Установка для производства битумных эмульсий

А. Лабунский

Беды российских дорог уже давно вошли в поговорку. Большие расстояния, жесткие климатические условия, короткий дорожно-строительный сезон, хроническая нехватка средств... Все это как не способствовало, так и не способствует формированию дорожной сети с высокими эксплуатационными качествами.

Между тем возможности коренным образом изменить ситуацию есть. К примеру, ремонт автомобильных дорог с применением битумных эмульсий позволяет значительно продлить срок службы покрытий. Чего греха таить: сегодня «ямочный» ремонт представляет собой одну сплошную головную боль.

В мировой практике вот уже несколько десятилетий используют битумные эмульсии. Накопленный за это время опыт наглядно свидетельствует о том, что в целом ряде дорожно-строительных работ они оказываются гораздо эффективнее битума, причем их применение позволяет использовать прогрессивные «холодные технологии».

Не так давно битумные эмульсии начали применять вновь и в нашей стране. Подчеркнем «вновь», поскольку впервые «холодная технология» с их использованием была предложена еще в тридцатые годы отечественными учеными. Но тогда новинка не прижилась.

Сегодня оборудование для производства битумной эмульсии можно закупать за рубежом. Разумеется, за солидные деньги.

В Центральном научно-конструкторском бюро (ЦНКБ, Москва) на основе конверсионных технологий разработана первая в нашей стране промышленная установка для приготовления битумной эмульсии катионного типа с заданными свойствами. Низкая вязкость и повышенная адгезия со щебнем позволяет использовать эмульсию для проведения дорожных работ и в сырую, и в холодную погоду. К тому же храниться она может довольно долго.

По некоторым показателям установка превосходит импортные аналоги. Например, только за один час она может вырабатывать около 15 тонн высококачественной эмульсии. При этом она достаточно компактна и экономична. Обслуживается установка одним оператором, занимает тридцать квадратных метров, а потребляет всего-навсего 62 кВт в час. Так что использование новинки позволит значительно снизить энергозатраты на проведение дорожно-строительных и ремонтных работ.

Разработчикам удалось уместить свое детище в универсальном контейнере, разделенном перегородками на три отделения: производственное, пультовое и лабораторное.

В производственном – размещаются два смесителя и насос для подачи водного раствора эмульгатора, а также коллоидная мельница для приготовления самой битумной эмульсии. Пультовое отделение предназначено для дистанционного управления процессом производства. Здесь же расположен силовой шкаф и приборная панель. Лабораторное отделение служит для проведения оперативного контроля качества получаемой эмульсии.

Емкости для хранения компонентов, а также подающие и дозирующие насосы размещаются снаружи контейнера.

Сам процесс приготовления битумной катионной эмульсии состоит из нескольких этапов. Сначала готовят водный раствор эмульгатора. Для этого в два смесителя в заданных пропорциях подают горячую воду, соляную кислоту и собственно эмульгатор. Затем готовый раствор эмульгатора попеременно то из одного, то из другого смесителя (для обеспечения непрерывности процесса) подается в коллоидную мельницу, где перемешивается с капельками жидкого битума. Приготовленная таким образом битумная эмульсия поступает в хранилище.

Управление установкой автоматизировано. В течение процесса приборы контролируют и поддерживают температуру поступающих компонентов и готовой эмульсии, расход и подачу битума и водного раствора эмульгатора в коллоидную мельницу, контролируют уровни исходных компонентов в хранилищах и смесителях. По заданной программе включаются и отключаются насосы, переключаются краны на трубопроводах.

В настоящее время установка прошла цикл стендовых приборных испытаний и готовится к рабочим испытаниям и Государственной сертификации.