«Уральская» спецтехника

Е. Соболева

Полноприводные автомобили «Урал» создавались для Вооруженных Сил. Ради удобства боевого применения они получили целый ряд специальных свойств. Среди них уникальная проходимость, приспособленность к безгаражному хранению, высокую живучесть машины обеспечило широкое применение в трансмиссии специальных высокопрочных сталей. Такой подход давал «Уралам» высокую долговечность при обычной эксплуатации. Правда, в гражданских отраслях эти автомобили встречались довольно редко и, чаще всего, несли на себе специальное оборудование или надстройки.

«Уралы», совершенствуясь в соответствии с требованиями времени, сохраняют свои лучшие качества. Сегодня они комплектуются дизелями, снабженными для облегчения запуска электрофакельным устройством, предпусковым подогревателем. Двухступенчатая раздаточная коробка не только практически удваивает диапазон передаточных чисел коробки передач, но и обеспечивает автомобилю постоянный полный привод. Предусмотрен и разумно организован отбор мощности (на механический привод или в гидросистему). Ведущие мосты снабжены двойной главной передачей с передаточными числами 7,32 и 8,05. Дисковые колеса оснащаются шинами (ОИ-25, ИД-П284) с развитыми грунтозацепами. Система централизованного регулирования давления воздуха в шинах позволяет заметно повышать проходимость на слабых и переувлажненных грунтах, на снегу и песке. Большой дорожный просвет (400 мм) позволяет преодолевать такие препятствия, как пни, камни, канавы.

Давно закончилась «холодная война». Российской армии уже не требуется такого огромного количества автотехники как прежде, но замечательные качества уральских грузовиков оказались нужны не только военным – они нашли многочисленных ценителей в гражданских отраслях: среди нефте- и газопромысловиков, геологов, лесозаготовителей. Правда, им требуется намного более широкий модельный ряд. А потому завод начал диверсификацию своей продукции.

Сортиментовоз с гидроманипулятором

Опытно-промышленная партия длиннобазного шасси «Урал 4320-1912-30» грузоподъемностью 12 тонн была выпущена в 1993 году. А их серийное изготовление началось годом позже. До этого времени основным производителем шасси для тяжелых агрегатов, используемых в технологических процессах нефтегазодобычи (средний и капитальный ремонт скважин, увеличение отдачи пластов, отсыпка кустовых оснований, транспортировка нефти и нефтепродуктов), оставался Кременчугский автозавод. УралАЗ, учитывая экономическую (рынок) и политическую (Украина – другая страна) ситуации, стал активно осваивать нишу тяжелых грузовых машин, предлагая при этом только полноприводный вариант автомобиля.

На «Урал-4320-1912-30» кроме увеличения на 1 030 мм базы, были усилены многие конструктивные элементы – в частности, средний и задний мосты, рама, получившая дополнительные внутренние усилители и поперечины, передний мост, передняя и задняя подвески, а также тормозная система. Машина получила рулевое управление МАЗ-5336 (64229) и шины 1 200 х 500-508 модели ИД-П284, с увеличенной до 16 нормой слойности. Автомобиль комплектуется дизелем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Отбор мощности возможен как от раздаточной коробки (до 100%), так и от коробки передач (35 л.с.).

Топливозаправщик АТЗ-10

Это шасси предполагалось использовать для установки широкого спектра навесного оборудования, в первую очередь для ресурсодобывающих отраслей. Оно конструктивно приспособлено для монтажа цементировочных и кислотных агрегатов, агрегатов для среднего и капитального ремонта скважин, паровых промысловых установок, автоцистерн для перевозок нефтепродуктов, а также агрегатов: сбора проливов нефти, транспортировки электрооборудования, локального гидроразрыва пластов, цементосмесительных и насосных, геофизических лабораторий, мощных компрессорных установок и прочих устройств, используемых в нефтегазодобыче.

Для других отраслей экономики на базе этого шасси изготавливаются: автогидроподъемники АГП-28, экскаваторы-планировщики, бетононасосы, бетоносмесители, топливовозы, автокраны грузоподъемностью 20 – 25 тонн, универсальные ремонтные мастерские «Уран-1С», вахтовые автобусы, пожарные машины, автоводовозы с объемом термостатированной цистерны 10 м3. Для лесозаготовительных предприятий был изготовлен сортиментовоз, оборудованный гидроманипулятором. Также выпускается металловоз с кузовом большого объема и гидроманипулятором. Ежегодный выпуск «Урал-4320-1912-30» достигает 30 % от общего производства шасси.

Агрегат АР-32/40 для среднего ремонта скважин

Выход на рынок автомобилей «Урал» грузоподъемностью 12 тонн привел к дальнейшему расширению гаммы спецтехники. На его базе появился самосвал с задней разгрузкой грузоподъемностью 10 тонн. Этот автомобиль высокой проходимости (колесная формула 6 х 6, двигатель ЯМЗ-238М) применяется для отсыпки дорог, кустовых оснований в нефтегазодобыче, при строительстве сооружений в условиях слаборазвитой дорожной сети. На базе самосвала изготавливается комплексная дорожная машина «Тройка-2000», комплектуемая передним и боковым отвалами, пескоразбрасывателем, гидравлическим манипулятором, средним ножом. Летом в кузов устанавливается цистерна для воды.

Модельный ряд автомобильных шасси «Урал» оказался чрезвычайно удобен для изготовителей навесного оборудования. УралАЗ в кратчайшие сроки разработал несколько десятков модификаций машин, отличающихся длиной базы, силовым агрегатом, длиной площадки под монтаж, расположением запасного колеса и топливных баков, способом отбора мощности. Маркетинговая служба завода обеспечила их широкое проникновение на рынок. Были организованы показы шасси в различных регионах, ознакомление с техническими характеристиками практически всех заводов-изготовителей навесного оборудования, предложены льготные условия для создания опытных образцов.

Машина для ремонта дорог

В настоящее время география производителей спецтехники на шасси «Урал» весьма обширна. Нальчик и Винница, Белгород и Новочеркасск, Санкт-Петербург и Оренбург, ряд заводов Челябинска, предприятия Башкортостана и Татарстана, Тюмень и Курган, Ижевск и Новосибирск, Иркутск и Минск, Витебск и Пермь – вот далеко не полный перечень городов, где шасси «Урал» получают надстройки.

В последние годы значительно расширен спектр передвижных ремонтных мастерских, которые оборудуются аппаратами электро- и газосварки, вертикально-сверлильным станком, точильно-шлифовальной машиной, установкой для регенерации отработанного масла, прессом усилием 12 тонн, верстаком, подъемным механизмом, а по заказу могут комплектоваться токарно-винторезным станком. Смонтированные на шасси «Урал» они способны уверенно добираться до объекта ремонта, зачастую аварийного.

Заметим, что некоторые мастерские, поначалу применявшиеся лишь в нефтегазодобыче, были по достоинству оценены и в других отраслях. Так, машина для наземного ремонта водоводов АНРВ-1У нашла широкое применение в коммунальных службах. Она представляет собой удачную модель ремонтной мастерской, оснащенной газо- и электросваркой, насосом для откачивания воды, инструментом. Несущий ее автомобиль кроме утепленного кузова-фургона имеет еще и открытую грузовую платформу с гидроманипулятором.

Ремонтная мастерская АНРВ-1У (для наземного ремонта водоводов)

Паровые промысловые установки используются нефтегазодобытчиками для исключения образования парафиновых отложений в трубопроводах. Они представляют собой передвижные котельные для получения пара с температурой 3100 (1750С – первая ступень). Именно в качестве котельных они зачастую и применяются в других отраслях экономики, при обслуживании техники, сооружений, ликвидации аварийных ситуаций, все чаще оставляющих городские кварталы без тепла в разгар зимней стужи.

Многочисленные производители топливозаправочной техники выпускают на шасси «Урал» обширную гамму автоцистерн объемом от 5 до 12 м3. Это заводы: «Строммашина» (Челябинск); «Машиностроитель» (Воскресенск); «Красный Молот» (Тихорецк); ГРААЗ (Грабово, Пензенской обл.); «45 ЭМЗ» (Винница); «Волгограднефтемаш», «Белэнергомаш» и другие. Особо отметим продукцию челябинского завода «Строммашина». Выпускаемые им топливозаправщики используются как в гражданском хозяйстве, так и в силовых структурах, обеспечивая заправку не только наземной, но и авиационной техники, что само по себе говорит о их высоких технических характеристиках.

Передвижной многофункциональный автомобиль-офис

Отметим, что полноприводная техника изначально обладает более высокой активной безопасностью, чем неполноприводная, что особенно важно при перевозках горючего. Для дальнейшего улучшения этой характеристики необходимо применение антиблокировочной системы тормозов (АБС). Работы над ней на УралАЗе уже ведутся.

Все большей популярностью пользуются смонтированные на шасси «Урал» современные автокраны. Они выпускаются в Иваново, Галиче, Камышине, Перми, Юрге, Новосибирске, Ульяновске. Самый известный изготовитель – ОАО «Автокран» (Иваново) – предлагает гамму машин грузоподъемностью 16, 17, 22 и 25 тонн. Галичский завод ориентируется на выпуск автокранов грузоподъемностью 22 – 25 тонн. Стоит отметить начало краностроения на знаменитых «Мотовилихинских заводах» (Пермь). Это оборонное предприятие, обладающее высоким научным и производственным потенциалом, крайне серьезно отнеслось к созданию современного автокрана.

Экскаватор-планировщик

Основная масса автокранов грузоподъемностью 20 тонн и выше созданы на длиннобазном шасси. Однако АООТ «Юргинский машзавод» создал автокран модели КС-45718 грузоподъемностью 22,5 тонны на шасси с обычной базой, который занял определенную нишу рынка.

Отметим, что автокраны на шасси «Урал» очень полюбились строителям, ремонтникам, монтажникам. Капотная компоновка позволяет легко проводить обслуживание систем двигателя. Шасси, обладая системой централизованного управления давлением в шинах, дает возможность автокрану «пробираться» по неподготовленным дорогам, строительным площадкам.

Лесовозы «Урал» являются хитом на протяжении нескольких сезонов. Они получили высокую оценку у лесозаготовителей Сибири, Карелии, Урала. Эти автопоезда – собственная разработка УралАЗа. Прицеп-роспуск унифицирован с автомобилем «Урал» и специально рассчитан (колея, шины) на работу с ним. Установка на лесовозы двигателя ЯМЗ-238М2 сделала их намного привлекательнее и потребность в них растет ежегодно. «Лесовозный бум» продолжается второй год и завод в настоящее время имеет на них большой пакет заказов.

Седельные тягачи и «Iveco-УралАЗ» с гидроманипулятором «Логлифт»

Кроме лесовозных автопоездов выпускаются сортиментовозы, оборудованные гидроманипулятором с полноповоротным грейферным захватом и предназначенные для перевозки сортиментов до 6 метров, также освоен выпуск сортиментовозных прицепов.

Начиная с 1999 года, в соответствии с «Планом работ по производству новых видов спецтехники» производство вахтовых автобусов, передвижных ремонтных мастерских (различной комплектации), кузовов-фургонов, шнекороторных снегоочистителей началось непосредственно на УралАЗ. При подготовке производства вахтовых автобусов были изучены имеющиеся в эксплуатации образцы, изготовленные в Нефтекамске, Козловке, Шумерле. Салоны вахтовых автобусов, разработанные конструкторами ПТЦ «УралАЗ», отличают современный дизайн, комфортные сиденья, системы вентиляции и отопления, освещения, удобный доступ в салон.

Достойное место в гамме пожарной техники занимают специальные автомобили на шасси «Урал». Сегодня они выпускаются в Миассе, Посевной (Новосибирская обл.), проработаны варианты их изготовления в Иркутске и Курганской области (Варгаши).

Пожарная машина АЦП-6/6-40

Существующий модельный ряд содержит машины с двойной и одинарной кабинами, цистерны для воды объемом 6 – 8 м3. Автомобили комплектуются современными насосными агрегатами с давлением подачи воды до 300 кг/см2 (насос НЦПК – 40/100 – 4/400), располагающимися на шасси в различных вариантах, оборудуются вертикально убирающимися шторными дверцами отсеков, что чрезвычайно важно при работе в сложных (стесненных) условиях. В ближайшее время ассортимент автомобилей для борьбы с огнем пополнит аэродромная пожарная машина, которая уже разработана и прошла межведомственные испытания. Шасси «Урал» позволяет этой технике проходить по самым сложным трассам, что при ликвидации аварийных ситуаций может стать решающим фактором.

Как видите, созданные для армии автомобили «Урал» активно и удачно включились в работу многих отраслей экономики, что связано с широкими возможностями, заложенными в его конструкцию.