через завалы и разбросанные обломки самолетов.

За почти полвека компания Sammutin Oy изготовила более 2 тыс. машин специального назначения, среди которых практически нет двух одинаковых, как нет и не может быть двух одинаковых чрезвычайных ситуаций.