Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части

На родине гигантов

Л. Никифоров, илл. БелАЗ и автора

В отличие от «нормальных» автозаводов БелАЗ отчитывается перед заказчиками не собранными, а разобранными автомобилями.

А как иначе отправить в Якутию 200-тонник модели 7530, занимающий 10 железнодорожных платформ. По всем канонам 7530 – серийно выпускаемый автомобиль. Только очень большой. В разгаре выпуск второго десятка гигантов. По масштабам мирового автостроения это отличный показатель, доступный далеко не каждой компании.

А начиналось все полвека назад со строительства завода по производству техники для торфоразработок. Но уже в 1958 г. из ворот обновленного завода выходит первый самосвал МАЗ-525, названный за грузоподъемность в 25 тонн «четвертаком». До предела упрощенная конструкция автомобиля с жестким приварным задним мостом и дизелем Д-12 – потомком «пламенных сердец» легендарных танков Т-34 – сделали «четвертак» очень популярным во многих странах. Следом на свет появляется сорокатонник МАЗ-530. Он становится не только украшением ВДНХ, но и кинозвездой, снявшись, как теперь говорят, в культовом фильме-агитке «Русское чудо». Но все же надо отдать должное этой машине – в 1958 г. ей присуждается большая золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Правда, до крупной серии дело так и не дошло.

Но по-настоящему марка БелАЗ зазвучала с 1961 года в связи с появлением самосвала БелАЗ-540/540А грузоподъемностью 27 тонн. Этот автомобиль вполне обоснованно можно назвать эпохальным. Во-первых, в его рождении ведущую роль сыграла экономика – он сначала был рассчитан экономистами, а потом спроектирован конструкторами. Во-вторых, он по существу, стал первой серийной разработкой специалистов-дизайнеров ВНИИТЭ для автомобильной промышленности. В-третьих, с его появлением на свет в советском автопроме надолго прижилась одноместная кабина. Она стала своеобразной визитной карточкой БелАЗа.

Здесь собирают 200-тонники

Конструкторская школа БелАЗа прогрессировала с каждым годом. Начав, по существу, на пустом месте с выпуска принципиально нового для советской промышленности самосвала, в Жодино готовили ежегодно новую модель. Из заводских ворот вышли трактор-тягач МАЗ-529, одноосный тягач БелАЗ-531, промышленный трактор БелАЗ-550, аэродромный тягач БелАЗ-6411, гигантский автопоезд-углевоз БелАЗ-7429-9590.
Результатами поисков альтернативных силовых агрегатов стали дизель-троллейвозы и автомобили с газотурбинными установками. В 1991-м в Жодино родился абсолютный рекордсмен марки самосвал БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т.

Человек, впервые попавший на завод, узнает о нем много удивительного. Фактически, БелАЗ – единственное в мире предприятие, где сборка сверхтяжеловозов идет на двух конвейерах в две смены. За год с них сходит около 1 200 автомобилей 75 базовых моделей и модификаций. И еще одна интересная деталь, так сказать, внутреннего значения. Во все смутные годы завод не останавливался ни на один день, о задержке зарплаты здесь не имеют понятия.

БелАЗ-7540А – самый маленький из БелАЗов (30 т)

БелАЗ сегодня – огромный промышленный комплекс, не уступающий по площади городу Жодино. Он разделен на два сборочно-монтажных центра. Один из них собирает автомобили с классической гидромеханической трансмиссией и грузоподъемностью до 55 тонн. На заводе их называют «маленькими». «Большие» машины, оснащенные электромеханическими трансмиссиями, грузоподъемностью от 80 до 200 тонн собираются в другом корпусе.

Попадая в сборочный корпус, сразу же отмечаешь про себя, насколько он отличается от традиционного автосборочного производства. Ну где еще можно увидеть в роли внутризаводского транспорта огромные МАЗы с полуприцепами, перевозящие узлы и агрегаты между сборочными линиями конвейера? Да и четырехразовой уборки корпусов я что-то нигде не встречал. Но если эти отличия сами собой бросаются в глаза, то еще одна особенность доходит не сразу. На конвейерах нет женщин, чьими руками собираются все российские автомобили. Как-то трудно представить их рядом с 200-тонной махиной, колесная гайка от которой с трудом умещается в руках. Есть и еще одна особенность, свойственная только БелАЗу. Производственный цикл выпуска нового автомобиля заканчивается здесь... его разборкой. Отработав причитающиеся моточасы, «новорожденный» попадает в опытные руки рабочих транспортно-погрузочного участка. Здесь его быстренько расчленяют и грузят на платформы. Как это не пародоксально звучит, но готовым к отгрузке заказчику считается только аккуратно разобранный автомобиль.

География поставок жодинских машин весьма разнообразна – Россия, Узбекистан, Норвегия, Вьетнам, Южная Африка, Чили, Перу. С недавних пор 42-тонные БелАЗ-7548 «прописались» в США. Страна, чьи самосвалы с маркой Caterpillar – предмет мечтаний российских горнопромышленников, металлургов и угольщиков, регулярно ввозит белорусские самосвалы и фронтальные погрузчики.

БелАЗ-4901 – мобильная автомастерская

Что же представляет собой жодинская палитра «тяжеловесов» 1999 – 2000 модельного года? Самая маленькая модель, 7540А, имеет грузоподъемность 30 тонн и полную массу 52 тонны. Этот карьерный самосвал предназначен для перевозки горных пород или сыпучих материалов и может комплектоваться платформами с задней разгрузкой объемом от 15 до 23,5 м3. В качестве силовых агрегатов на них используются либо 12-цилиндровые дизели серии ЯМЗ-240, либо тутаевский 8-цилиндровый ТМЗ-8424. В трансмиссии применена гидромеханическая коробка передач с электрогидравлическим приводом переключения ступеней и гидродинамическим тормозом-замедлителем. Подвеска – зависимая пневмогидравлическая (масло – азот) с продольными направляющими.

Семейство 7548 – самое многочисленное. За время его существования выпущено несколько десятков тысяч машин грузоподъемностью 42 т. Для модели 75481 разработаны 3 типа грузовых платформ объемом 28, 33 или 42 м3. Двигателями для этих машин могут служить ярославские дизели ЯМЗ-240 или ЯМЗ-84101, а также американский Cammins КТА-19С. Характеристики трасмиссии и подвески аналогичны более легкой машине ряда 7540. Время опрокидывания платформы – 12 с, а время возврата – 18 с.

И наконец, самая большая из маленьких машин – 55-тонная 7555. Прежде всего стоит обратить внимание на совершенно иной дизайн автомобиля. Типичные для БелАЗа лобовые стекла с отрицательными углами наклона уступили место традиционным. Вместо мелких вертикальных контрофорсов платформа приобрела один продольный, что позволило значительно упростить ее изготовление и заметно снизить массу. Изменилась форма защитного козырька, а входные ступени перекочевали на передний бампер.

БелАЗ-75483 Condition – 40–тонник для американского рынка

Это было продиктовано требованиями безопасности ряда стран, куда экспортируются эти автомобили. Сейчас такое расположение ступеней принято и на других моделях БелАЗа с гидромеханической передачей. В качестве силовых агрегатов предлагаются 3 дизеля мощностью 700 л.с. – ЯМЗ-43645, Cammins KTA-19C или MTU8V396TCAB. Гидромеханические коробки БелАЗ ставит собственные или Allison. Передняя подвеска отличается от остальных моделей и состоит из гидропневматического амортизатора и качающегося продольного рычага. Платформа – объемом 44,5 или 55,6 м3. Время опрокидывания платформы – 12 с. Расстояние до поднятого козырька – 8,3 м.

80-тонный БелАЗ-7540 открывает ряд автомобилей с электромеханической трансмиссией. Силовая установка, состоящая из дизельного двигателя и тягового генератора, передает энергию ходовым электродвигателям, работающим с колесными редукторами. По выбору заказчика на самосвал могут устанавливаться либо 12-цилиндровый дизель Cammins KTA-38C мощностью 840 л.с., либо российский 8-цилиндровый 6ДМ-21АМ мощностью 1 100 л.с. В качестве стандартного оборудования устанавливается предпусковой подогреватель, облегчающий запуск двигателя зимой при высокой влажности. Мощность тягового генератора 630 кВт, а ходовых двигателей – по 360 кВт. Подвеска передних и задних колес – на продольных рычагах с гидравлическими амортизаторами. Платформа с подогреваемым полом имеет объем 60 или 74 м3 и опрокидывается за 25, а возвращается в нормальное положение – за 15 с. Несмотря на внушительные габариты и полную массу в 147 тонн, автомобиль развивает максимальную скорость до 50 км/ч.

БелАЗ-7555в – новый дизайн кабины и платформы (55 т)

Следующий в ряду «больших» карьерных самосвалов – 120-тонный БелАЗ-7514. Он предназначен для работы в паре с экскаваторами, имеющими ковш объемом 12,5 или 20 м3. Максимальное время загрузки стандартной платформы объемом 61 м3 – 2 мин 10 с, а 68-кубовой – 2 мин 48 с. Мощность двигателей, предлагаемых заказчикам, составляет от 1 200 до 1 500 л.с. Комбинация различных силовых агрегатов с двумя генераторами и двумя моделями тяговых двигателей дает 10 модификаций трансмиссий. В оборудование кабины может вводиться автоматический прибор для контроля массы перевозимого груза, что позволяет наиболее эффективно использовать самосвал в карьерах.

Отличительная особенность 130-тонного БелАЗа-7513 – обновленный дизайн кабины, оперения и платформы. Полная масса самосвала составляет 230 тонн. По мнению заводских специалистов, это наиболее перспективная модель для рынка стран СНГ и экспорта. Среди новинок в конструкции самосвала – система дистанционной диагностики и дистанционного взвешивания, централизованная система смазки Lincolin. 1600-сильный дизель Cammins KTA-50C установлен на мощной платформе-раме, для его обслуживания используется специальная лестница, скрытая под основанием кабины.

Еще одна лестница смонтирована между осями и предназначена для обслуживания гидросистемы автомобиля. В транспортном положении она также убирается и не мешает движению машины.

БелАЗ-7549 – до верхней точки козырька 10 м

Самая крупная из машин, выпускаемых в Жодино – двухсоттонник БелАЗ-7530. Массогабаритные характеристики этого гиганта поражают. Полная масса 346 т, длина 13,4 м, ширина – почти 8 м, а высота 6,42 м. При подъеме платформы защитный козырек достигает 12-метровой высоты. Диаметр колеса – более 3,5 м. Разогнать эту махину до 40 км/ч может один из трех предлагаемых двигателей – немецкие 16V149T1B (2 200 л.с.), 16V-396TE44 (2 500 л.с.) или российский 12ДМ-21АМ (2 400 л.с.).

Философией БелАЗа является обеспечение заказчика всем комплексом крупногабаритной техники для работы в горно-добывающей промышленности или строительстве. Для этого в Жодино выпускают самый крупный в Восточной Европе фронтальный погрузчик БелАЗ-7821 и колесный бульдозер БелАЗ-78202, специальные автомобили БелАЗ-7648 для подготовки дорог, на которых эксплуатируются сверхтяжеловозы, автомобили-эвакуаторы и даже специальные автомобили-транспортеры для навески колес при ремонте самосвалов.

С недавних пор в производственную программу завода включены также автомобили и прицепы обычных габаритов. Так, по заказу взрывников, работающих на рудниках, выпускается автопоезд для перевозки взрывчатых веществ и селитры БелАЗ-9575. Он позволяет доставлять на место подготовки и проведения буровзрывных работ до 33 т селитры.

БелАЗ-74212 – аэродромный тягач

Большим спросом пользуется в Белоруссии новинка жодинских автостроителей – низкорамные полуприцепы для перевозки крупногабаритных неделимых грузов. Стоит также упомянуть и мобильную автомастерскую БелАЗ-4901 на шасси МАЗовского двухосника. Ее отличительная особенность – гидравлический кран-манипулятор, позволяющий выполнять не только монтажные работы, но и принимать участие в ликвидации крупных ДТП и эвакуации аварийных автомобилей.

Несмотря на все сложности затянувшегося на 10 лет переходного периода, БелАЗ ни одного дня не простаивал и продолжал не только серийный выпуск автомобилей-самосвалов, но и вел исследовательские, конструкторские и экспериментальные работы по подготовке к выпуску перспективных моделей. На заводе всерьез думают над возвращением на карьерные самосвалы газотурбинного двигателя и возрождением идеи дизель-троллейвозов.

Это может показаться странным, но на БелАЗе борются за повышение скорости гигантских машин. По современным нормам она немногим больше 5 км/ч. 130-тонник за один рабочий день не успевает подняться со дна Мирненского карьера глубиной 530 м. А по мнению главного конструктора БелАЗа А. Егорова, даже при незначительном повышении энерговооруженности самосвалов рабочую скорость можно будет поднять до 20 км/ч. А еще он по-хорошему одержим идеей рекуперативного торможения при спуске огромного автомобиля.

БелАЗ-75131 – 130–тонный самосвал – лучший, по мнению многих специалистов

Рассказывая о жодинском заводе, нельзя не добавить несколько слов о дизайне его автомобилей. Белазовский дизайн – своеобразный памятник А. Кобылинскому, автору «пятьсот сорокового». Проектирование столь необычной техники – дело не простое. С одной стороны, жестко давит специфика производства и унификация, с другой – как бы отсутствие приоритета дизайна как это принято в легковом автомобилестроении. Дизайн-бюро на БелАЗе работает с полной нагрузкой.

На счету команды Владимира Семенова немало интересных находок и решений. Например, еще в середине 80-х здесь подготовили художественно-конструкторскую проработку почти кругового остекления кабины с вклеенными стеклами. Аэродромный тягач получил необычную подъемную кабину с системой зеркал для точного «прицеливания» на переднюю стойку шасси самолета.

Здесь, в дизайн-бюро завода, можно увидеть макет будущего 300-тонника. Его рождение уже не за горами. За ним последует 340-тонная машина (или махина?), а затем – 400-тонный самосвал. Их необычная компоновка – результат совместной работы художников-конструкторов с компоновщиками. Кабина опущена как можно ближе к земле, удобство посадки и уровень комфорта в ней соответствуют современным легковым автомобилям, включая кондиционер и шумоизоляцию. Над ней – силовой агрегат.

БелАЗ-75303 – 200–тонный рекордсмен

Машинное отделение больше всего похоже на поставленный поперек самосвала маневровый тепловоз. Таким образом удалось решить сразу несколько проблем. Во-первых, сборка такого самосвала упрощена до предела. Во-вторых, обслуживание двигателя не представляет проблемы даже в арктическую стужу. Механик может свободно перемещаться вокруг него в теплом отсеке.

В-третьих, поставленный поперек силовой агрегат значительно освобождает место для самосвальной платформы. В результате автомобиль полной массой под 600 т получил колесную формулу 4 х 2, а его 400-тонный собрат при полной массе более 700 т – 6 х 4.

Судьба нового семейства решается буквально в эти дни. Будем надеяться, что решится она к обоюдной пользе автостроителей и горняков.

Л. Никифоров, илл. БелАЗ и автора Основные Средства 08'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)