Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны

Канадские гиганты

А. Краснов, рисунки автора

На земном шаре не мало мест, где привычная (даже полноприводная) техника ни только не сможет полноценно работать, а просто не сдвинется с места. Это и тундра Крайнего Севера, и болота, и пески. А ведь человек подчиняет себе все более и более недоступные территории, где добывается нефть, газ или другие полезные ископаемые. Да и прокладка трубопроводов, железнодорожных путей, линий электропередач чаще проводится в условиях бездорожья. Именно для них и создана специальная техника, выпускаемая канадской фирмой «Канадиан Формост» (Сanadian Foremost), расположенной в Калгари (провинция Альберта).

Все началось в начале 50-х годов с разработок известного канадского инженера Брюса Нодуэлла (Bruce Nodwell), работавшего над тяжелой техникой для экстремальных условий эксплуатации и даже открывшего небольшую фирму, где выпускалась, в основном, тяжелая гусеничная техника.

В 1965 г. фирму возглавил сын Нодуэлла, она была переименована, и с тех пор вся техника имеет основное название «Формост». В общей сложности в Калгари сосредоточились несколько фирм, занятых производством гусеничной и колесной техники с небывалыми возможностями по проходимости и грузоподъемности (конечно, в трудных условиях). Например, вся техника «Формост» работает при температуре от –70 до +55°С. Естественно, она имеет несколько мощных климатических установок.

На сегодняшний день всю продукцию компании можно разделить на две основные группы: колесную и гусеничную. На основном заводе (в Калгари) выпускаются гусеничные машины. Их три группы: «Нодуэлл» (Nodwell), «Чифтэн» (Chieftain) и «Хаски» (Husky). Первые имеют по две широкие резинометаллические гусеницы, двигатели «Детройт Дизель», развивают скорость от 8 до 16 миль в час при грузоподъемности от 5 до 16 т. Благодаря невысокому удельному давлению на грунт, эту серию с успехом применяют на мягких грунтах, песке или в болотистой местности.

Две другие группы имеют уже по четыре гусеницы и шарнирное сочленение. Эти машины предназначены для более тяжелых условий. Имея такие же резинометаллические гусеницы, они могут развивать скорость от 9 до 20 миль в час и в состоянии перевозить от 15 до 40 т груза. При необходимости на вторую платформу устанавливают канавокопатели, экскаваторы и другое оборудование, которые к месту работы могут доставить только эти гиганты.

«Колесная» группа «Формост» на сегодняшний день представлена тремя базовыми моделями: «Дельта-3» (Delta Three), «Коммандер» (Commander), «Магнум» (Magnum), и стоящим особняком трехосным суперавтобусом «Терра Бас» (Terra Bus). Общим для всех этих машин является наличие шарнирно-сочлененной рамы и широкопрофильные шины сверхнизкого давления (иногда шириной более метра!), обеспечивающие очень низкое удельное давление на грунт и позволяющие таким гигантам не губить даже тундру. У большинства автомобилей – шины «Гудйир» размером 66х43х25.

«Дельта-3» является как бы продолжением в развитии предыдущей двухосной модели «Дельта-2», разработанной еще старшим Нодуэллом. Полноприводный автомобиль способен перевозить до 15 т со скоростью до 23,7 миль в час. На его платформе может устанавливаться любое оборудование – от цистерны до жилого отсека для полярников. Автомобиль длиной 11 м имеет два 500-литровых топливных бака и четырехместную кабину. На Аляске и в Виннипеге с такими машинами проводились скоростные эксперименты, лучшим результатом которых стало достижение 80 км/ч за 45 с. Конечно, высокая динамика для подобной техники далеко не главное, но в заполярных условиях именно она иногда становится определяющим покупку фактором.

Следующим в нашей галерее является «Коммандер» – тяжелый грузовик, способный перевозить уже вдвое больше (30 т) со скоростью 21,9 миль в час. Этот титан с колесной формулой 6х6, как правило, транспортирует только большие грузы, для чего имеет за кабиной водителя специальную лебедку, а сзади опускающиеся рольганги, т.е. он может обходиться без внешнего погрузо-разгрузочного оборудования. «Коммандер» имеет также два топливных бака, но уже по 687 л каждый. Кабина предназначена для трех человек.

Современная версия автобуса на испытаниях

«Магнум» с колесной формулой 8х8 был создан для длинномерных грузов. В зависимости от приспособлений на платформах он способен перевозить уже готовые железнодорожные полотна, трубы для нефте- и газопроводов и другие длинномеры. Грузоподъемность «Магнума» – 66 т, а перемещается он со скоростью до 25 миль в час. Длина этого монстра 16 м, в кабине с комфортом размещаются двое (на Севере ездить по одиночке очень опасно).

И, наконец, «Терра Бас». Впервые появившись в 1977 г., этот необычный автобус приглянулся вахтовым бригадам; оснащенный специальным оборудованием – различным службам; а в особом исполнении – даже туристам, которых интересует экстремальное времяпрепровождение. Полноприводный автобус 1977 г. длиной 13 м имел 56 мест для сидения и развивал скорость до 25 миль в час. На фотографии показана последняя версия автобуса, проходящего сегодня испытания в Антарктиде. Характеристики практически не изменились, лишь климатическая установка стала мощнее, появились стеклопакеты, а длина выросла до 15 м при ширине 3,61 м. Полезная нагрузка нового автобуса 24 950 кг.

«Терра Бас», 1977 г.

Вся техника «Формост» оснащается дизелями от «Камминз», либо «Детройт Дизель», конечно, соответствующей для каждой машины мощности. Что касается технологии изготовления самих машин, то для уменьшения стоимости каждой широко используется гибка и сварка по фланцу при минимальном количестве штампованных деталей. Все стекла выполнены плоскими, в большинстве случаев применяются стеклопакеты.

Ежегодно фирмой выпускается от 150 до 200 машин, 80% продукции идет на экспорт. По некоторым данным почти 300 ее машин трудятся в России.

А. Краснов, рисунки автора Основные Средства 01'2002 27 декабря 2004

Комментарии (0)