На родине гигантов

Л. Никифоров, илл. БелАЗ и автора

В отличие от «нормальных» автозаводов БелАЗ отчитывается перед заказчиками не собранными, а разобранными автомобилями.

А как иначе отправить в Якутию 200-тонник модели 7530, занимающий 10 железнодорожных платформ. По всем канонам 7530 – серийно выпускаемый автомобиль. Только очень большой. В разгаре выпуск второго десятка гигантов. По масштабам мирового автостроения это отличный показатель, доступный далеко не каждой компании.

А начиналось все полвека назад со строительства завода по производству техники для торфоразработок. Но уже в 1958 г. из ворот обновленного завода выходит первый самосвал МАЗ-525, названный за грузоподъемность в 25 тонн «четвертаком». До предела упрощенная конструкция автомобиля с жестким приварным задним мостом и дизелем Д-12 – потомком «пламенных сердец» легендарных танков Т-34 – сделали «четвертак» очень популярным во многих странах. Следом на свет появляется сорокатонник МАЗ-530. Он становится не только украшением ВДНХ, но и кинозвездой, снявшись, как теперь говорят, в культовом фильме-агитке «Русское чудо». Но все же надо отдать должное этой машине – в 1958 г. ей присуждается большая золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Правда, до крупной серии дело так и не дошло.

Но по-настоящему марка БелАЗ зазвучала с 1961 года в связи с появлением самосвала БелАЗ-540/540А грузоподъемностью 27 тонн. Этот автомобиль вполне обоснованно можно назвать эпохальным. Во-первых, в его рождении ведущую роль сыграла экономика – он сначала был рассчитан экономистами, а потом спроектирован конструкторами. Во-вторых, он по существу, стал первой серийной разработкой специалистов-дизайнеров ВНИИТЭ для автомобильной промышленности. В-третьих, с его появлением на свет в советском автопроме надолго прижилась одноместная кабина. Она стала своеобразной визитной карточкой БелАЗа.

Здесь собирают 200-тонники

Конструкторская школа БелАЗа прогрессировала с каждым годом. Начав, по существу, на пустом месте с выпуска принципиально нового для советской промышленности самосвала, в Жодино готовили ежегодно новую модель. Из заводских ворот вышли трактор-тягач МАЗ-529, одноосный тягач БелАЗ-531, промышленный трактор БелАЗ-550, аэродромный тягач БелАЗ-6411, гигантский автопоезд-углевоз БелАЗ-7429-9590.
Результатами поисков альтернативных силовых агрегатов стали дизель-троллейвозы и автомобили с газотурбинными установками. В 1991-м в Жодино родился абсолютный рекордсмен марки самосвал БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т.

Человек, впервые попавший на завод, узнает о нем много удивительного. Фактически, БелАЗ – единственное в мире предприятие, где сборка сверхтяжеловозов идет на двух конвейерах в две смены. За год с них сходит около 1 200 автомобилей 75 базовых моделей и модификаций. И еще одна интересная деталь, так сказать, внутреннего значения. Во все смутные годы завод не останавливался ни на один день, о задержке зарплаты здесь не имеют понятия.

БелАЗ-7540А – самый маленький из БелАЗов (30 т)

БелАЗ сегодня – огромный промышленный комплекс, не уступающий по площади городу Жодино. Он разделен на два сборочно-монтажных центра. Один из них собирает автомобили с классической гидромеханической трансмиссией и грузоподъемностью до 55 тонн. На заводе их называют «маленькими». «Большие» машины, оснащенные электромеханическими трансмиссиями, грузоподъемностью от 80 до 200 тонн собираются в другом корпусе.

Попадая в сборочный корпус, сразу же отмечаешь про себя, насколько он отличается от традиционного автосборочного производства. Ну где еще можно увидеть в роли внутризаводского транспорта огромные МАЗы с полуприцепами, перевозящие узлы и агрегаты между сборочными линиями конвейера? Да и четырехразовой уборки корпусов я что-то нигде не встречал. Но если эти отличия сами собой бросаются в глаза, то еще одна особенность доходит не сразу. На конвейерах нет женщин, чьими руками собираются все российские автомобили. Как-то трудно представить их рядом с 200-тонной махиной, колесная гайка от которой с трудом умещается в руках. Есть и еще одна особенность, свойственная только БелАЗу. Производственный цикл выпуска нового автомобиля заканчивается здесь... его разборкой. Отработав причитающиеся моточасы, «новорожденный» попадает в опытные руки рабочих транспортно-погрузочного участка. Здесь его быстренько расчленяют и грузят на платформы. Как это не пародоксально звучит, но готовым к отгрузке заказчику считается только аккуратно разобранный автомобиль.

География поставок жодинских машин весьма разнообразна – Россия, Узбекистан, Норвегия, Вьетнам, Южная Африка, Чили, Перу. С недавних пор 42-тонные БелАЗ-7548 «прописались» в США. Страна, чьи самосвалы с маркой Caterpillar – предмет мечтаний российских горнопромышленников, металлургов и угольщиков, регулярно ввозит белорусские самосвалы и фронтальные погрузчики.

БелАЗ-4901 – мобильная автомастерская

Что же представляет собой жодинская палитра «тяжеловесов» 1999 – 2000 модельного года? Самая маленькая модель, 7540А, имеет грузоподъемность 30 тонн и полную массу 52 тонны. Этот карьерный самосвал предназначен для перевозки горных пород или сыпучих материалов и может комплектоваться платформами с задней разгрузкой объемом от 15 до 23,5 м3. В качестве силовых агрегатов на них используются либо 12-цилиндровые дизели серии ЯМЗ-240, либо тутаевский 8-цилиндровый ТМЗ-8424. В трансмиссии применена гидромеханическая коробка передач с электрогидравлическим приводом переключения ступеней и гидродинамическим тормозом-замедлителем. Подвеска – зависимая пневмогидравлическая (масло – азот) с продольными направляющими.

Семейство 7548 – самое многочисленное. За время его существования выпущено несколько десятков тысяч машин грузоподъемностью 42 т. Для модели 75481 разработаны 3 типа грузовых платформ объемом 28, 33 или 42 м3. Двигателями для этих машин могут служить ярославские дизели ЯМЗ-240 или ЯМЗ-84101, а также американский Cammins КТА-19С. Характеристики трасмиссии и подвески аналогичны более легкой машине ряда 7540. Время опрокидывания платформы – 12 с, а время возврата – 18 с.

И наконец, самая большая из маленьких машин – 55-тонная 7555. Прежде всего стоит обратить внимание на совершенно иной дизайн автомобиля. Типичные для БелАЗа лобовые стекла с отрицательными углами наклона уступили место традиционным. Вместо мелких вертикальных контрофорсов платформа приобрела один продольный, что позволило значительно упростить ее изготовление и заметно снизить массу. Изменилась форма защитного козырька, а входные ступени перекочевали на передний бампер.

БелАЗ-75483 Condition – 40–тонник для американского рынка

Это было продиктовано требованиями безопасности ряда стран, куда экспортируются эти автомобили. Сейчас такое расположение ступеней принято и на других моделях БелАЗа с гидромеханической передачей. В качестве силовых агрегатов предлагаются 3 дизеля мощностью 700 л.с. – ЯМЗ-43645, Cammins KTA-19C или MTU8V396TCAB. Гидромеханические коробки БелАЗ ставит собственные или Allison. Передняя подвеска отличается от остальных моделей и состоит из гидропневматического амортизатора и качающегося продольного рычага. Платформа – объемом 44,5 или 55,6 м3. Время опрокидывания платформы – 12 с. Расстояние до поднятого козырька – 8,3 м.

80-тонный БелАЗ-7540 открывает ряд автомобилей с электромеханической трансмиссией. Силовая установка, состоящая из дизельного двигателя и тягового генератора, передает энергию ходовым электродвигателям, работающим с колесными редукторами. По выбору заказчика на самосвал могут устанавливаться либо 12-цилиндровый дизель Cammins KTA-38C мощностью 840 л.с., либо российский 8-цилиндровый 6ДМ-21АМ мощностью 1 100 л.с. В качестве стандартного оборудования устанавливается предпусковой подогреватель, облегчающий запуск двигателя зимой при высокой влажности. Мощность тягового генератора 630 кВт, а ходовых двигателей – по 360 кВт. Подвеска передних и задних колес – на продольных рычагах с гидравлическими амортизаторами. Платформа с подогреваемым полом имеет объем 60 или 74 м3 и опрокидывается за 25, а возвращается в нормальное положение – за 15 с. Несмотря на внушительные габариты и полную массу в 147 тонн, автомобиль развивает максимальную скорость до 50 км/ч.

БелАЗ-7555в – новый дизайн кабины и платформы (55 т)

Следующий в ряду «больших» карьерных самосвалов – 120-тонный БелАЗ-7514. Он предназначен для работы в паре с экскаваторами, имеющими ковш объемом 12,5 или 20 м3. Максимальное время загрузки стандартной платформы объемом 61 м3 – 2 мин 10 с, а 68-кубовой – 2 мин 48 с. Мощность двигателей, предлагаемых заказчикам, составляет от 1 200 до 1 500 л.с. Комбинация различных силовых агрегатов с двумя генераторами и двумя моделями тяговых двигателей дает 10 модификаций трансмиссий. В оборудование кабины может вводиться автоматический прибор для контроля массы перевозимого груза, что позволяет наиболее эффективно использовать самосвал в карьерах.

Отличительная особенность 130-тонного БелАЗа-7513 – обновленный дизайн кабины, оперения и платформы. Полная масса самосвала составляет 230 тонн. По мнению заводских специалистов, это наиболее перспективная модель для рынка стран СНГ и экспорта. Среди новинок в конструкции самосвала – система дистанционной диагностики и дистанционного взвешивания, централизованная система смазки Lincolin. 1600-сильный дизель Cammins KTA-50C установлен на мощной платформе-раме, для его обслуживания используется специальная лестница, скрытая под основанием кабины.

Еще одна лестница смонтирована между осями и предназначена для обслуживания гидросистемы автомобиля. В транспортном положении она также убирается и не мешает движению машины.

БелАЗ-7549 – до верхней точки козырька 10 м

Самая крупная из машин, выпускаемых в Жодино – двухсоттонник БелАЗ-7530. Массогабаритные характеристики этого гиганта поражают. Полная масса 346 т, длина 13,4 м, ширина – почти 8 м, а высота 6,42 м. При подъеме платформы защитный козырек достигает 12-метровой высоты. Диаметр колеса – более 3,5 м. Разогнать эту махину до 40 км/ч может один из трех предлагаемых двигателей – немецкие 16V149T1B (2 200 л.с.), 16V-396TE44 (2 500 л.с.) или российский 12ДМ-21АМ (2 400 л.с.).

Философией БелАЗа является обеспечение заказчика всем комплексом крупногабаритной техники для работы в горно-добывающей промышленности или строительстве. Для этого в Жодино выпускают самый крупный в Восточной Европе фронтальный погрузчик БелАЗ-7821 и колесный бульдозер БелАЗ-78202, специальные автомобили БелАЗ-7648 для подготовки дорог, на которых эксплуатируются сверхтяжеловозы, автомобили-эвакуаторы и даже специальные автомобили-транспортеры для навески колес при ремонте самосвалов.

С недавних пор в производственную программу завода включены также автомобили и прицепы обычных габаритов. Так, по заказу взрывников, работающих на рудниках, выпускается автопоезд для перевозки взрывчатых веществ и селитры БелАЗ-9575. Он позволяет доставлять на место подготовки и проведения буровзрывных работ до 33 т селитры.

БелАЗ-74212 – аэродромный тягач

Большим спросом пользуется в Белоруссии новинка жодинских автостроителей – низкорамные полуприцепы для перевозки крупногабаритных неделимых грузов. Стоит также упомянуть и мобильную автомастерскую БелАЗ-4901 на шасси МАЗовского двухосника. Ее отличительная особенность – гидравлический кран-манипулятор, позволяющий выполнять не только монтажные работы, но и принимать участие в ликвидации крупных ДТП и эвакуации аварийных автомобилей.

Несмотря на все сложности затянувшегося на 10 лет переходного периода, БелАЗ ни одного дня не простаивал и продолжал не только серийный выпуск автомобилей-самосвалов, но и вел исследовательские, конструкторские и экспериментальные работы по подготовке к выпуску перспективных моделей. На заводе всерьез думают над возвращением на карьерные самосвалы газотурбинного двигателя и возрождением идеи дизель-троллейвозов.

Это может показаться странным, но на БелАЗе борются за повышение скорости гигантских машин. По современным нормам она немногим больше 5 км/ч. 130-тонник за один рабочий день не успевает подняться со дна Мирненского карьера глубиной 530 м. А по мнению главного конструктора БелАЗа А. Егорова, даже при незначительном повышении энерговооруженности самосвалов рабочую скорость можно будет поднять до 20 км/ч. А еще он по-хорошему одержим идеей рекуперативного торможения при спуске огромного автомобиля.

БелАЗ-75131 – 130–тонный самосвал – лучший, по мнению многих специалистов

Рассказывая о жодинском заводе, нельзя не добавить несколько слов о дизайне его автомобилей. Белазовский дизайн – своеобразный памятник А. Кобылинскому, автору «пятьсот сорокового». Проектирование столь необычной техники – дело не простое. С одной стороны, жестко давит специфика производства и унификация, с другой – как бы отсутствие приоритета дизайна как это принято в легковом автомобилестроении. Дизайн-бюро на БелАЗе работает с полной нагрузкой.

На счету команды Владимира Семенова немало интересных находок и решений. Например, еще в середине 80-х здесь подготовили художественно-конструкторскую проработку почти кругового остекления кабины с вклеенными стеклами. Аэродромный тягач получил необычную подъемную кабину с системой зеркал для точного «прицеливания» на переднюю стойку шасси самолета.

Здесь, в дизайн-бюро завода, можно увидеть макет будущего 300-тонника. Его рождение уже не за горами. За ним последует 340-тонная машина (или махина?), а затем – 400-тонный самосвал. Их необычная компоновка – результат совместной работы художников-конструкторов с компоновщиками. Кабина опущена как можно ближе к земле, удобство посадки и уровень комфорта в ней соответствуют современным легковым автомобилям, включая кондиционер и шумоизоляцию. Над ней – силовой агрегат.

БелАЗ-75303 – 200–тонный рекордсмен

Машинное отделение больше всего похоже на поставленный поперек самосвала маневровый тепловоз. Таким образом удалось решить сразу несколько проблем. Во-первых, сборка такого самосвала упрощена до предела. Во-вторых, обслуживание двигателя не представляет проблемы даже в арктическую стужу. Механик может свободно перемещаться вокруг него в теплом отсеке.

В-третьих, поставленный поперек силовой агрегат значительно освобождает место для самосвальной платформы. В результате автомобиль полной массой под 600 т получил колесную формулу 4 х 2, а его 400-тонный собрат при полной массе более 700 т – 6 х 4.

Судьба нового семейства решается буквально в эти дни. Будем надеяться, что решится она к обоюдной пользе автостроителей и горняков.

Л. Никифоров, илл. БелАЗ и автора Основные Средства 08'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)